kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Упражнения в распознавании однокоренных слов."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Тема: Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Цели:

  1. развивать умение находить однокоренные слова, распознавать их в тексте, определять корень;
  2. развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности: чтение, письмо, слушание, говорение;
  3. развивать орфографическую зоркость учащихся;
  4. осуществлять экологическое воспитание учащихся, прививать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

- Какая закономерность в цепочке букв? Допишите еще две буквы. (М, О)

-Какое слово спряталось? (ежи)

III. Словарная работа.

-Какие слова спрятались?

С р к                           (сорока)

 С н                           &n

 С н                             (осина)

З  ц                              (заяц)

С л в й                         (соловей)

Л с ц                            (лисица)

 К л г                           (экология)

-К какой теме можно отнести все эти словарные слова?

-Почему?

Обратите внимание на слово экология, почему оно добавлено к этой группе слов?

-Как нужно относиться к окружающей нас природе?

IV. Сообщение темы и целей урока.

Работа по закреплению изученного материала.

Сегодня мы поговорим о лесе, его обитателях.

И так, отправляемся в лес.

(Звучит запись звуков леса, демонстрируется иллюстрация.)

-Что мы можем увидеть, услышать в лесу?

В нашем лесу растет необычное дерево.

-Чем оно необычно?

Вместо листочков на нем растут слова, а корень – слово лес.

Разберемся со значением слова корень.

  1. подземная часть растения, зуба, волоса…
  2. общая часть родственных слов

-А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из частей слова? (Корень является сердцевиной слова, от него растут слова, как ветки на дереве.)

-Какие слова могут вырасти на этом дереве?Образуйте от корня лес однокоренные слова.

-Почему эти слова однокоренные?

-Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)

Но всегда ли слова с одинаковым по звучанию и написанию корнем являются однокоренными? (нет)  

Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень. Укажи части речи.

Гора, горный, горевать, гористый.

Вода, водный, водитель, водяной.

Белый, белка, беляк, побелел.

Проверка.

Когда в лесу наступает зима, то все покрывается белым пушистым искрящимся на солнце снегом. Лес превращается в снежную белую сказку.

(демонстрация изображения зимнего леса)

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке,

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

 

Назовите однокоренные слова в этом стихотворении.

(вывешиваются таблички со словами)

-Почему эти слова можно назвать однокоренными?

Выделим общую часть – корень.

-Какая гласная в корне этих слов?

-Какие слова являются проверочными к другим однокоренным словам?

Вывод: В однокоренных словах корни пишутся одинаково.

-Но что интересного в написании корня снег заметили? (чередование г – ж)

Это чередующийся согласный.

Но бывают и чередующиеся гласные, еще их называют беглые.

Подбери пары однокоренных слов. Запиши столбиком. Выдели корень.

день                             тихий

земля                            дневной

тишина                        земельный

-Какую особенность заметили в однокоренных словах?(чередование букв)

В некоторых словах при изменении происходит чередование гласных или согласных букв. Это произошло из-за старинной дружбы русского языка с другими славянскими языками. Некоторые слова перешли в наш язык из старославянских языков и прижились. Н-р: глас – голос, врата – ворота, град – город, глава – голова.

Физминутка.

В лесу на опушке

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Лапками хлопали.

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Жители леса – разные растения. Здесь можно увидеть и деревья, и кустарники, и цветы.

Следующее задание о них.

Замени выделенное слово однокоренным прилагательным. Назови полученное словосочетание. Укажи корень.

Ветка ивы - …  ветка.

Сок берёзы - … сок.

Лист клёна - … лист.

Жители леса – животные.

-Каких животных можно встретить в наших лесах? (медведь, заяц, лиса, …)

-О ком идет речь в загадке?

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто ж это? (лиса)

Лиса является героем многих русских сказок. Почему?

Но в то же время это очень красивое животное, особенно зимой.

(демонстрация изображения лисы)

-Какая орфограмма в слове лиса?

Назовите проверочное слово.

V.Творческое задание.

Спиши текст. Добавь однокоренные слова с корнем лис.

Около высокого дерева показалась  …  . Её огромный  …  хвост горел на солнце рыжими огоньками. Под корнями старого дуба  …  нора. Там ждут свою маму маленькие  … .                                  

Проверка.

VI. Итог урока.

-О чем говорили на уроке?

(ученики читают рифмовки)

Слов на свете нам не счесть.

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень узнавать, выделять, запоминать.

Корень слова – значимая часть,

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства,

Однокоренные подберешь слова.

Домашнее задание. Выставление оценок.

Составить текст, ис

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Упражнения в распознавании однокоренных слов." »

Урок русского языка

2 класс (2 четверть) 1 - 4


Тема: Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Цели:

  1. развивать умение находить однокоренные слова, распознавать их в тексте, определять корень;

  2. развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности: чтение, письмо, слушание, говорение;

  3. развивать орфографическую зоркость учащихся;

  4. осуществлять экологическое воспитание учащихся, прививать любовь и бережное отношение к природе.


Ход урока:


I. Организационный момент.


II. Минутка чистописания.



- Какая закономерность в цепочке букв? Допишите еще две буквы. (М, О)

-Какое слово спряталось? (ежи)


III. Словарная работа.

-Какие слова спрятались?


С р к (сорока)

С н (осина)

З ц (заяц)

С л в й (соловей)

Л с ц (лисица)

К л г (экология)


-К какой теме можно отнести все эти словарные слова?

-Почему?

Обратите внимание на слово экология, почему оно добавлено к этой группе слов?

-Как нужно относиться к окружающей нас природе?


IV. Сообщение темы и целей урока.

Работа по закреплению изученного материала.


Сегодня мы поговорим о лесе, его обитателях.

И так, отправляемся в лес.

(Звучит запись звуков леса, демонстрируется иллюстрация.)

-Что мы можем увидеть, услышать в лесу?


В нашем лесу растет необычное дерево.

-Чем оно необычно?

Вместо листочков на нем растут слова, а корень – слово лес.

Разберемся со значением слова корень.

  1. подземная часть растения, зуба, волоса…

  2. общая часть родственных слов

-А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из частей слова? (Корень является сердцевиной слова, от него растут слова, как ветки на дереве.)

-Какие слова могут вырасти на этом дереве?


Образуйте от корня лес однокоренные слова.

-Почему эти слова однокоренные?

-Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)

Но всегда ли слова с одинаковым по звучанию и написанию корнем являются однокоренными? (нет)

Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень. Укажи части речи.

Гора, горный, горевать, гористый.

Вода, водный, водитель, водяной.

Белый, белка, беляк, побелел.


Проверка.


Когда в лесу наступает зима, то все покрывается белым пушистым искрящимся на солнце снегом. Лес превращается в снежную белую сказку.

(демонстрация изображения зимнего леса)


Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке,

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.


Назовите однокоренные слова в этом стихотворении.

(вывешиваются таблички со словами)

-Почему эти слова можно назвать однокоренными?

Выделим общую часть – корень.

-Какая гласная в корне этих слов?

-Какие слова являются проверочными к другим однокоренным словам?


Вывод: В однокоренных словах корни пишутся одинаково.

-Но что интересного в написании корня снег заметили? (чередование г – ж)

Это чередующийся согласный.

Но бывают и чередующиеся гласные, еще их называют беглые.


Подбери пары однокоренных слов. Запиши столбиком. Выдели корень.


день тихий

земля дневной

тишина земельный


-Какую особенность заметили в однокоренных словах?(чередование букв)


В некоторых словах при изменении происходит чередование гласных или согласных букв. Это произошло из-за старинной дружбы русского языка с другими славянскими языками. Некоторые слова перешли в наш язык из старославянских языков и прижились. Н-р: глас – голос, врата – ворота, град – город, глава – голова.


Физминутка.


В лесу на опушке

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Лапками хлопали.

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!


Жители леса – разные растения. Здесь можно увидеть и деревья, и кустарники, и цветы.

Следующее задание о них.


Замени выделенное слово однокоренным прилагательным. Назови полученное словосочетание. Укажи корень.

Ветка ивы - … ветка.

Сок берёзы - … сок.

Лист клёна - … лист.


Жители леса – животные.

-Каких животных можно встретить в наших лесах? (медведь, заяц, лиса, …)

-О ком идет речь в загадке?


Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто ж это? (лиса)


Лиса является героем многих русских сказок. Почему?

Но в то же время это очень красивое животное, особенно зимой.

(демонстрация изображения лисы)

-Какая орфограмма в слове лиса?

Назовите проверочное слово.



V.Творческое задание.

Спиши текст. Добавь однокоренные слова с корнем лис.


Около высокого дерева показалась … . Её огромный … хвост горел на солнце рыжими огоньками. Под корнями старого дуба … нора. Там ждут свою маму маленькие … .

Проверка.


VI. Итог урока.

-О чем говорили на уроке?

(ученики читают рифмовки)


Слов на свете нам не счесть.

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень узнавать, выделять, запоминать.


Корень слова – значимая часть,

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства,

Однокоренные подберешь слова.


Домашнее задание. Выставление оценок.

Составить текст, используя однокоренные слова с корнем лес. Назовем слова, которые вы будете использовать при составлении текста.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
конспект урока на тему "Упражнения в распознавании однокоренных слов."

Автор: Осокина Ольга Валерьевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка по программе развивающего обучения Л. В. Занкова"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-proghrammie-razvivaiushchiegho-obuchieniia-l-v-zankova-1"
    ["file_id"] => string(6) "335110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466168329"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Конспект урока русского языка.8 Марта – Международный женский день Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей "
    ["seo_title"] => string(153) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-8-marta-miezhdunarodnyi-zhienskii-dien-uprazhnieniie-v-sklonienii-imion-sushchiestvitiel-nykh-i-raspoznavanii-padiezhiei"
    ["file_id"] => string(6) "113572"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469933"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока русского языка "Части речи""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokarusskoghoiazykachastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "262684"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449401615"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства