Русский язык 5 класс Урок № 8 Дата ________
Тема: Части речи. Орфография. Глагол.
Цели: повторить и закрепить знания о частях речи и глаголе как части речи; сформировать навыки грамотного письма.
Тип урока: урок новых знаний
Методы: информационно-развивающий, творчески-репродуктивный
Оборудование: рабочие тетради, телеграмма
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся дают объяснения незнакомых слов из домашнего упражнения по толковому словарю.
Словарно-орфографический диктант.
Учащиеся записывают в тетрадь слова под диктовку учителя. Учитель может выборочно оценить работы учащихся.
Подъезд, батальон, соловьи, объем, адъютант, подьячий, изъян, сэкономить, барьер, медальон, сузить, предутренний.
ΙII. Изучение нового материала
1. Работа с таблицей.
На доске вывешены таблицы на тему «Части речи». Учащиеся знакомятся с таблицами и записывают по одному примеру для каждой части речи. Подготавливают связное сообщение по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
Части речи
Самостоятельные Служебные Междометия
Самостоятельные части речи
Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие
Служебные части речи
Предлоги Союзы Частицы
Беседа по таблицам.
Рассмотрите 3 таблицы и скажите, сколько всего частей речи в русском языке, на какие группы они делятся.
• Приведите примеры частей речи и запишите их.
Фронтальный опрос учащихся, направленный на закрепление и систематизацию знаний о глаголе.
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Какие времена глагола вы знаете?
Что вы можете сказать о лице глагола?
Изменяется ли глагол по родам?
Тренировочные упражнения.
Учащиеся выполняют упр. 23 на стр. 8 Рабочей тетради.
Вставь пропущенные буквы. Запиши глаголы в два столбика.
Глаза боят...ся, а руки делают. Любишь катат...ся, люби и саночки возить. Не будешь ленит...ся, так и дело не будет из рук валит...ся. Кто пахать не ленит...ся, у того и хлеб родит...ся. Не будешь старат...ся, без всего можешь остат...ся. Умел ошиби...ся, умей и поправи...ся. Где песня поё.. .ся, там и счастливо живё.. .ся. С умным не зна.. .ся - ума не набра.. .ся. Кто любит труди.. .ся, тому без дела не сиди.. .ся. Красота пригляди. ..ся, а ум пригоди...ся. Без ветра и трава не колыше...ся. Не ошибает...ся тот, кто ничего не делает.
Неопределенная форма глагола -ться Третье лицо единственного и множественного числа -тся
Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют упр. 26 на стр. 10 Рабочей тетради.
Подбери к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые. Выдели окончания, определи спряжение и запиши глаголы в форме 2 лица единственного числа.
кони рж|ут|,1 спр., рж|ешь|
голуби
кошки
собаки
лягушки
петухи
овцы
журавли
гуси
сороки
кукушки
Блеять, кукарекать, ворковать, лаять, гоготать, куковать, стрекотать, курлыкать, мурлыкать, квакать.
Физкультминутка (по усмотрению учителя)
Словарно-орфографическая работа.
Запись в словарь трудных слов: рассчитать, расчет, прийти, приду. Учащиеся объясняют, от чего зависит написание данных слов.
Творческое задание
Составить предложения со словами рассчитать, расчет, прийти, приду.
Итоги урока.
Фронтальный опрос по темам урока.
- Назовите самостоятельные и служебные части речи. Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?
- Расскажите о правописании -тся и -ться в глаголах.
- Сколько спряжений имеет глагол?
- Какие глаголы относятся к первому спряжению? Ко второму?
Домашнее задание.
§5.
Найти и записать 5 пословиц или поговорок с глаголами в форме 2-го лица единственного числа. Подчеркнуть эти глаголы. (Любишь кататься - люби и саночки возить.)