kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы -О, -А на конце наречий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена учителям русского языка. Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы -О, -А на конце наречий»

Урок по теме: Буквы -О, -А на конце наречий.


Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи урока.

- Образовательные: совершенствовать знания об особенностях наречия как части речи; формировать представления о правиле выбора суффикса на конце наречий.

- Развивающие: развивать орфографическую зоркость учащихся, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать монологическую речь учащихся на основе устных ответов, давая связный ответ на лингвистическую тему.

- Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, эстетический вкус, языковую культуру.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Сядьте удобнее. Закройте глаза и произнесите за мной вполголоса: «Я в школе на уроке русского языка. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Голова мыслит ясно. Я хочу узнать что-то новое. Я готов к работе».

- Я желаю вам творческих успехов и удачи.


2. Актуализация и пробное учебное действие.

Проверка д/з: упр.255 (Слайд 2)

- Составьте рассказ, используя слова:

Не спеша, еле-еле, вскользь, кое-как, время от времени, попусту, неряшливо, нимало, долго-долго, понемногу, нипочём.

Дети зачитывают свои получившиеся тексты (Василиса, Никита, Данил).

- Поставьте на поля оценку за содержание творческой работы.

А) - Как называется часть речи, которую мы изучаем на протяжении нескольких уроков

(Наречие).

- Что вам известно о ней? (Дети рассказывают изученные правила цепочкой).

(Слайд 3)

Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. (М. Горький)

Девиз:

«Ну что ж, с наречием вперёд!

НОВАЯ тема тебя снова ждёт»


3. Выявление места и причины затруднения.

- Почему на конце наречий разные гласные?
- Какова тема и цель нашего урока?
- Тема урока: Буквы а-о на конце наречий (лист)

Цель: Научиться правильно писать буквы А-О на конце наречий.
- Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а-о в суффиксах наречий?

а

о

издалека

изнеженно

докрасна

доверчиво

снова

связно

- Зачем нужно знать, когда пишется А, когда О? (чтобы быть грамотным, чтобы подготовиться к экзамену)

4. Работа по теме (Изучение новой темы совместно с учителем – выход на правило)

и з- давн из окна

д о- красн а до окна

с - прав с окна


в - лев в окно

н а- глух о на окно

з а- прост за окно

- Как образованы слова второго столбика? Какой вывод можно сделать в этом случае?

- Таким образом, суффикс А пишется, если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом при помощи приставок из- до- с-. Суффикс О пишется, если наречие образовано суффиксальным способом.

- Проговорите правило про себя, теперь соседу, а сейчас вслух для всех (по схеме)

- Для чего мы выучили правило? (чтобы им пользоваться)

- Да, знать правило важно. Но самое главное  уметь им пользоваться. Для этого давайте определим алгоритм рассуждения (пишу схему на доске)

1.Смотрю, есть ли приставки из, до, с


ДА НЕТ

(рассуждаю дальше) пишу О


2. Смотрю, как образовано наречие:


приставочно-суффиксальный – А суффиксальный – О



Таблица на доске!

- Поднимите руку, кому понятно!


Закрепление.

А) Первый уровень закрепления темы: комментированное письмо (у доски) цепочкой.

  1. Раскалить до красного цвета (докрасна)

  2. Расстаться на долгое время (надолго)

  3. Идти в правую сторону (вправо)

  4. Прикасаться редко (изредка)

  5. Смотреть косо (искоса)

  6. Вытереть стол сухо (досуха).


Б) Работа с карточкой. Вставить пропущенную букву в зависимости от приставки (работа в группах по два человека)

- Прочитайте задание. Если вопросов нет, можно выполнять. Помните о подсказке «окно». Работаем на карточке. (СЛАЙД)

Поворот направ..., уехать надолг..., вытереть досух..., изредк... переписываться, переработать занов..., начать снов..., накалить докрасн..., друзья издавн..., обратиться запрост..., выйти засветл..., наскор... позавтракать, возвратиться затемн..., накормить досыт..., посмотреть искос..., расположиться справ..., запереть наглух..., взглянуть влев..., сначал... выслушать.

ПРОВЕРКА – ОДИН НАЗЫВАЕТ приставку и суффикс, ОСТАЛЬНЫЕ ПРОВЕРЯЮТ


В) Ладыженская Т. А., 7 класс. Вместо физминутки. Упражнение 270 – работа по вариантам: учащиеся первого ряда – наречия с А, второго – наречия с О у доски. Кто быстрей?

I-ый вариант II-ой вариант

издавна влево

слева направо

снова начисто

досыта затемно

досуха засветло

- Поднимите руку, у кого так. Самопроверка.


Г) Работа с сигнальными карточками.

Учащиеся получают карточки с буквами О, А. Учитель называет слова, дети показывают буквы. (УПРАЖНЕНИЕ)

Слев…, досрочн…, созвучн…, изобильн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…, дословн…, достаточн…, извилист…, исправн…, досыт…, доверительн…, сначал…, влев…, нагол…, задолг…


Д) Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.

  1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом.

  2. Небо было раскалено почти добел__ .

  3. Корабль раскачивало направ__ и налев__.

  4. Изредк__ из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало.

  5. Сгоряч_ не добудешь калача.

  6. Дверь, в которую будешь входить, не захлопывай наглух__.

  7. Рыбак рыбака видит издалек__

  8. Кирила Петрович заезжал запрост__ в домишко своего старого товарища.

  9. Хата эта была занов__ покрыта камышом, подправлена.

  10. Через два часа наступление возобновилось сызнов__ .

  11. Издавн__ русские считались храбрыми воинами.

  12. Курицу досыт__не накормишь, а девицу не нарядишь.


Взаимопроверка


Д) Тест. Найдите слова, в которых пишется О. Выпиши только цифры.

1.(из)давн__, 2.(с)лев__, 3.(до)статочн__, 4. (с)прав__, 5.(до)темн__, 6.(до)стойн__, 7.(за)светл__, 8.(из)далек__, 9.(на)мертв__, 10. (до)словн__, 11.(на)чист__, 12.(за)нов__, 13.(до)сух__, 14. (на)глух__,15.(в)прав__, 16. (до)красн__, 17.(ис)кос__, 18.(за)прост__, 19.(с)горяч__, 20.(на)черн__.


Проверка. Ответы на экране! 3, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 20

- Проверьте свою работу и оцените себя.

«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ош.

«3» - 3-4 ош.


III. Итог.

  1. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

  2. В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?

  3. В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?

  4. Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?


Продолжи предложение

1) У меня получилось…
2) Я научился…
3) На уроке я смог…
4) Больше всего мне понравилось…
5) Труднее всего мне было…


Д/з: упр. 271, 272


По желанию: написать сочинение-миниатюру с использованием наречий на данное правило. (Тема – любая)








































О О О О


О О А А


А А А А


Я Я Я Я


Я Я


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буквы -О, -А на конце наречий

Автор: Тукачева Екатерина Михайловна

Дата: 05.07.2024

Номер свидетельства: 653968

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому языку "Буквы О и А на конце наречий""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokaporusskomuiazykubukvyoianakontsienariechii"
    ["file_id"] => string(6) "279430"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453225811"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока "Буква Ь после шипящих на конце наречий" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-bukva-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "187652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426537918"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Правописание суффиксов на конце наречий с приставками "
    ["seo_title"] => string(58) "pravopisaniie-suffiksov-na-kontsie-nariechii-s-pristavkami"
    ["file_id"] => string(6) "104641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402743900"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Гласные буквы о-а в суффиксах на конце наречий" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glasnyie-bukvy-o-a-v-suffiksakh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "124353"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414687811"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "конспект урока русского языка  «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-bukvy-o-i-a-na-kontsie-nariechii-s-pristavkami-iz-is-do-s-so-v-vo-na-za"
    ["file_id"] => string(6) "231278"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442432617"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства