- формирования умения находить в слове две орфограммы на месте одной буквы, группировать слова по указанным признакам;
- для формирования умения разграничивать слова с одной и двумя орфограммами на месте одной буквы.
- помочь учащимся осознать, что орфографическую задачу в слогах, которые звучат похоже, на [жы – шы], они могут решить только в случае, если эти слоги ударные, в безударных слогах может писаться не и, а совсем другая буква.
-ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя .
-осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словаре и т.д.
№ п/п | Этапы урока | Действия учителя | Деятельность ученика | УУД, формируемые на уроке |
I. | Орг. Момент Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала. | - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем! Мы рады приветствовать вас в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. Поручено нам всем урок начинать, Поэтому время не будем терять. Ребята, улыбнитесь друг другу. Прикоснитесь ладошками к ладоням соседа и мысленно пожелайте хорошего настроения и успешной работы на уроке. И я желаю вам успехов. | Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу | личностные: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность; |
II | Актуализация знаний. Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе. | - На уроках русского языка мы учимся решать орфографические задачи. - Прочитайте загадку и посовещавшись с соседом, отгадайте ее. Почему? - Поработайте в паре и решите орфографические задачи. С окна зеленый еж.к Не убеж.т: Нет нож.к. *Проверка (документ-камера) - В каком слове смело можем вставить букву гласного звука? Почему? (карточка) убежИт - Почему нельзя решить орфографические задачи в остальных словах? (безударная позиция) - Как можно узнать? (посмотреть в орфографический словарь, спросить у учителя) (карточки) ёжик ножек Итог: В словах с [жы] в безударной позиции могут писаться и другие буквы. | Учащиеся отгадывают загадку, работая в паре с соседом решают орфографические задачи на карточках. Отвечают на вопросы учителя и делают вывод. | Познавательные: находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие орфограммы, обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблем, выполнять правила работы в паре Оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
III | Постановка целей и задач урока Цель: Подведение детей к теме и постановке задач урока. | - Обратите внимание на слово ЁЖИК. На месте звука [ы] какая орфограмма? Какая еще есть орфограмма? (жи-ши пиши с и) Итог: посмотрите буква одна, а орфограмм то две. -Это и есть тема нашего урока. - Какие учебные задачи поставим? *находить слова с данными орфографическими задачами *учиться их решать. - Чтобы работа была успешной, спланируем ее. У, П, КиО (У-узнаем новое, П- применяем на практике, КиО- контроль и оценка) | Отвечают на вопросы учителя, ставят учебные задачи к теме урока, планируют свою деятельность. | Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, смыслообразование. Регулятивные: целеполагание планирование, прогнозирование Познавательные: Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; |
IV | Открытие новых знаний. Цель: обобщить имеющиеся знания и получить новые | - Посмотрим могут ли быть другие буквы на месте безударных гласных в сочетаниях жи-ши, кроме и и е. ТПО стр 44 упр 161 (самостоятельно) *Проверка через документ- камеру Вывод: На месте (шы-жы) можно писать не только и и е, но и а. Давайте прочитаем и сравним вывод наш и мнение ученых Стр 80 упр 161 | Самостоятельная работа в ТПО, проверка своей деятельности, делают выводы. | Познавательные: Формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. Обобщать правила русской графики. Регулятивные: В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного |
| Физминутка | | | |
V | Первичное закрепление | Упр 162 ( вписываем в схему нужные буквы) -Где на месте одной буквы две орфограммы. | Заполняют схему. | Познавательные Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов |
| Включение новых знаний в систему знаний Цель: закрепление полученных знаний | - На какую ступеньку переходим? - Для чего это нужно? Экран: [жырный̕ ], [жылат̕ ], [шырокий̕ ] , [шыптат̕ ], [шыт̕ ] - Выберите слова с безударным [жы-шы] и запишите на месте звука [ы окошко: Ж.лать, ш.рокий, ш.птать. - Узнайте буквы в словах из упр 162 и вставьте зеленой ручкой, отметьте как безударный гласный. - Догадайся в каком слове нужно показать две орфограммы. Подчеркните. Итог: Над чем поработали? В чем еще раз убедились. Поможем разобраться мальчику Антону.стр 81 | Работают саостоятельно с задание учителя, работают с зеленой ручкой. Двое учеников у доски. |
VI | Контроль и оценка. Цель: проверка усвоения новых знаний | -Проверим свои знания. -Запишем предложение, где сомневаетесь, оставляйте окошко. В КУСТАХ ШУРШИТ УЖИК. - Списывание. ТРАВА ПОЖЕЛТЕЛА. - Есть ли слова, где буква одна, а орфограмм две? Найдите и подчеркните. пожелтела шуршит ужик | Записывают и списывают предложения, сверяют с образцом. Находят слова, подходящие к теме урока. | Познавательные: обобщить и закрепить полученные сведения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
VII | Итог урока, оценка Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата | - На какой вопрос мы с вами должны были ответить? - Когда в cлове может быть буква одна, а орфограмм две? Лесенка успеха. | Отвечают на вопросы учителя Оценивают свою деятельность | Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности на уроке Личностные: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием |