I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | - Добрый день, ребята! Наш урок я хочу начать с таких слов : Ты можешь уметь что угодно, пока ты не докажешь это – ты не умеешь ничего! - Мне хочется , чтобы вы все умели и могли это доказать. Как это выполнить мы попробуем на нашем уроке. - Ребята ,ответьте на вопрос Что я умею? - Какой часть речью вы обозначили свои умения? - Верно. А теперь попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. Что бы хотели вспомнить о глаголе? А каких целей вы бы хотели достичь на этом уроке? Обратимся к учебнику: параграф |
Ответы учащихся
Работа с учебником(определяют ключевые слова в тексте параграфа) | Слушают учителя.
Называют , перечисляют свои умения.
Рассуждения учащихся Формулируют тему урока (Глагол) Формулируют цель (вспомнить, что называется глаголом и каковы его морфологические признаки). | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | 1 мин
|
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для повторения темы и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
| - Перед вами стихотворение А. Кушнера Кто сказал, что мы подрались? Мы не дрались, а боролись. Правда, мы чуть-чуть кусались. И щипались, и кололись. Правда, мы друг друга мяли, И бодались, и лягались. Нас , конечно, разнимали. Мы, конечно, упирались. -Если представить происходящее, какая картина перед нами ? - С помощью какой части речи мы увиделти живую картину? - Верно, ребята. Все эти слова являются глаголами - Что нам могут о себе рассказать глаголы? (морфологические признаки) -Вспомнить морфологические признаки глагола. | Проблемно-поисковый Работа в тетрадях | Читают. Находят слова и осуществляют взаимопроверку. Дают ответ, рассуждают Работают в группе по заданию. Перечисляют морфологические признаки глагола. | Решение проблемной ситуации (П) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (К) Анализ объектов с целью выделения действий; подведение под понятие; Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) | 9мин |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися темы урока | 1. Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь». «Глаголить» - говорить. « Глаголом жги сердца людей», – писал А.С.Пушкин Глагол – это важная часть речи в русском языке. И по сей день глаголом жгут сердца людей многие писатели и поэты. - Назовите те вопросы, на которые отвечает глагол. - Итак, мы вспомнила вопросы, на которые отвечает глагол. -Подберите синонимы к глаголу ЖГИ -Какое значение имеет глагол в этом предложении : прямое или переносное? -Составьте предложения , употребив глагол ЖГИ в прямом и переносном значении. ФИЗМИНУТКА Повернёмся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Повернись скорее к другу. Правую ему дай руку . | Устные ответы учащихся Работа в группах. Поисковый метод.
| Дети слушают учителя Работа в группах . Анализ работ, выводы внутри группы. Анализируют работу другой группы. Выступают по 1человеку из групп.
| Поиск и выделение информации; синтез как составле-ние целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Структурирование знаний (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприя-тия чужой оценки (Р) Умение делать обобщения (синтез). Формирование осознания границ собственного знания и незнания (Л) Структурирование знаний (П) Фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситу-ации затруднения (Р) | 20мин
|
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция знаний учащихся. | Работа с текстом. Задание : подчеркнуть глаголы , как члены предложения, задать вопрос, определить время глагола. Свистит косая метель- белая метла дороги метет. Дымят..сясугробы и крыши. Рушат..ся с сосен белые водопады. Летит февраль на всех парусах .Кружат..ся хороводы вокруг домов.Свистит, скулит, воет все кругом. Тучи-снегосыпы сыплят..ся сверху. Солнце запуталось в вихрях. Как золотая рыбка в белой сети. - Какую роль играют глаголы в данном тексте ? | Работа в тетрадях.
| Выполняют задание в парах Проверяют и оценивают Работают индивидуально | Анализ объектов с целью выделения действий и синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Оценивание усвояемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | 7 мин |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Домашнее задание | - Какую тему мы повторили на уроке? - Какие признаки вспомнили? - Удалось нам достичь поставленных целей? - Каким способом? - Какие получили результаты? -Молодцы, ребята. Главное, никогда не унывать и не опускать руки. - А сможете применить полученные знания и доказать свои знания ? (возвращение к словам , сказанным в начале урока) -Давайте составим синквейн о глаголе. Глагол Живой, яркий Обозначает,украшает, изменяется. Важная часть речи. Действие. - Что показалось вам интересным сегодня на уроке? - Что нового вы узнали? - Над чем бы вы хотели поработать ещё, изучая данную тему? Учитель объявляет оценки за урок. | Ответы учащихся, рассуждение Свободное письмо (рефлексия) Дифференцированный (разноуров-невый подход) | Дают ответы на вопросы: - Глагол - Морфологические признаки - Да - Играли, думали, спо-рили, договаривались. - Мы удачно справля-лись с отдельными заданиями и в результате добились успеха. - На других уроках, в быту, в общении. Анализируют работу на уроке через самооценку. Записывают домашнее задание. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) Формирование адекватной положительной самооценки. | 3 мин |