1. Прочитайте стихотворение, запишите услышанные частицы Частицы лишены лексического предметного значения, хотя по звуковому составу в некоторых случаях они могут совпадать со знаменательными частями речи.
2.Напишите с доски предложения, выделите частицы: Частицы обладают лексическим значением, при помощи них в высказывании что-то уточняется, отрицается, выражается сомнение в чем-то, удивление по поводу сообщаемого. 3..В отличие от предлогов и союзов частицы не выражают грамматических отношений. Сходство: не имеют форм словоизменения и не являются членами предложения, но они могут входить в состав членов предложения. 4.Утвердительная частица да и отрицательная частица нет не могут выступать как самостоятельные нечленимые предложения. Частицу нет следует отличать от отрицательного слова нет, используемого в безличных предложениях. От славянск. нест (не есть) → не было (прошедшее время), не будет (будущее время), т.е. не имеется, недостает, отсутствует. НЕ + ЕСТЬ → НѢСТЬ → НЕТ 5. Перечислите, какие частицы знаете и как они пишутся? Особого внимания к себе требуют частицы НЕ и НИ. 6.Прочитать правило по учебнику стр. 157 7. Какие частицы упоминаются и как они пишутся со словами? 8. Разбор устно упр. 317 с.157. Объясните правописание частицы. 9. Выпишите только частицы со словами, подчеркните частицы. 10. Работа с информационным листом. Особое внимание нужно обратить на правописание частиц НЕ и НИ. Посмотрите на лист. Разбираем, когда следует писать НЕ, а когда НИ. Когда следует писать НЕ? А когда НИ? 11. Выполните задание 1, комментируете предложение, объясняете выбор данной частицы в предложении. 12. Задание 2 . Работаем у доски. Что нужно сделать в задании? Преподаватель следит за выполнением задания, помогает в рассуждениях и направляет деятельность обучающихся). 13.Вывод: как выбирали нужную частицу? Как пишутся эти частицы? 14. Выполнить практическую работу №42. Инструкция по выполнению работы. Индивидуальная помощь обучающимся. 15. Контрольное задание 3. Можно выполнить Задание 5,6 на отдельную отметку. Как выдумаете, можно ли в русском языке обойтись без частиц? Для чего нужна частица? Какова её роль? | На дисплее: 1.Рассказывают (читают) поочередно: Но каждый раз Вы склонитесь без сил И скажете: "Я вспоминать не смею. Ведь мир иной меня обворожил Простой и грубой прелестью своею". (Н. С. Гумилев) Не, ведь 2.Записывают, разбирают и наблюдают: Он еще не вернулся. (еще, наречие) Когда еще он вернется. (еще, частица) Утро было теплое. (было, глагол) Пошел было, да вернулся. (было, частица) 3. Записывают, объясняют: Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи... (Н. А. Некрасов) 4.Нет, ты только посмотри, что делается! (нет, частица) Нет у Бога немилости. (в безличн. знач.)
Записывают: 5.Бы, б, же, ж, ли, ль, ведь, мол, вот, не, ни- пишутся раздельно -то,-кое –(кой), -либо, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко,-таки – пишутся через дефис. |
6.Читает вслух 1 обучающийся, все слушают и следят за чтением. 7..Перечисляют частицы… Эти частицы пишутся раздельно со словами. 8. Разбирают устно по цепочке, объясняют правописание частиц. 9. Выполняют задание. 10.Читают по абзацам вслух, объясняя прочитанное по вопросам преподавателя.
11. Выполняют задание1, комментируют вслух выбранную частицу. 12. Записывают по одному предложению, объясняя выбор частицы, прибегая к помощи обучающихся.
13.Формируют вывод. 14. Выполняют работу. Вопросы по выполнению работы. 15. Выполняют контрольное задание 3. Обучающиеся по желанию могут выполнить задание: 5,6 на отдельную отметку. Отвечают. |