Просмотр содержимого документа
«Буквы -О, -А на конце наречий»
Урок по теме: Буквы -О, -А на конце наречий.
Вид урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи урока.
- Образовательные: совершенствовать знания об особенностях наречия как части речи; формировать представления о правиле выбора суффикса на конце наречий.
- Развивающие: развивать орфографическую зоркость учащихся, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать монологическую речь учащихся на основе устных ответов, давая связный ответ на лингвистическую тему.
- Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, эстетический вкус, языковую культуру.
Методы обучения: практические, словесные, наглядные.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 1)
- Здравствуйте, ребята. Сядьте удобнее. Закройте глаза и произнесите за мной вполголоса: «Я в школе на уроке русского языка. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Голова мыслит ясно. Я хочу узнать что-то новое. Я готов к работе».
- Я желаю вам творческих успехов и удачи.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Проверка д/з: упр.255 (Слайд 2)
- Составьте рассказ, используя слова:
Не спеша, еле-еле, вскользь, кое-как, время от времени, попусту, неряшливо, нимало, долго-долго, понемногу, нипочём.
Дети зачитывают свои получившиеся тексты (Василиса, Никита, Данил).
- Поставьте на поля оценку за содержание творческой работы.
А) - Как называется часть речи, которую мы изучаем на протяжении нескольких уроков
(Наречие).
- Что вам известно о ней? (Дети рассказывают изученные правила цепочкой).
(Слайд 3)
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. (М. Горький)
Девиз:
«Ну что ж, с наречием вперёд!
НОВАЯ тема тебя снова ждёт»
3. Выявление места и причины затруднения.
- Почему на конце наречий разные гласные? - Какова тема и цель нашего урока? - Тема урока: Буквы а-о на конце наречий (лист)
Цель: Научиться правильно писать буквы А-О на конце наречий. - Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а-о в суффиксах наречий?
а
о
издалека
изнеженно
докрасна
доверчиво
снова
связно
- Зачем нужно знать, когда пишется А, когда О? (чтобы быть грамотным, чтобы подготовиться к экзамену)
4. Работа по теме (Изучение новой темы совместно с учителем – выход на правило)
и з- давн из окна
д о- красн а до окна
с - прав с окна
в - лев в окно
н а- глух о на окно
з а- прост за окно
- Как образованы слова второго столбика? Какой вывод можно сделать в этом случае?
- Таким образом, суффикс А пишется, если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом при помощи приставок из- до- с-. Суффикс О пишется, если наречие образовано суффиксальным способом.
- Проговорите правило про себя, теперь соседу, а сейчас вслух для всех (по схеме)
- Для чего мы выучили правило? (чтобы им пользоваться)
- Да, знать правило важно. Но самое главное уметь им пользоваться. Для этого давайте определим алгоритм рассуждения (пишу схему на доске)
1.Смотрю, есть ли приставки из, до, с
ДА НЕТ
(рассуждаю дальше) пишу О
2. Смотрю, как образовано наречие:
приставочно-суффиксальный – А суффиксальный – О
Таблица на доске!
- Поднимите руку, кому понятно!
Закрепление.
А) Первый уровень закрепления темы: комментированное письмо (у доски) цепочкой.
Раскалить до красного цвета (докрасна)
Расстаться на долгое время (надолго)
Идти в правую сторону (вправо)
Прикасаться редко (изредка)
Смотреть косо (искоса)
Вытереть стол сухо (досуха).
Б) Работа с карточкой. Вставить пропущенную букву в зависимости от приставки (работа в группах по два человека)
- Прочитайте задание. Если вопросов нет, можно выполнять. Помните о подсказке «окно». Работаем на карточке. (СЛАЙД)
ПРОВЕРКА – ОДИН НАЗЫВАЕТ приставку и суффикс, ОСТАЛЬНЫЕ ПРОВЕРЯЮТ
В) Ладыженская Т. А., 7 класс. Вместо физминутки. Упражнение 270 – работа по вариантам: учащиеся первого ряда – наречия с А, второго – наречия с О у доски. Кто быстрей?
I-ый вариант -а II-ой вариант -о
издавна влево
слева направо
снова начисто
досыта затемно
досуха засветло
- Поднимите руку, у кого так. Самопроверка.
Г) Работа с сигнальными карточками.
Учащиеся получают карточки с буквами О, А. Учитель называет слова, дети показывают буквы. (УПРАЖНЕНИЕ)
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(175) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Гласные буквы о-а в суффиксах на конце наречий" "
["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glasnyie-bukvy-o-a-v-suffiksakh-na-kontsie-nariechii"
["file_id"] => string(6) "124353"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414687811"
}
}