Урок - изучение нового материала знакомит учащихся с такой категорией необщеупотребительных слов, как диалектные слова.Учащимся даются сведения о том, что диалектные слова называют как предметы и реалии, встречающиеся в каких-то определённых областях, так и хорошо нам всем известные вещи. Особое внимание на уроке обращается на диалектные слова той местности, в которой проживают дети(в данном случае - Александровский район Оренбургской области).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- устаревший предмет народного обихода из школьного краеведческого музея – валёк
- Творческие работы учащихся 6 класса «Собирали мы слова»
Ход урока:
1.Организационное начало урока
2.Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Слово учителя
На предыдущих уроках вы узнали, что слова русского языка делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные, слова ограниченного употребления.
Вспомните, что такое общеупотребительные слова (это слова, которые известны всем людям, говорящим на русском языке). Общеупотребительными словами пользуемся мы все, и наша обыденная ,повседневная речь состоит прежде сего из таких слов.
Но есть в языке слова, которые используют в соей речи не все люди – это слова ограниченного употребления. На прошлом уроке вы познакомились с группой таких слов.
Как называются такие слова?(профессиональные).
Что такое профессиональные слова?(слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности)
Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одной группой слов ограниченного употребления – с диалектными словами.
3.Объяснение нового материала.
Среди огромного количества русских слов, которые употребляются всюду, где звучит русская речь, немало таких, которые используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности. Такие слова называются местными или диалектными(от слова диалект – говор).
В каждой местности можно найти десятки и даже сотни таких слов, а в общей сложности таких слов в языке тысячи.
Тому, кто впервые попал в какую-нибудь другую область, особенно в сельскую местность, обязательно встретятся такие слова.
Что же обозначают эти особенные диалектные слова? Что-нибудь особенное, не имеющее названия в литературном языке? Да, многие диалектные слова называют именно такие предметы быта людей, которые встречаются только в той или иной местности. Посмотрите на доску. В старых русских избах некоторых северных областей около русской печи можно увидеть небольшую деревянную пристройку, вроде чуланчика, немного ниже печи, с дверкой, через которую спускаются по лестнице в подполье, где хранят продукты. Сверху эта пристройка используется как спальное место. Такое сооружение называется «голбец».
Но далеко не все диалектные слова обозначают такие особые предметы, которые есть в одной местности и которых нет в другой. Гораздо больше таких диалектных слов, которые служат местными названиями для совсем обычных повсеместно распространённых предметов, явлений, действий. Например, одни и те же всем известные вязаные варежки называют так не везде. В Смоленской, Курской областях их называют вязёнки, а в Псковской и Новгородской – дянки.
В деревнях Калининской области тропинку называют глобкой, а в Рязанской области – стёжкой.
Мышь в Воронежской области – гнус, в Тверской – касть, в Псковской – поганка, в Тамбовской – плюгавка, в Астраханской – гад.
А вот ещё пример разных диалектных названий одного и того же предмета(учитель демонстрирует учащимся валёк)
В старину во многих областях использовалось деревянное орудие – валёк – плоский деревянный брусок с рукояткой. Им выколачивали при стирке грубое толстое бельё. Так вот , в разных местах он назывался по-разному(запись на доске):
Велёк(с.Новоникитино Оренбургской области)
Вело(Матвеевский район Оренбургской области)
Пральник(Ярославская область)
Лапта(Тамбовская область)
Колоталка(Курская область)
Палица(Орловская область)
В нашем селе тоже немало диалектных слов. Я буду называть такие слова, а вы будете говорить, что они обозначают, если, конечно, вам известно значение этих слов:
Сыпуха(сажа)
Подловка(чердак)
Анадысь(недавно)
Айда(пойдём)
Корец(ковш)
Катух(сарай)
Чапельник(приспособление для установки сковород в печь)
Вопрос к учащимся:
-Так что же такое диалектные слова?
4.Закрепление
-Работа с учебником
Страница 207, упражнение 531
Подбирая однокоренные слова, объясните происхождение диалектных слов
Зеленя(озимь) – зелёный
Молотяга(приспособление для молотьбы гороха) – молотить
Курник(пирог с куриным мясом) – курица
Порожник(пирог без начинки) – порожний
Вышка(чердак) – выше
Певун(петух) – петь
Утиральник(полотенце) – вытираться
Крутень(метель) – крутит
Ранок(утро) – рано
Осенница(ненастная погода) – осень
-Учащимся раздаются экземпляры «Словаря русских народных говоров» и «Толкового словаря». Учитель поясняет, что значение диалектных слов можно узнать в этих словарях, там они сопровождаются пометкой – обл.
- Учебник Баранова,страница 27, упражнение 64
Прочитайте диалог, найдите диалектное слово, найдите его значение в «Толковом словаре».
-Страница 209, упражнение 532
Заранее подготовленные учащиеся инсценируют предложенный в упражнении диалог.
Вопрос к учащимся:
Можно ли понять разговор, не зная значений диалектных слов? Почему?
5.Слово учителя о В.И.Дале, о его «Толковом словаре живого великорусского языка», демонстрация словаря, чтение одной из словарных статей
3.Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. Пособию для 5 класса общеобразоват учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под ред. М.М.Разумовской. -2-е изд. – М.Просвещение, 1999. – 144 с.
4.Русский язык : Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; М.:Просвещение, 1991
5.Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. -5-е изд. – М.:Дрофа, 1999. -384 с.
6.Энциклопедический словарь юного филолога(языкознание)/Сост. М.В.Панов. –М.: Педагогика, 1984.- 352 с.