kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект учебного занятия на тему: "Служебные части речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема учебного занятия: «Предлог как часть речи. Союз как часть речи. Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи».

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация учебного материала.

Цели учебного занятия:

-повторение теоретического материала на тему «Служебные части речи»;

-формирование навыков правописания частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения;

-совершенствование орфографической грамотности студентов.

Материально-техническое оснащение учебного занятия: доска, учебник, орфографический словарь русского языка.

Дидактические средства: карточки-задания на тему: «Служебные части речи».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия на тему: "Служебные части речи". »

Занятие 2-66.Тема учебного занятия: «Предлог как часть речи. Союз как часть речи. Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Междометия. Употребление междометий в речи».


Тип учебного занятия: обобщение и систематизация учебного материала.

Цели учебного занятия:

-повторение теоретического материала на тему «Служебные части речи»;

-формирование навыков правописания частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения;

-совершенствование орфографической грамотности студентов.

Материально-техническое оснащение учебного занятия: доска, учебник, орфографический словарь русского языка.

Дидактические средства: карточки-задания на тему: «Служебные части речи».

Ход учебного занятия

Организационно-мотивационный момент.

Приветствие студентов.

Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос по теме учебного занятия).

Части речи (10) 
Самостоятельные части речи:6 
1. Имя существительное (кто? что?) 
2. Имя прилагательное (какой? чей? ) 
3. Глагол (что делать? что сделать?)  + причастие и деепричастие.
4. Местоимение (кто? что? какой? сколько?) 
5. Имя числительное (какой? который ? сколько?) 
6. Наречие (как? где? когда? ) 
Служебные части речи: 3+1 
1. Союз (а, но, да, и, или, либо, как, что и др.) 
2. Предлог (в, на, за, к, под и др.) 
3. Частица (не, ни, же, бы, ли, -ка и др.) 
Междометие (ах, ох, ой-ой и др.) 
Вопросы.

1.Что такое морфология как раздел науки о языке.

2. Назовите 2 группы, на которые можно разделить все части речи.

3. Назовите самостоятельные части речи.

4. Каковы функции самостоятельных частей речи.

5. Назовите служебные части речи и их функцию?

Сообщение темы и цели учебного занятия.

На доске предложение.


Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна.

(К. Паустовский)

Найти все служебные части речи.

(В этом предложении 23 слова, из них служебных 8. Одни служат для связи слов в предложении, другие для связи простых предложений в составе сложного, а частица «не» выражает отрицание).

Запись в тетрадь.


Служебные части речи



Предлоги

Частицы

Союзы

1. Предлог – служебная часть речи, обозначает отношение между объектом и субъектом, выражает зависимость существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения, не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос.

Классификация по происхождению и строению

Непроизводные – в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, через, с, у, за, над, об, под, про, для.

Производные предлоги образовались в более позднее время от других частей речи

и подразделяются на:

  • Наречные: вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.

  • Отыменные: посредством, в роли, в зависимости от, путем, насчет, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.

  • Глагольные (образованы в большинстве своем от деепричастий нежели глаголов – благодаря, несмотря на, спустя и др.)

Классификация по структуре

Простые (состоят из одного слова): в, с, к, у, над, на.

Сложные (состоят из двух, соединенных дефисом): из-под, из-за и др.

Составные (состоят из нескольких слов) : несмотря на, в отличии от, в связи с и др.

Работа с учебником.

Упражнение 361.

(В) течени... дня, (в) продолжени... речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени... романа, (в) следстви... болезни, (в) завершени... работы состоялось собрание; (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача, (в) заключени... юриста; недостатки выявились (в) завершени... отчета; он пробыл (в) заключени... три года, (во)избежан... пожара, (в)отношен... доклада; все дело (в)отлич... между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам.


2. Союз – служебная часть речи, которая соединяет простые предложения в составе сложного; соединяет однородные члены предложения.


1. По своему строению союзы бывают простыми и составными.

Союзы, которые состоят из одного слова, называются простыми:

и, а, но, да, что, когда и др.

 

Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными:

потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только - но и, в силу того что, с тех пор как и др.

 

2. По происхождению союзы делятся на:

непроизводные, не соотносящиеся с существующими в русском языке частями речи

(а, но, или, либо и др);

производные, соотносящиеся с существующими в русском языке частями речи

(чтобы - что + бы "потому что - потому + что и т. д.).

 

3. По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, ни - ни, то - то, не только, но и и др.) связывают однородные члены предложения:

Подчинительные союзы (чтобы, как, хотя, для того чтобы, если, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчинённое.

Упражнение 380 (устно).


Частица – это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда —смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не  вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим  частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы  (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те)  (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь .

Смысловые  частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не ;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль) ;

3) указательные: вот, вон, это ;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь‑в‑точь ;

5) ограничительно‑выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, ‑то ;

6) восклицательные: что за, ну и, как ;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё‑таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).

Частица ни  выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука ). При повторении частица ни  выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков ).

Смысловую частицу ‑то  надо отличать от словообразующего постфикса ‑то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой‑то, куда‑то  (постфикс) — Я‑то знаю, куда надо идти  (частица).

Не являются частицами постфиксы ‑ся  (‑сь ), —то, ‑либо, ‑нибудь  и приставки не  и ни  в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Повторение и систематизация изученного материала.


Распределительный диктант (письменно): по, а, к, или, перед, бы, не, из-за, ввиду, насчет, в течение, как, что, так как, о, даже, ли.

Союзы

Предлоги

Частицы 

А, или, как, что, так как,

По, к, перед, из-за, ввиду, насчет, в течение, о,

Бы, не, ли.


Устный опрос.

ПРИЗНАКИ

ЧАСТИ РЕЧИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

СЛУЖЕБНЫЕ

Называют предмет, действие или признак

+


Являются членами предложения

+


Имеют морфологические признаки

+


К словам можно задать вопрос

+


Вносят дополнительные оттенки в значения слов и предложений


+

Связывают слова и предложения


+


Самостоятельная работа (работа с карточками-заданиями).

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Выставление оценок.























Карточки-задания для самостоятельной работы студентов


Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже.


Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), действовать согласно (предписание), скучать по (сын).




Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.


(В) течени... дня, (в) продолжени... речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени... романа, (в) следстви... болезни, (в) завершени... работы состоялось собрание; (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача, (в) заключени... юриста; недостатки выявились (в) завершени... отчета; он пробыл (в) заключени... три года, (во)избежан... пожара, (в)отношен... доклада; все дело (в)отлич... между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам.



Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.


(В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка. (В)следстви... по этому делу было много погрешностей. (В)заключени... доклада были приведены убедительные цифры. (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился. В те страшные времена (в)заключени... находилось много прекрасных и умных людей из русской интеллигенции. Парашютист прыгнул, (не)смотря вниз. Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса. (В)заключени... акта ревизии давалась оценка работы казначея. Имей (в)виду: я могу обидеться. (В)следстви... ремонта клуб был закрыт.




Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.


(В)следстви... сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти... на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви... по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени... романа известного автора, (в)продолжени... утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени... пяти лет, (в)течени... бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви..., (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени... недели, наблюдать изменения (в)течени... реки, отсутствовать (в)продолжени... месяца.




Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая сложные предлоги.


1. Желтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма (Полев.). 2. (По) (над) Доном сад цветет (Колъц.). 3. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 4. По (над) рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 5. (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Стан.). 6. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.). 7. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 8. (В) виде этом много ярких красок. 9. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 10. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий.



Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.


1.(В) течени... дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. (В) течени... военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени... часа таскал за ней по базару эту корзину (М. Г.). 4. О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени... романа. 5. (В) следстви... подчиненного положения Якова в пансионате товарищи об­ращались с ним небрежно (Г.). 6. (В) следстви... по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. (В) последстви... я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Аре). 8. (В) течени...всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание (Т.). 9. Она повторяла свою роль (на) ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на) подоби... глиняных котов (П.). 10. (В) следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали (Аре).



























10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект учебного занятия на тему: "Служебные части речи".

Автор: Полянская Татьяна Игоревна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок "Предлог как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-priedlogh-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219250"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434083657"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект практического занятия со студентами СПО "Словосочетание" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-praktichieskogho-zaniatiia-so-studientami-spo-slovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "175259"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424254582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства