kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку на тему " Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание частицы не с глаголами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока систематизировать знания о глаголе, как части речи, узнать происхождение слова "глагол", повторить неопределенную форму глагола, ее особенности и суффиксы. Узнать роль глаголов в тексте, в предложении, повторить правило правописания частицы "не" с глаголами, узнать ее смысловое значение для глаголов. Овладеть нормами русского литературного языка, развить умение осознанно употреблять глаголы в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему " Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание частицы не с глаголами"»

4класс Программа 2100

Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание частицы не с глаголами.

Цели:

Предметные

1.Систематезировать знания о глаголе, как о части речи.

2.Углубить знания о глаголе:

- происхождение слова глагол, неопределённая форма

-роль глагола в тексте, использование глагола в переносном значении

-глаголы исключения.

-правописание частицы не с глаголами

3.Развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи

Метапредметные(УУД)

Познавательные: умение сравнивать ,обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.

Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: развитие самостоятельности, внимания, восприятия, умения наблюдать и делать выводы.

Ход урока

1.Введение в раздел:

-Однажды одной части речи в одном из интервью, предложили ответить на вопрос. Послушайте интервью и догадайтесь, какая часть речи его даёт?

Инсценировка

  1. Что вы больше всего любите?

( Люблю действовать.)

2.Что вы больше всего не любите?

( Не люблю предлоги и известную всем частицу.)

3.Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята

На знали

На письме и в разговоре

Нас употребляли.

-Какая же часть речи отвечала на вопросы? (глагол)

-Это и есть тема сегодняшнего урока.

-Ребята, это новая для вас тема? ( нет )

-Мы многое уже знаем по этой теме, учили во втором и третьем классе.

Какова же цель сегодняшнего урока?

(повторить всё, что знаем о глаголе)

-На дом вам было дано задание, подготовить рассказ-сообщение

“ Что я знаю о глаголе “. Кто готов выступить со своим рассказом?

( два ученика дополняют друг друга)

-Оценивать домашнее задание будете по этому плану-алгоритму.

-Каждый пункт плана докажи своими примерами.

План

1.Что такое глагол?

2.Как изменяется глагол?

3.Что такое неопределённая форма глагола? Суффиксы глаголов неопределённой формы.

4.Правописание частицы не с глаголами.

5.Роль глаголов в предложении.

6.Зачем нужны глаголы в нашей речи? Частота их употребления в речи.

-Как вы думаете, всё ли мы уже знаем о глаголе? (нет)

Итак, вторая цель урока, углубить наши знания о глаголе, узнать что-то новое.

2)Углубление изученного о глаголе

Девизом нашей дальнейшей работы будут слова Б.Пастернака:

«Жить, чувствовать, любить, свершать открытия…»

- Кто обычно совершает открытия? (учёные-исследователи)

Вы попробуете себя сейчас в роли исследователей. Работать будете по группам

а)Учёные исследователи 1 ряда исследуют более глубоко 1 пункт наших знаний о глаголе, выполняя устно задания упр.230 с.61

б)Учёные исследователи 2 ряда исследуют более глубоко 3 пункт, выполняя устно задания к упр.235 с.65-66

в) Учёные исследователи 3 ряда исследуют более глубоко 4 пункт

наших знаний о глаголе и выполняют задания на карточке с этими глаголами. (Задание на карточке: распределить глаголы на 2 группы, указать по какому признаку распределяли глаголы.

Глаголы: (не)говорить, (не)годовать, (не)взлюбить, (не)понимать, (не)знать, (не)грустить,(не)доумевать ,(не)навидеть)

Итоги работы групп и закрепление

А) Исследователи 1 ряда

-На какой вопрос вы искали ответ?

( почему глагол получил такое название )

-Как вы на него ответите?

Задание

-Что означает слово глагол в этом предложении?

1. А.С.Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.

2.У А.Толстого читаем:

Б) Исследователи 2 ряда

-Какой вопрос вы исследовали? ( о неопределённой форме глагола)

-Что нового узнали о неопределённой форме глагола?

Задание

-Какое задание дано после упражнения?

-Запишите эти глаголы неопределённой формы с чь по памяти.

-Как обозначите эту орфограмму?

Вывод: На что указывает ь в этих словах?

В) Ученые-исследователи 3 ряда какой вопрос вы исследовали?

-Ваше задание?(Распределить глаголы на 2 группы)

-По какому признаку распределяли глаголы?

А) не говорить негодовать

не понимать невзлюбить

не знать недоумевать

не грустить ненавидеть

( почему в этих глаголах не пишется слитно?)

-Что же узнали о глаголах? ( самооценка своей работы )

Вывод: Такие глаголы исключения надо просто запомнить.

Б) Прочитайте их ещё раз, запомните и запишите, обозначьте слитное написание не с глаголами.

В) – Кто помнит стихотворение про глагол с частицей не .

Не выучил, не знаешь

не делай, не спеши

С глаголами раздельно

Частицу не пиши.

Задание:

-Предлагаю закрепить знание этого правила, работая в парах.

-Перед вами вопросы, вы должны ответить на них полным предложением, используя данные в скобках глаголы с частицей не

и грамотно обозначить орфограмму. А заодно и вспомним некоторые правила поведения.

1.Как ты относишься к малышам?(обижаю, дерусь, ссорюсь)

2.Как мы ведём себя на уроках? (шумим, вертимся, разговариваем громко)

3.Какие правила уличного движения ты соблюдаешь? (играю на проезжей части)

5.Как ты бережёшь природу во время прогулки в лес?(топчу траву, рву цветы, ломаю ветки)

Ф.П.- Сколько глаголов здесь встретилось?

3.- А сейчас предлагаю продолжить исследование вместе и углубить наши знания по 2 пункту.

-Прочитаем текст упражнения № 231,232 с.62-63 и определим типы текстов.

-Какое произведение читали в упражнении № 231? Тип текста?

-Какое произведение читали в упражнении № 232? Тип текста?

-Подчеркните глаголы в том и другом упражнении.

-Много ли глаголов в этих текстах?

-Зачитайте глаголы из рассказа Чехова. Зачем Чехов употребляет столько глаголов? ( чтобы передать движение, динамику сюжета, смену событий, картина получается очень живой, подвижной.)

-Прочитаем всё стихотворение Есенина. Какой приём он в нём использует? (олицетворение )

-Что такое олицетворение? С помощью каких слов Есенин смог оживить природу? ( зачитывают глаголы )

Вывод: Эти глаголы переносят действия живых существ на неодушевлённые предметы, то есть употребляются в переносном значении.

Задание:

-Составьте свои предложения группы 1 ряда о берёзе зимой, группы 2 ряда о тропинках в зимнем лесу, группы 3 ряда о елях, соснах на зимней опушке, используя глаголы в переносном значении, то есть используя прием олицетворения.

Вывод: Что же узнали сейчас о глаголах?

Итог урока:

1) Как вы думаете всё ли на данный момент знаем о глаголе ( о его признаках, правописании)?

Этим мы будем заниматься на следующих уроках русского языка.

2) А сейчас сам глагол хочет взять у вас интервью:

-Что нового обо мне вы сегодня узнали?

- А дома я предлагаю написать небольшое сочинение, в которых очеловечить любой предмет, используя глаголы в переносном значении.

Учитель:- Если это задание покажется трудным, то выполнить упражнение № 234 на стр.64

Вы, как исследователи очень хорошо поработали сегодня, на оценку передадут свои тетради….






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бабушкина Александра Владимировна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249293

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание частицы - не- с глаголами". "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-v-3-m-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "227063"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440593180"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка в 4 классе "Роль глаголов в предложении, речи". "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-rol-ghlagholov-v-priedlozhienii-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "190401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427158425"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Конспект  бинарного урока русского языка  в 4 классе на тему: "Роль глаголов в речи, в предложении. Правописание глаголов с частицей "не". "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-binarnogho-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-rol-ghlagholov-v-riechi-v-priedlozhienii-pravopisaniie-ghlagholov-s-chastitsiei-nie"
    ["file_id"] => string(6) "214799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432479842"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому язык "Правописание НЕ с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyk-pravopisaniie-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "200985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428943454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства