Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе «Глагол. «Повторяем, что знаем»»
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа д. Согом»
Урок русского языка в 4 классе
«Глагол «Повторяем, что знаем»
Составитель: учитель начальных классов
Подгородних И.И.
20 февраля 2021г.
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Глагол. «Повторяем, что знаем»
Цель: Овладевать учебными действиями по теме урока (часть речи «глагол») и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Задачи:
Образовательная:
Учить распознавать глаголы среди других изученных частей речи.
в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.
Воспитательная:
3) Воспитывать аккуратность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):
* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
* Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):
* Ориентироваться в учебном материале:
Определятькругсвоегонезнания;
осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачуурока.
* Работать по заданиям,обобщать, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном, имени прилагательном и местоимении; совершенствовать навык распознавания глагола среди других изученных частей речи.
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):
* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Демонстративный материал:
Оборудование: ПК, проектор, контрольные листы, «Ваш билетик на выход».
Ход урока
Организационный этап.
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
А теперь все улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям,
И садитесь по местам.
- Ребята, перед вами на столах лежат цветные смайлики:
Красная (отличное настроение);
Желтая (хорошее настроение);
Синяя (не совсем хорошее);
Черная (плохое настроение).
-Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
- Третьей строкой нужно продолжить ряд сочетания букв, записанных мною в вашей тетради. Не забывайте следить за последовательностью написания и правильным соединением букв (образцы в вашей тетради). Гл, Кл.
Повторяю, обязательное правило при письме – «следи за осанкой». Правильное письмо зависит от осанки.
III. Актуализация опорных знаний.
Упражнение «Слова рассыпались».
Составьте и запишите из данных слов предложение.
Красивые, и, подснежники, появляются, цветы, весной, нежные, ранней.
(Ранней весной появляются красивые и нежные цветы – подснежники.)
(Галантус, в переводе означает «молочный цветок», в народе называют «подснежником».)
- Проверьте, правильно ли записали предложение. (Самопроверка, на доске.)
- Найдите имена существительные. Обозначьте их.
(весной, цветы, подснежники)
- Вспомним, что такое имя существительное?
- Найдите имена прилагательные. Обозначьте их.
(ранней, красивые, нежные)
- Вспомните, что такое имя прилагательное?
- Какая часть речи, изученная вами здесь не использована? (местоимение)
- Что можете сказать о местоимении?
Оценивать свои достижения в течение урока вы будете самостоятельно, в контрольных листах, которые находятся у вас на столах. Сделать это вы можете с помощью знаков:
- А теперь хорошенько подумайте, кем бы вы хотели стать, когда вырастите?
Работаем в паре.
Повернитесь лицом к лицу и объясните партнеру причину своего выбора.
- Хочется услышать ответы.
…, объясни причину выбора своего партнера.
Итак, обобщая эти и другие профессии, к какому выводу можно прийти? (Каждая профессия что-то делает, совершает какие-то действия: учитель учит, врач лечит, волшебник-фокусник что-то показывает).
Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что сделает расскажет: Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам….!
- Правильно, это часть речи – глагол.
- Так какова же тема нашего урока?
(«Глагол «Повторяем, что знаем»).
- Ребята, а что я делаю?(шагаю)
- Можно ли шагать, не совершая действия? (нет)
- Что произойдёт, если в мире всё остановится? (жизнь на земле остановится)
- Что нам нужно, для того, чтобы жить? (нужно выполнять какие-либо действия).
Ведь не зря говорят, движение – это жизнь. Поэтому эпиграфом к нашему уроку будет высказывание русского советского писателя, литературоведа, переводчика Алексей Кузьмич Югова-
«Глагол - самая живая часть речи».
- Так что же означает слово глагол?
Откуда же взялось такое странное слово?
Сейчас ребята нам расскажут.
1 ученик:
«Слово глагол в старославянском языке означает слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть. Итак, глагол – это значит, слово, речь, глаголить – это значит, говорить.»
2 ученик:
“Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
Сейчас мы услышали интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.
Сегодня нам с вами предстоит сделать немало действий, чтобы прийти к цели.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какова цель нашего урока?
(Да мы сегодня вспомним с вами, что это за часть речи – глагол и какова его роль в речи.
Мы будем: думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать.)
Индивидуальная проверка. (Зачитывает 1 ученик, другие проверяют).
Оцените себя.
Мы с вами знаем, что глаголы прошедшего времени в ед. числе изменяются…(по родам).
- Давайте наши преобразованные глаголы прошедшего времени изменим по родам.
Работаем в группах.
1 группа – мужского рода;
2 группа – женского рода;
3 группа – среднего рода.
Называем поочереди.
Работа по р. Т. Стр. 44 Упр. 1.
Заполните таблицу личных окончаний глаголов.
Проверка по цепочке.
Рабочая тетрадь. Стр. 44 упр. 2. У доски Диана , все остальные самостоятельно в тетради.
VI. Закрепление материала.
Задание по карточка. Спряжение глаголов.
Найти.
(Дифференцированное задание).
Сейчас вам предстоит самостоятельная работа с использованием заданий трех уровней сложности.
Уровень сложности вы выберите себе сами.
(У каждого учащегося карточка с заданиями и текстом)
Выбери подходящий тебе уровень и выполни задание.
1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы.
2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи.
3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, определи число и время глаголов.
Ярко_____________весеннее солнышко. Снег__________ и ___________. На дороге ____________ большая лужа. В ней уже___________ озорные воробьи. А с пригорка ______ весёлый ручеёк.
Слова для справок: купаются, побежал, светит, темнеет, разлилась, тает.
А сейчас выделите главные члены в одном из предложений(по выбору).
Сделаем вывод:
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (сказуемым)
VII. Итог урока.
А сейчас давайте встанем, изобразим встречу и расскажем друг другу о глаголе по плану:
1) Что такое глагол?
2) На какие вопросы отвечает глагол?
3) Что обозначает глагол?
4) Как изменяется глагол?
5) Чем глагол бывает в предложении?
6) Что делает глагол нашу речь?
- Как вы думаете, все ли мы узнали о глаголе?
Наш Господин Глагол ещё не ожил полностью, но сегодня мы уже многое вспомнили об этой грамматической категории. И он уже может заявить:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- Оцените свою работу на уроке, используя контрольные листы.
VIII. Рефлексия.
- Чем для вас был полезен урок?
- За что вы себя похвалите?
- Что вас огорчило?
А какое же сейчас у вас настроение? Посмотрим.
IX. Домашнее задание.
Написать сочинение о весне (по желанию)
И смотрите, чтобы не было так, как с героем из стихотворения «Я учу глаголы».
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу
Вертеть – верчу
Двигать – двигаю
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!
Открываю – наш сосед…
Он живет под нами
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.Я пришёл из школы,Я учу глаголы…