kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Правописание заглавной буквы в именах собственных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

изучение орфограммы - заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях, в кличках животных; 

 развитие мыслительных операций, внимания, памяти, орфографической зоркости, самоконтроля и самоанализа, логического мышления;

воспитание любви к родному языку, интереса к его познанию, коммуникативной культуры ,чувства коллективизма;

расширение кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

предметные:

 распознавать имена собственные, отличать их от имен нарицательных; использовать изученную орфограмму

личностные:

·       проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

·       понимает причины успеха в учебной деятельности

 Универсальные учебные действия:

регулятивные

·       определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·       учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

·       использует изученную орфограмму;

·       делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

·       составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

·       слушает и понимает речь других;

·       договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

 

                              Ход урока.

I. Организационный момент - 2 мин.

1. Организационный момент.

2.Психологический настрой .

Я сижу на уроке
Мне хорошо и спокойно.
У меня хорошая память.
Я быстро все запоминаю.
Сейчас я начну работать,
Я рад этому!
У меня все получится,
Все будет хорошо!

II.Актуализация знаний- 3 мин.

1. Минутка чистописания ам им лм

2.Работа с рядом слов.

У.- Прочитайте слова: мальчик, небо, гриб, ученица.

- Какое задание можно выполнить со словами?

Д.-  Разделить на 2 группы: одушевленные и неодушевленные/

У. -Какие знания понадобились? Как проверить, правильно ли мы разделили слова на группы?

Д.- Орфограмма. Нужно задать вопрос к словам КТО? или ЧТО?

III. Открытие «новых» знаний – 5 мин.

1.Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

У.– Прочитайте про себя слова.

земля, Земля, зима ,Зима ,рыжик ,Рыжик

– Возможно ли так такое?

Д.- Возможно. Рыжик – это кот, поэтому пишется с заглавной буквы)

У.– Чем интересны эти слова?

Д. -Звучит одинаково, а значение разное и пишутся по-разному.

IV.Определение темы урока учащимися – 10 мин.

У: – Какую тему мы изучали на последних уроках?

Д.- Мы говорили об именах существительных. Одушевленных и неодушевленных.

У– Сформулируйте тему урока.

Д.-Заглавная буква в именах собственных,правописание заглавной буквой в именах собственных,  ( слайд 8)

У.– Узнаем лексическое значение слова земля, Земля.

В толковом словаре определение ЗЕМЛЯ (слайд3, 4)

1.     Третья планета от Солнца, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца.

2.     Суша.

3.     Страна, государство.

4.     Территория с угодьями.

5.     Верхний слой земной коры, почва.

У.– Что обозначает слово зима, Зима?

Д.- Зима – время года.

У.-Зима? — город в России, Иркутской области. (слайд 5,)

Перед вами карта России. Город Зима? расположен на левом берегу реки Оки.(слайд 6)

У.– Что обозначает каждое слово рыжик, Рыжик? ( слайд7)

Д.- Гриб, кличка животного.

У.– Почему так назвали кота?

Д- За его окраску шерсти. Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

У.– Составьте предложение о грибах, про кота. ( В лесу растут рыжики. У нас дома кот Рыжик.)

.У.– Запишите предложение. Запись предложения  в тетради. Комментированное объяснение. Какие слова написали с большой буквы? Почему?

2.Работа над словарным словом.

У.– Составьте слово из букв о р д о г. ( слайд9)

Д.- Город.

У.– Узнаем лексическое значение слова город. Го?род — крупный населённый пункт.(слайд10)

-  Запишите слово.

– Поставьте ударение.

– Какую орфограмму можно проверить?

– Какую букву надо запомнить? Почему?

Д.- Она безударная.

У.– Как называются слова написание надо запомнить?

Д.- Это словарное слово.

У.– Запишите слово город. Подчеркните опасные места в слове, поставьте ударение.

У.– Подберите однокоренные слова.

Д.-Город, городище, городок, городской

У.– Назовите словосочетание со словом городской. (парк, транспорт, житель, дом, автобус)

Д.- Городской парк,городской транспорт, городской житель, городской дом, городской автобус.

У– Запишите однокоренные слова. Выделите корень слова

3. Работа над лексическим значением слова.

- А сейчас мы поговорим о нашей Родине. Как вы понимаете значение слова «родина»?

Д. – Это место, где ты родился. Место, где ты живешь. Место, где живут тои родители.

Если скажут слово «Родина».

Сразу в памяти встает

Старый клен, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная-

Золотая седина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

У.- Что для нас является малой родиной, как называется республика, в которой мы живем?

Д.- Поселок Васильево. Республика Татарстан.

У.– Назовите столицу Татарстана. (слайд 11)

Д.- Город Казань

У.-Сейчас мы совершим путешествие по Татарстану.

( просмотр видеоролика слайд 12)

V. Структурирование полученных знаний -10мин.

У.– Прочитайте слова.

Озеро, Стрелка, поэт, Байкал ,страна , Г.Тукай, столица, собака, Москва, Россия.(слайд 13)

– Какую работу вы можете предложить с этими словами?

Д.- Распределить слова в два столбика: например, в первый столбик – двусложные, а во второй столбик – трехсложные. Записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и с маленькой. (слайд14)

У. – А почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Д.- Имена существительные делятся на  имена собственные и нарицательные.

У.– Прочитайте имена собственные.

Д. – Стрелка, Байкал, Г.Тукай, Москва, Россия.

У.– Прочитайте имена нарицательные.

Д.- Озеро, поэт, страна, столица, собака.

У.– Какой вывод можно сделать?

Д.- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

VI. Физминутка - 2 мин.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

VII. Первичное закрепление нового способа действия  – 10 мин.

1. Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

У.– Составьте словосочетания, соединяя по смыслу имена собственные и нарицательные. (Слайд15)

Д.- Собака Стрелка, Озеро Байкал, Поэт Тукай, Страна Россия столица Москва.

Байкал находится в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
Байкал - самое глубокое озеро в мире. (слайд 16-19)
Бе?лка и Стре?лка — собаки – космонавты. 19 по 20 августа 1960 года впервые в космос полетели собаки. Почти на год раньше первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.
Габдула Тука?й – татарский поэт. Одна из улиц нашего поселка названа в  его честь  – улица Тукая.

У.– Назовите произведения Тукая?

Д. – Сказка «Шурале», «Водяная».

У.- Что вы знаете о России?

Д.- Наша Родина – Россия.

Москва находится в центре европейской части России. (Слайд20)

(исполнение песни «Россия») – 2 мин. ( слайд21)

– Запишем словосочетания под диктовку.

Озеро Байкал, собака Стрелка, поэт Тукай, страна Россия, столица Москва.

У.– Какие слова называются именами собственными?

Д.- Имена, отчества, фамилии людей. Клички животных. Географические названия.

У.– Как эти слова пишутся?

Д . - Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей - имена собственные пишутся с заглавной буквы.

2.Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

У.– Запишите текст. (Москва – столица России. Город Москва стоит на Москве реке.) (слайд 22)

VIII. Рефлексия – 3 мин.

У.– Какое открытие мы сегодня сделали?

Д. - Узнали, что есть город с названием Зима. Имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей - имена собственные пишутся с заглавной буквы (слайд 23)

У.-Для чего нам понадобились эти правила?

Д.- Чтобы правильно выполнить задания.

У.-Что понравилось на уроке?

Д. – Интерсные задания. Прозвучала красивая песня.

У. – Спасибо за урок. ( слайд 24)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Правописание заглавной буквы в именах собственных". »

Урок русского языка. 2 класс

Тема: Правописание заглавной буквы в именах собственных. Пояснительная записка.

Тип урока: Открытие новых знаний;

Использование технологий: проблемно-диалогическая технология

Учебник «Русский язык», 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. - 2011г.

Уровень обученности школьников: высокий -19%; средний - 60%;низкий - 21%

Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая

 Полное описание разработки

Цель:

изучение орфограммы - заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях, в кличках животных;

развитие мыслительных операций, внимания, памяти, орфографической зоркости, самоконтроля и самоанализа, логического мышления;

воспитание любви к родному языку, интереса к его познанию, коммуникативной культуры ,чувства коллективизма;

расширение кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

предметные:

распознавать имена собственные, отличать их от имен нарицательных; использовать изученную орфограмму

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

  • использует изученную орфограмму;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.



Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Ход урока.

I. Организационный момент - 2 мин.

1. Организационный момент.

2.Психологический настрой .

Я сижу на уроке
Мне хорошо и спокойно.
У меня хорошая память.
Я быстро все запоминаю.
Сейчас я начну работать,
Я рад этому!
У меня все получится,
Все будет хорошо!

II.Актуализация знаний- 3 мин.

1. Минутка чистописания ам им лм

2.Работа с рядом слов.

У.- Прочитайте слова: мальчик, небо, гриб, ученица.

- Какое задание можно выполнить со словами?

Д.- Разделить на 2 группы: одушевленные и неодушевленные/

У. -Какие знания понадобились? Как проверить, правильно ли мы разделили слова на группы?

Д.- Орфограмма. Нужно задать вопрос к словам КТО? или ЧТО?

III. Открытие «новых» знаний – 5 мин.

1.Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

У.– Прочитайте про себя слова.

земля, Земля, зима ,Зима ,рыжик ,Рыжик

– Возможно ли так такое?

Д.- Возможно. Рыжик – это кот, поэтому пишется с заглавной буквы)

У.– Чем интересны эти слова?

Д. -Звучит одинаково, а значение разное и пишутся по-разному.

IV.Определение темы урока учащимися – 10 мин.

У: – Какую тему мы изучали на последних уроках?

Д.- Мы говорили об именах существительных. Одушевленных и неодушевленных.

У– Сформулируйте тему урока.

Д.-Заглавная буква в именах собственных,правописание заглавной буквой в именах собственных, ( слайд 8)

У.– Узнаем лексическое значение слова земля, Земля.

В толковом словаре определение ЗЕМЛЯ (слайд3, 4)

  1. Третья планета от Солнца, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца.

  2. Суша.

  3. Страна, государство.

  4. Территория с угодьями.

  5. Верхний слой земной коры, почва.

У.– Что обозначает слово зима, Зима?

Д.- Зима – время года.

У.-Зима́ — город в России, Иркутской области. (слайд 5,)

Перед вами карта России. Город Зима́ расположен на левом берегу реки Оки.(слайд 6)

У.– Что обозначает каждое слово рыжик, Рыжик? ( слайд7)

Д.- Гриб, кличка животного.

У.– Почему так назвали кота?

Д- За его окраску шерсти. Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

У.– Составьте предложение о грибах, про кота. ( В лесу растут рыжики. У нас дома кот Рыжик.)

.У.– Запишите предложение. Запись предложения в тетради. Комментированное объяснение. Какие слова написали с большой буквы? Почему?

2.Работа над словарным словом.

У.– Составьте слово из букв о р д о г. ( слайд9)

Д.- Город.

У.– Узнаем лексическое значение слова город. Го́род — крупный населённый пункт.(слайд10)

- Запишите слово.

– Поставьте ударение.

– Какую орфограмму можно проверить?

– Какую букву надо запомнить? Почему?

Д.- Она безударная.

У.– Как называются слова написание надо запомнить?

Д.- Это словарное слово.

У.– Запишите слово город. Подчеркните опасные места в слове, поставьте ударение.

У.– Подберите однокоренные слова.

Д.-Город, городище, городок, городской

У.– Назовите словосочетание со словом городской. (парк, транспорт, житель, дом, автобус)

Д.- Городской парк,городской транспорт, городской житель, городской дом, городской автобус.

У– Запишите однокоренные слова. Выделите корень слова

3. Работа над лексическим значением слова.

- А сейчас мы поговорим о нашей Родине. Как вы понимаете значение слова «родина»?

Д. – Это место, где ты родился. Место, где ты живешь. Место, где живут тои родители.

Если скажут слово «Родина».

Сразу в памяти встает

Старый клен, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная-

Золотая седина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

У.- Что для нас является малой родиной, как называется республика, в которой мы живем?

Д.- Поселок Васильево. Республика Татарстан.

У.– Назовите столицу Татарстана. (слайд 11)

Д.- Город Казань

У.-Сейчас мы совершим путешествие по Татарстану.

( просмотр видеоролика слайд 12)

V. Структурирование полученных знаний -10мин.

У.– Прочитайте слова.

Озеро, Стрелка, поэт, Байкал ,страна , Г.Тукай, столица, собака, Москва, Россия.(слайд 13)

– Какую работу вы можете предложить с этими словами?

Д.- Распределить слова в два столбика: например, в первый столбик – двусложные, а во второй столбик – трехсложные. Записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и с маленькой. (слайд14)

У. – А почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Д.- Имена существительные делятся на имена собственные и нарицательные.

У.– Прочитайте имена собственные.

Д. – Стрелка, Байкал, Г.Тукай, Москва, Россия.

У.– Прочитайте имена нарицательные.

Д.- Озеро, поэт, страна, столица, собака.

У.– Какой вывод можно сделать?

Д.- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

VI. Физминутка - 2 мин.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

VII. Первичное закрепление нового способа действия – 10 мин.

1. Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

У.– Составьте словосочетания, соединяя по смыслу имена собственные и нарицательные. (Слайд15)

Д.- Собака Стрелка, Озеро Байкал, Поэт Тукай, Страна Россия столица Москва.

Байкал находится в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
Байкал - самое глубокое озеро в мире. (слайд 16-19)
Бе́лка и Стре́лка — собаки – космонавты. 19 по 20 августа 1960 года впервые в космос полетели собаки. Почти на год раньше первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.
Габдула Тука́й – татарский поэт. Одна из улиц нашего поселка названа в его честь – улица Тукая.

У.– Назовите произведения Тукая?

Д. – Сказка «Шурале», «Водяная».

У.- Что вы знаете о России?

Д.- Наша Родина – Россия.

Москва находится в центре европейской части России. (Слайд20)

(исполнение песни «Россия») – 2 мин. ( слайд21)

– Запишем словосочетания под диктовку.

Озеро Байкал, собака Стрелка, поэт Тукай, страна Россия, столица Москва.

У.– Какие слова называются именами собственными?

Д.- Имена, отчества, фамилии людей. Клички животных. Географические названия.

У.– Как эти слова пишутся?

Д . - Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей - имена собственные пишутся с заглавной буквы.

2.Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

У.– Запишите текст. (Москва – столица России. Город Москва стоит на Москве реке.) (слайд 22)

VIII. Рефлексия – 3 мин.

У.– Какое открытие мы сегодня сделали?

Д. - Узнали, что есть город с названием Зима. Имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей - имена собственные пишутся с заглавной буквы (слайд 23)

У.-Для чего нам понадобились эти правила?

Д.- Чтобы правильно выполнить задания.

У.-Что понравилось на уроке?

Д. – Интерсные задания. Прозвучала красивая песня.

У. – Спасибо за урок. ( слайд 24)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анкудинова Марина Викторовна, Дуболазова Светлана Сергеевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка на тему "Заглавная буква в именах собственных""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "306849"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458209388"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Школа России» по теме : «Знакомство с именами собственными. Отличие имён собственных от нарицательных»"
    ["seo_title"] => string(159) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_klassie_umk_shkola_rossii_po_tiemie_znakomstvo_s_imienami_sobstviennymi_otlichiie_imion_sobstviennykh_ot_naritsatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "349041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476392142"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "конспект урока русского языка в 1 классе на тему " Заглавная буква в словах. Зависимость правописания заглавной буквы от значения слова" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-na-tiemu-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh-zavisimost-pravopisaniia-zaghlavnoi-bukvy-ot-znachieniia-slova"
    ["file_id"] => string(6) "191788"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427368704"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства