Автор урока: Харченко Людмила Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 7 класс общеобразовательной школы, 23 обучающихся
Продолжительность урока 45 минут
Методическая информация
Тема урока: Частица как служебная часть речи
Автор учебника : М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов.
Классификация урока в системе образовательных мероприятий: это урок усвоения новых знаний, первый урок по теме «Частица». Связан с предыдущими тем, что продолжает знакомить учащихся со служебными частями речи, их особенностью и отличительными признаками. Связан с последующими уроками как первоначальный этап изучения темы.
Цели урока
Дать понятие о частице как о служебной части речи; формировать умение применять изученное на практике; развивать интерес к предмету, внимание, повысить мотивацию к обучению
Задачи урока
1.Сформировать умение отличать частицу от других служебных частей речи на основе определения ее функции
2.Развивать речь, творческие способности, исследовательскую и коммуникативную культуру обучаемых
3.Воспитывать сознательное и ответственное отношение к результатам учебной деятельности; эстетические чувства.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут и закрепят ученики в ходе урока:
Научатся отличать частицу от других служебных частей речи, познакомятся с функциями частиц и их разрядами. Ученики закрепят первично приобретенные навыки употребления частиц в устной и письменной речи
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Частица как служебная часть речи, отличие частиц от других служебных слов, особенности употребления в речи, актуализация навыков устной и письменной речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: отличать частицу от других служебных частей речи посредством определения ее функции; использовать частицы в речи соответствии с их функцией.
Метапредметные: применять знания, в том числе полученные
самостоятельно, в групповой исследовательской деятельности и в индивидуальной работе;
структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.
Личностные: выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.
Урок построен с применением технологии активных методов обучения и его структура выглядит следующим образом:
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия». Инициация. Приветствие «Солнышко»
-
-
Цели использования метода: поприветствовать друг друга, обеспечить хорошее настроение. Продолжительность проведения – 3 минуты. На доске прикреплён большой смайлик «Солнышко улыбается». Учитель демонстрирует смайлик, просит учеников улыбнуться, помахать рукой солнышку и друг другу, пожелать удачи и хорошего настроения.
-
2. АМО «Отгадай загадку». Учитель предлагает лингвистическую загадку о служебных частях речи, учащиеся находят предлоги, союзы и частицы и заполняют таблицу " Служебные части речи и их функции." Далее идёт этап
3. Целеполагание. Учащиеся определяют тему, цели и задачи урока
4. АМО «Ожидания и опасения». Цель использования метода: определение ожиданий и опасений учащихся. На столах лежат маленькие смайлики с разными выражениями: улыбки, грусти, недовольства, сомнения, радости, удивления. На доске рядом с солнышком прикреплено изображение тучки. Предлагаем выбрать смайлик с соответствующим выражением «лица». Детям необходимо написать на нем о том, что они ожидают от урока и чего опасаются, и прикрепить к солнышку или тучке.
Фаза 2. Работа над темой.
1. АМО «Визитная карточка» - 10 минут
Цели и задачи использования метода: проработать теоретический материал по теме, подготовить первичное усвоение. Ученики объединяются в группы, быстро распределяют роли, получают по половине листа ватмана, фломастеры, им даётся задание: прочитать теоретический материал по теме: «Частица как часть речи», составить своеобразную «визитную карточку» изучаемой части речи. После самостоятельной работы идёт коллективное обсуждение основных положений темы, выясняется, чем отличается частица от союза и предлога. Группы представляют результаты своей работы, даётся оценка «карточек» учителем и другими детьми, результаты заносятся в оценочные листы, которые лежат на столах. Заполняется последняя колонка таблицы.
2. Проработка содержания темы.
АМО « Писатель-помощник и «соавторы». Цель: провести исследование текстов И.С,Тургенева о природе с целью выяснения роли частиц в художественном стиле речи. Проработать содержание темы.
Для дальнейшей проработки темы предлагаем ученикам писателя-помощника, и они должны стать его "соавторами". У «соавторов» высокое назначение — они должны « дорасти» до уровня самого Мастера и приблизиться к высоте его таланта. Далее представители от групп выбирают текст. В тексте не расставлены знаки препинания, на месте частиц стоят пропуски, а в скобках даны варианты словоупотребления. Также дана карточка с вопросами для анализа текста. После выполнения задания «соавторы» готовят защиту работы, затем сверяют с оригиналом
Задание для исследования
1.Прочитайте текст. Подберите «нужную» частицу из скобок, объясните свой выбор.
2.Расставьте знаки препинания. Обоснуйте. Сверьтесь с оригиналом.
3.Попробуйте прочитать текст без частиц. Как он изменился?
4.Какая картина рисуется в вашем воображении? Продолжите текст, дополнив его несколькими предложениями, включив в него частицы. Стиль автора сохраните!
5.Сделайте вывод о роли частиц.
После выступления групп – подведение итогов исследовательской деятельности.
Что общего в текстах?
Какова же роль частиц в данных текстах?
3.Закрепление изученного. Обсуждение домашнего задания.
АМО «Органайзер»
-
Цель : подготовить отчёт о понимании изученной темы и результативности обучения. Ученики получают бланк «План внедрения результатов», в котором 5 колонок: проблема/ тема, что понравилось, что применю на практике, что для этого нужно, примечание.
По ходу занятия дети фиксируют в бланке интересные идеи, основные положения, дома обрабатывают «План.», дополняют его и планируют дальнейшую деятельность
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.
1.Эмоциональная разрядка. АМО «Помни меня»
Цель: снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления.. Предлагаем всем встать в круг или друг за другом в рядах (змейкой). Каждый кладёт руки на плечи впереди стоящего соседа и интенсивно, но не больно массирует плечи стоящего перед ним. Затем все делают поворот на 180 градусов и повторяют массаж плечевого пояса впереди стоящего одноклассника. Таким образом снимается мышечное напряжение, и организм восстанавливается для дальнейшей работы.
2. Рефлексия. АМО «Солнышко и тучка» Цель: подведение итогов занятия. Возвращение к этапу «Опасения и ожидания». Вновь обращаемся к солнышку и тучке и выясняем, оправдались ли наши ожидания и опасения. Что получилось сегодня на уроке, было интересным? Что мешало, вызвало затруднения?. А свою деятельность на уроке дети отмечают в оценочных листах. Общую оценку деятельности на уроке учащиеся получают после обсуждения её с лидерами групп с учётом самооценки. Далее учитель тоже выражает своё мнение об уроке и прикрепляет большой смайлик "КЛАСС!" на солнышко.
Домашнее задание (продолжение, см. «Органайзер») Предлагаем дома нарисовать иллюстрации или создать фотоколлаж к текстам, по которым работали группы. Дети могут создать коллективную или индивидуальную работу. Желающие могут написать сочинение о частице и её роли в речи.
Список информационных источников
1. Конструирование современного урока русского языка в контексте ФГОС. Мирошкина Т.А. pedsovet.org/component/.
2.Копилочка активных методов обучения. И.В.Арефьева, Т.В.Лазарев, Международный институт развития «ЭкоПро», 2005-2008