Рабочая программа по предмету «Окружающий мир (Человек. Природа. Общество.) для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир (Человек. Природа. Общество.) для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир (Человек. Природа. Общество.)» для детей с умеренным развитием 3 класс. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Составлена на основе авторской программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011 и регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида в Каратузском районе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Окружающий мир (Человек. Природа. Общество.) для 3 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»
Утверждаю:
Директор школы Брезгина Н. Л.
«_____»________________2015 год
Рабочая программа по
предмету
«Окружающий мир (Человек. Природа. Общество.)
для 3 класса
на 2015 – 2016 учебный год
учителя начальных классов
Селиной Елены Владимировны
Составлена на основе
«Программы обучения глубоко
умственно отсталых детей»
Согласовано:
зам. директора по УВР
______________________________
«____»_____________2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (Человек. Природа. Общество.)в 3 классе разработана на основании следующих документов:
- «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.
- регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида в Каратузском районе.
- «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», пособие для учителя, Маллер А.Р., Цикото Г.В. - М., 2001. и
- «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», пособие для учителя, Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
Программа предназначена для Андреева Андрея учащегося 3 класса МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» VIII вида, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Целевое назначение программы
Цель курса - исправление дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей
Задачи курса:
- Развивать связную устную речь.
- Обогащать и уточнять активный словарь учащихся.
-Учить называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам, сравнивать, классифицировать, устанавливать элементарные зависимости, описывать предметы и явления природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям;
- Учить принимать активное участие в беседе, дополнять высказывания собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников, в общем, и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия поэтому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Общая характеристика учебного процесса:
Учебный процесс при изучении предмета строится с учетом следующих методов обучения:
-беседа
-информационный
-игровые методы (познавательные игры, физ.минутки)
Организационные формы обучения, используемые на уроках развития речи:
«классная» работа,
разговорная устная речь.
ТРЕБОВАНИЯ к уровню освоения учебного предмета
Учащийся должен знать:
названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Учащийся должен уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
- активно участвовать в беседе;
- связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
- выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила дорожного движения.
Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить
Логопедические занятия. Исправление дефектов речи. Расширение словаря и работа над фразой.
Краткие беседы о назначении предметов обихода.
Умение заканчивать начатую учителем фразу, с ответом на вопрос: Что? Чем? Куда? Где? Что делает?
Например: Саша чистит (что?) зубы. Вова идёт (куда?) домой.
Упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы.
Умение строить предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов.
Закрепление умения осуществлять построенную классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность.
Раздел 1.Сезонные изменения в природе (4 часа). Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Раздел 2.Улица, на которой расположена школа (1 час). Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
Раздел 3.Транспорт (1 час). Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
Раздел 4.Посуда (1час). Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
Раздел 5.Мебель (1 час). Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
Раздел 6.Одежда (1час). Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
Раздел 7.Обувь (1час). Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
Раздел 8.Овощи (1 час). Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
Раздел 9.Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры (1 час). Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
Раздел 10.Ягоды (1 час). Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
Раздел 11. Деревья (1 час). Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
Раздел 12.Растения на клумбах (2 час). Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки. Создание гербария.
Раздел 13.Комнатные растения (2 часа). Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
Раздел 14.Раннецветущие растения (2 часа). Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
Раздел 16.Домашние животные (2 часа). Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
Раздел 17.Дикие животные (2 часа). Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
Раздел 18.Птицы (2 часа). Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
Раздел 19.Домашние птицы (1 час). Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
Раздел 20.Насекомые (1 час). Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
Раздел 21.Животные. Обобщение (1 час). Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
Раздел 22.Охрана здоровья (3часа). Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Повторение пройденного (1 час).
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе или в лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов Участие в уборке урожая, повадки. Польза, приносимая людям.
Календарно-тематическое планирование для 3 класса
№ п/п
Кол-во часов
Тема урока
Дата календарная
Дата фактическая
1
1
Сезонные изменения в природе . Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета. Детские игры летом.
2
1
Сезонные изменения в природе . Признаки осени. Детские игры осенью.
3
1
Сезонные изменения в природе . Признаки зимы. Детские игры зимой.
4
1
Сезонные изменения в природе . Признаки весны. Детские игры весной.
5
1
Улица, на которой расположена школа
6
1
Транспорт . Правила дорожного движения
7
1
Посуда. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
8
1
Мебель. Назначение. Уход за мебелью.
9
1
Одежда. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой.
10
1
Обувь. Уход за обувью.
11
1
Овощи. Вкус. Употребление. Хранение их зимой.
12
1
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху.
13
1
Ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
14
1
Деревья. Узнавание и называние. Части дерева.
15
1
Растения на клумбах. Узнавание и называние. Различение частей растений.
16
1
Растения на клумбах. Создание гербария.
17
1
Комнатные растения. Различение.
18
1
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
19
1
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие.
20
1
Раннецветущие растения. Наблюдения за появлением первых цветов.