Человек привык считать себя вершиной творения природы, самым разумным существом на этой планете. Но так ли однозначно наше отношение к той, что нас породила – к природе?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Человек и природа»
Урок развития речи
Человек и природа
Эпиграф:
Встал поутру, умылся, привёл себя в
Порядок — и сразу же приведи в порядок
Свою планету.
Антуан де Сент- Экзюпери
Цель: экологическое воспитание на уроках русского языка.
Основополагающий вопрос: кто мы по отношению к природе: покорители или хозяева своей земли?
Задачи:
1.Способствовать воспитанию у учащихся экологической грамотности.
2.Воспитание осознанного отношения ко всему сущему.
3.Способствовать воспитанию у учащихся любознательного отношения к природе.
4.Нравственное воспитание учащихся посредством знакомства с высказываниями учёных, поэтов, писателей, экологов.
I. Вступительное слово учителя.
Земля в беде, природа в опасности. Интересно, что в языке ирокезов, индейских народов США и Канады, нет слова «природа». Нет потому, что эти люди не отделяют себя от природы, ощущают неразрывность с ней.
В ней они на равных правах со всеми животными и растениями, со всеми другими людьми. И всем людям вместе надо хранить это неразрывное единство природы.
II. Работа учащихся с раздаточным материалом.
1.Анализ высказывания В.Солоухина по вопросам учителя.
2.Толкование слова «экология».
— высказывания учащихся,
— запись значения слова в словарик.
III. Работа учащихся по группам:
1.Выступление «учёных»:
—анализ слова «биосфера»,
—зачитывание слов председателя экологического движения Игоря Шкляревского.
2.Выступление группы «историков»:
— знакомство детей с Указами Петра Первого.
Первым на защиту природы встал царь Пётр Первый, он издал Указы:
1.Об охране леса (в одной части леса можно рубить, в другой – нет).
2.О создании аптекарского огорода (ныне это сад при МГУ).
3.Запрет на отстрел лосей в Санкт-Петербурге.
4.Запрет на слив мусора в р. Неву.
«Во время чищения кораблей и починки всякий сор должно вывозить, чтобы ничего на дно не падало. А тот из своих кто учинит сам, ежели офицер, за всякую лопату (мусора) первый раз лишается месячного жалованья, за второй раз - полгода, а за третий будет оштрафован снижением чина и записан в рядовые. А рядового за один раз - бить кошками - один раз. За второй - по три дня, а за третий - на несколько лет - каторжную работу» (Указ Петра I от 09.12.1709).
— законы США о природе.
3.Выступление «представителей заповедников»:
— что представляет собой заповедник,
— рассказ о заповедных участках.
4.Выступление группы «экологов». Дети демонстрируют заранее подготовленные плакаты в защиту природы. К каждому плакату придумывают слова в стихотворной форме.
5.Выступление группы «литераторов». Учащиеся читают стихи В. Фёдорова,
Е.Шкляревского, М.Дудина.
IV. Обсуждение эпиграфа к уроку, записанного на доске.
V. Работа учащихся с раздаточным материалом:
1.Анализ слов великого немецкого гуманиста Альберта Швейцера (своеобразная формула нравственности).
2.Обращение к Библии. Зачитывание и обсуждение слов, сказанных И.Христом: «И какой мерой мерите, такой мерой и вам будет отмерено».
VI. Заключительное слово учителя.
Поверив в участливость человека, природа облегчённо вздохнёт.
Мы все должны знать, любить и охранять природу. Известно же: тот, кто любит и охраняет природу, любит и охраняет Родину.
Экологическая грамотность начинается с малого. С того, что появляется желание проследить за полётом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, — а не поймать, не сорвать, не растоптать.