Урок разработан в соответствии с требованиями. включает в себя психологическую подготовку, проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового материала, постановку домашнего задания. В целях сохранения здоровья используются здоровьесберегающие технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос; устная работа на местах; 10 мин.).
Изучение нового материала (беседа; работа по учебнику; 15 мин.).
Закрепление изученного (работа у доски и на местах; 13 мин.).
Итог урока (3 мин.).
Домашнее задание (1 мин.).
Ход урока:
I Оргмомент.
II Психологическая подготовка к работе на уроке.
Метод – слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучение раздела лексика – и тема нашего урока: «Что такое диалектные слова?», мы должны узнать что такое диалектные слова, какое место они занимают в составе русского языка, научиться узнавать их в тексте. записываем сегодняшнее число – восемнадцатое февраля. Классная работа. (дети записывают тему в тетрадь). Но для начала давайте проверим домашнее задание.
III Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
Прежде всего, давайте вспомним, что такое профессиональные слова? (профессиональные слова - это слова, которые употребляются только специалистами, то есть людьми определенной профессии).
Теперь я вам называю профессию, ваша задача - назвать профессиональные слова человека этой профессии.
художник - темпера, холст, киноварь, подрамник.
хирург - наркоз, шприц, ампутировать, реанимация.
юрист - алиби, амнистия, судебный пристав.
музыкант - ноты, смычок, аккорд, диез.
2. Проверка письменного домашнего задания.
Также дома вам нужно было выполнить письменно упражнение 323, 2-ую часть. Я поднимаю человека, он зачитывает группу слов, которую подобрал дома, а задача остальных – назвать профессию. (опрос 5 учеников). Собрать тетради, раздать проверенные.
IV: Изучение нового материала:
1. Метод - беседа:
Ребята, всю лексику русского языка можно разделить на общеупотребительную и лексику ограниченного употребления. (Написать на доске таблицу
К общеупотребительной относятся слова, которые используются всеми носителями языка, а лексикой ограниченного употребления пользуются лишь отдельные группы людей. Эти группы людей выделяются по определенному признаку: месту проживания, отношению к какому – либо слою общества, роду занятий. Одну из таких групп лексики ограниченного употребления мы с вами уже выучили – профессиональные слова. Сегодня на уроке мы обратимся с вами к другой группе – диалектные слова. Но для начала давайте с вами попутешествуем! Вот мы оказались в Псковской области. Жители говорят, что погода ненастная, северик будет дуть еще несколько недель. А вот мы с вами уже на Байкале, там тоже неспокойно, который день не унимается баргузин. А что происходит на Дунае!!! Жители оделись потеплее, там тоже непогода! Белозер который день не унимается. Ребята, вы догадались, какое погодное явление мы встретили во всех областях? (ветер) Поразительно, как много названий одного явления существует в мире! Ребята, теперь вы догадались, что такое диалектные слова? ( да, это слова, употребляемые в определенной местности).
2. Работа по учебнику.
Теперь открываем страницу 107 в учебнике и прочитаем определение диалектных слов.(один ученик читает вслух).
Устный опрос нескольких учеников, «что такое диалектные слова».
Сегодня изучению диалектных слов уделяется огромное внимание. Одним из первых толковых словарей, в котором очень много словарных статей посвящено именно диалектным словам стал, составленный почти 150 лет назад, «Толковый словарь живого великорусского языка». Ребята, вы знаете кто автор этого словаря? ( В.И. Даль) Показать детям словарь со словами: сегодня мы подробно на нем останавливаться не будем, у нас будет отдельный урок, посвященный словарям. Я надеюсь, что вы по достоинству оцените эту книгу и будете к ней часто обращаться. Владимир Иванович Даль первым заметил, что ко многим диалектным словам можно подобрать однокоренные слова, которые относились бы к общеупотребительной лексике, поэтому нередко значение диалектного слова можно понять подобрав к нему однокоренные слова, чтобы в этом убедиться мы выполним упражнение 326. Читаем задание.
физминутка
V. Закрепление изученного:
1. Вид работы: словообразовательная работа по образцу.
2. Задание к упражнению: «запишите, подбирая однокоренные слова. Объясните происхождение и значение диалектных слов».
3. Цель упражнения: На словообразовательном уровне связать диалектную и общеупотребительную лексику
4. Выполнение упражнения:
5. Упражнение выполняется по цепочке. Каждый ученик, выходя к доске проделывает работу с одним словом.
6. Вывод: какая морфема связывает диалектные и общеупотребительные слова? (корень). Как, не пользуясь словарем, мы иногда можем узнать лексическое значение диалектного слова.? (подобрав однокоренные слова из числа общеупотребительных).
.
V Итог урока:
Фронтальный опрос:
На какие две группы по употреблению делится лексика русского языка? ( общеупотребительные и ограниченного употребления)
Какие слова мы называем диалектными? ( слова, которые употребляются только жителями той или иной местности).
Кто внес большой вклад в изучение диалектных слов русского языка? ( Владимир Иванович Даль)
Какая часть слова часто связывает диалектные и общеупотребительные слова? (корень)
VI. Домашнее задание:
1. Прочитать § 41 стр.107 – 109.
2.Выучить определение.
3.Упражнение 328 (по заданию) Прочитать задание, объяснить его, есть ли вопросы по выполнению.