Урок по русскому языку на тему " Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание частицы не с глаголами"
Урок по русскому языку на тему " Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание частицы не с глаголами"
Цель данного урока систематизировать знания о глаголе, как части речи, узнать происхождение слова "глагол", повторить неопределенную форму глагола, ее особенности и суффиксы. Узнать роль глаголов в тексте, в предложении, повторить правило правописания частицы "не" с глаголами, узнать ее смысловое значение для глаголов. Овладеть нормами русского литературного языка, развить умение осознанно употреблять глаголы в речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: развитие самостоятельности, внимания, восприятия, умения наблюдать и делать выводы.
Ход урока
1.Введение в раздел:
-Однажды одной части речи в одном из интервью, предложили ответить на вопрос. Послушайте интервью и догадайтесь, какая часть речи его даёт?
Инсценировка
Что вы больше всего любите?
( Люблю действовать.)
2.Что вы больше всего не любите?
( Не люблю предлоги и известную всем частицу.)
3.Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята
На знали
На письме и в разговоре
Нас употребляли.
-Какая же часть речи отвечала на вопросы? (глагол)
-Это и есть тема сегодняшнего урока.
-Ребята, это новая для вас тема? ( нет )
-Мы многое уже знаем по этой теме, учили во втором и третьем классе.
Какова же цель сегодняшнего урока?
(повторить всё, что знаем о глаголе)
-На дом вам было дано задание, подготовить рассказ-сообщение
“ Что я знаю о глаголе “. Кто готов выступить со своим рассказом?
( два ученика дополняют друг друга)
-Оценивать домашнее задание будете по этому плану-алгоритму.
-Каждый пункт плана докажи своими примерами.
План
1.Что такое глагол?
2.Как изменяется глагол?
3.Что такое неопределённая форма глагола? Суффиксы глаголов неопределённой формы.
4.Правописание частицы не с глаголами.
5.Роль глаголов в предложении.
6.Зачем нужны глаголы в нашей речи? Частота их употребления в речи.
-Как вы думаете, всё ли мы уже знаем о глаголе? (нет)
Итак, вторая цель урока, углубить наши знания о глаголе, узнать что-то новое.
2)Углубление изученного о глаголе
Девизом нашей дальнейшей работы будут слова Б.Пастернака:
«Жить, чувствовать, любить, свершать открытия…»
- Кто обычно совершает открытия? (учёные-исследователи)
Вы попробуете себя сейчас в роли исследователей. Работать будете по группам
а)Учёные исследователи 1 ряда исследуют более глубоко 1 пункт наших знаний о глаголе, выполняя устно задания упр.230 с.61
б)Учёные исследователи 2 ряда исследуют более глубоко 3 пункт, выполняя устно задания к упр.235 с.65-66
в) Учёные исследователи 3 ряда исследуют более глубоко 4 пункт
наших знаний о глаголе и выполняют задания на карточке с этими глаголами. (Задание на карточке: распределить глаголы на 2 группы, указать по какому признаку распределяли глаголы.
1. А.С.Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.
2.У А.Толстого читаем:
Б)Исследователи 2 ряда
-Какой вопрос вы исследовали? ( о неопределённой форме глагола)
-Что нового узнали о неопределённой форме глагола?
Задание
-Какое задание дано после упражнения?
-Запишите эти глаголы неопределённой формы с чь по памяти.
-Как обозначите эту орфограмму?
Вывод: На что указывает ь в этих словах?
В)Ученые-исследователи 3 ряда какой вопрос вы исследовали?
-Ваше задание?(Распределить глаголы на 2 группы)
-По какому признаку распределяли глаголы?
А) не говорить негодовать
не понимать невзлюбить
не знать недоумевать
не грустить ненавидеть
( почему в этих глаголах не пишется слитно?)
-Что же узнали о глаголах? ( самооценка своей работы )
Вывод: Такие глаголы исключения надо просто запомнить.
Б) Прочитайте их ещё раз, запомните и запишите, обозначьте слитное написание не с глаголами.
В) – Кто помнит стихотворение про глагол с частицей не .
Не выучил, не знаешь
не делай, не спеши
С глаголами раздельно
Частицу не пиши.
Задание:
-Предлагаю закрепить знание этого правила, работая в парах.
-Перед вами вопросы, вы должны ответить на них полным предложением, используя данные в скобках глаголы с частицей не
и грамотно обозначить орфограмму. А заодно и вспомним некоторые правила поведения.
1.Как ты относишься к малышам?(обижаю, дерусь, ссорюсь)
2.Как мы ведём себя на уроках? (шумим, вертимся, разговариваем громко)
3.Какие правила уличного движения ты соблюдаешь? (играю на проезжей части)
5.Как ты бережёшь природу во время прогулки в лес?(топчу траву, рву цветы, ломаю ветки)
Ф.П.- Сколько глаголов здесь встретилось?
3.- А сейчас предлагаю продолжить исследование вместе и углубить наши знания по 2 пункту.
-Прочитаем текст упражнения № 231,232 с.62-63 и определим типы текстов.
-Какое произведение читали в упражнении № 231? Тип текста?
-Какое произведение читали в упражнении № 232? Тип текста?
-Подчеркните глаголы в том и другом упражнении.
-Много ли глаголов в этих текстах?
-Зачитайте глаголы из рассказа Чехова. Зачем Чехов употребляет столько глаголов? ( чтобы передать движение, динамику сюжета, смену событий, картина получается очень живой, подвижной.)
-Прочитаем всё стихотворение Есенина. Какой приём он в нём использует? (олицетворение )
-Что такое олицетворение? С помощью каких слов Есенин смог оживить природу? ( зачитывают глаголы )
Вывод: Эти глаголы переносят действия живых существ на неодушевлённые предметы, то есть употребляются в переносном значении.
Задание:
-Составьте свои предложения группы 1 ряда о берёзе зимой, группы 2 ряда о тропинках в зимнем лесу, группы 3 ряда о елях, соснах на зимней опушке, используя глаголы в переносном значении, то есть используя прием олицетворения.
Вывод: Что же узнали сейчас о глаголах?
Итог урока:
1) Как вы думаете всё ли на данный момент знаем о глаголе ( о его признаках, правописании)?
Этим мы будем заниматься на следующих уроках русского языка.
2) А сейчас сам глагол хочет взять у вас интервью:
-Что нового обо мне вы сегодня узнали?
- А дома я предлагаю написать небольшое сочинение, в которых очеловечить любой предмет, используя глаголы в переносном значении.
Учитель:- Если это задание покажется трудным, то выполнить упражнение № 234 на стр.64
Вы, как исследователи очень хорошо поработали сегодня, на оценку передадут свои тетради….