kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-»

Цель урока: узнать и понять орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-». Научиться применять правило, изученное на уроке, на практике.

Задачи урока:

Обучающие: совершенствование навыков написания наречий.

Развивающие:

- развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;

- развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать                                                     выводы, планировать свое высказывание;

- развитие способностей к самостоятельному труду;

- развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

- воспитание культуры общения, речи и поведения;

- вызвать заинтересованность в получении знаний;

- пробудить любознательность;

- побудить учащихся к активности;

- закрепить уверенность в успехе.

Тип урока: объяснение нового материала 

Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических  группах

Необходимое техническое оборудование:

- компьютер;

- раздаточный материал по теме «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» (приложение 1,; карточки разного цвета, на которых написано: красного цвета «приставки из-(ис-), до-, с-(со-)»,  фиолетового цвета «приставки в-(во-), на-, за-», зелёного цвета «корни -ред-, -лев-, -бел-» корни -темн-, -прав-, -чист-»;, розового «суффикс -а», голубого «суффикс -о», презентация, таблицы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» »

Конспект урока русского языка в 6 классе

по теме

«Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-»



Цель урока: узнать и понять орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-». Научиться применять правило, изученное на уроке, на практике.

Задачи урока:

Обучающие: совершенствование навыков написания наречий.

Развивающие:

- развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;

- развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

- развитие способностей к самостоятельному труду;

- развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

- воспитание культуры общения, речи и поведения;

- вызвать заинтересованность в получении знаний;

- пробудить любознательность;

- побудить учащихся к активности;

- закрепить уверенность в успехе.

Тип урока: объяснение нового материала

Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических группах

Необходимое техническое оборудование:

- компьютер;

- раздаточный материал по теме «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» (приложение 1,; карточки разного цвета, на которых написано: красного цвета «приставки из-(ис-), до-, с-(со-)», фиолетового цвета «приставки в-(во-), на-, за-», зелёного цвета «корни -ред-, -лев-, -бел-» корни -темн-, -прав-, -чист-»;, розового «суффикс -а», голубого «суффикс -о», презентация, таблицы



Ход урока.

Организационный момент.

Слово учителя: Друзья мои, я очень рада приветствовать сегодня вас.

Поприветствуйте и вы друг друга.

Итак, начнём.

Давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем.(Наречие)

А что вы знаете о наречии?

Я проведу блиц-опрос, ваша задача – быстро отвечать на вопросы.

1.Часть речи, которая отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?(наречие)

2.Наречие обозначает (признак действия или другого признака)

3.Морфологические признаки наречий (не изменяется)

4.В предложении бывает ( обстоятельством)

5Группы наречий по значению: (образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели)

6Степени сравнения наречий (простая сравнительная, сложная сравнительная, превосходная)

7 На конце наречий после шипящих пишется ( под ударением-о, без ударения – е)

8 В наречиях на о-е пишется столько Н (сколько в прилагательном, от которого оно образовано)

9 Не с наречием на о-е пишется слитно, если (1слово не употребляется без не, 2слово с не можно заменить близким по значению словом)

10 Не с наречием на о-е пишется раздельно, если( в предложении есть или подразумевается противопоставление)

11Способы образования наречий (Суффиксальный и приставочно-суффиксальный)

У вас на столах лежат карточки с морфемами, из которых вы должны составить слова.

Какие слова у вас получились?(слева, затемно, добела, изредка, начисто, вправо) (Слайд №2)

Что общего между ними?(наречия, не изменяются, образованы приставочно – суффиксальным способом)

Разделите их на 2 группы, запишите в 2 столбика.

По какому принципу действовали, объясните своё решение.

Проверьте себя (Слайд №3)

Изредка Вправо

Добела Начисто

Слева Затемно

Так о чём же мы будем сегодня говорить?

Какова же тема нашего урока?

(«Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-») ( откроем тетради и запишем число, классная работа и тему урока)

(Слайд №4)

Чему же мы с вами будем учиться? Какова же цель нашего урока?

Дети отвечают: Должны научиться выбирать букву О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-.(Слайд№5)

Обратимcя к таблице №1 (Слайд №6)

Издалека

далёкий

докрасна

красный

снова

новый

влево

левый

наскоро

скорый

засветло

светлый


Сделайте вывод: Когда же на конце наречий пишется буква А, а когда О?

(В наречиях с приставками из-, до-, с-, на конце пишется А, а с приставками

в-, на-, за –О)

Ребята, есть очень хороший способ проверки при помощи слова ОКНО

(Слайд №7)

В таблице №1 какой представлен способ образования наречий?(приставочно – суффиксальный)

Но мы знаем, что наречия образуютя и суффиксальным способом.

Посмотрим на таблицу №2 (Слайд№8)

Анализ таблицы на экране.

Таблица №2

исправно

исправный

доверчиво

доверчивый

связно

связный

изнеженно

изнеженный

Слово учителя: Обратите внимание! Наречия образуются от прилагательных, полных причастий суффиксальным способом, с помощью суффикса -о

Помните: Если в исходном слове была приставка (из-, до-, с-, ), то на конце наречия пишется –О. (Слайд№9)

В вашем сборнике этому примечанию не уделено внимание, но такие слова могут вам встретиться.

Чтение Теории п.118 (4-я рамочка)

Расскажите друг другу правило

Обратите внимание, как выделяется изученная орфограмма стр.206 Сб, экран (Слайд№10)

Слова на экране (Слайд№11)

Кто желает порассуждать? ( сначала устно)


Вправо – (правый)

Досуха – (сухой)

наглухо –(глухой)

извилисто-(извилистый)

доверчиво-(доверчивый)

снова- (новый)

Запишите наречия в тетрадь и обозначьте изученную орфограмму.

1 контроль усвоения темы (карточки)

Слово учителя: Запишите словосочетания, найдите слова с изученной орфограммой, обозначьте её.?

  1. Раскалить добела (белый)

  2. Изредка рассказывать (редкий),

  3. Доверчиво посмотрел (доверчивый, с приставкой).

  4. Повернуть налево (левый),

Проверьте правильность выполнения( Слайд №12)

II контроль усвоения темы.

Слово учителя: Ребята, теперь вы знаете правописание гласных о-а в наречиях с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-. Вы работали со словочетаниями. А теперь я вам предлагаю найти данную орфограмму в предложениях.

Задание. Записать предложения. Выделить изученную орфограмму.

Учитель диктует предложения.(1 у доски)

Слово учителя (мотивация): Самый внимательный сделает задание правильно. Кто же у нас самый внимательный?

Включенный контроль.

1. Сначала думай, потом пиши (от слова «начало»,).

2. В нашей стране издавна (от слова «давний»,) любят ржаной хлеб.

3. Маленькая речушка петляет, поворачивает и вправо (от слова «правый»,), и влево (от слова «левый»,).

Слово учителя: Если есть ошибки, не расстраивайтесь, мы учимся. Кто ошибся, ставит знак восклицания на полях. Это будет сигналом быть внимательнее.

Слово учителя: У нас творческое задание! Замените словосочетания одним синонимом-наречием на изученное правило.( Слайд№13,14)

Образец на экране: расстаться на долгое время = надолго расстаться.

Учитель диктует словосочетания, дети записывают синоним-наречие

1. Плотно, вдоволь, сытно, сколько влезет поесть = досыта поесть.

2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветло выехать.

3. Навещать нечасто, редко = изредка навещать.

4. Приходить в гости без стеснений = запросто приходить.

5. В пылу спора, под горячую руку обидеть = сгоряча обидеть.

6. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.

7. Встретить гостеприимно, с распростертыми объятиями = радушно встретить.


Контроль всех учащихся.(Слайд №15)

  • Выпишите в 1 столбик наречия с суффиксом А, в другой столбик наречия с суффиксом О.

  • Составить словосочетания глагол + наречие.

  • Составить предложения с данными наречиями.

Докрасн…, издавн…, снов...,

запрост…, слев…, влев…, издалек…, досух…,

налев…, справ…,

направ…, наглух…, засветл… Самопроверка (Слайд№16)

Слово учителя: У вас на столах лежит кроссворд «Спрятанное слово». Разгадайте кроссворд, заменив словосочетания синонимом-наречие (приложение 2).

1.Безразлично, вяло слушать

2. Из далёких мест приехать.

3.Обидеть в пылу спора, под горячую руку

4.Прийти, пока ещё не стемнело

5.Сделать специально, с целью, с умыслом

6. Петляюще, извиваясь, течёт река

7. Неожиданно, вдруг появиться.

Слово учителя: Проверяем! Если вы отгадали правильно, у вас должно получиться слово, название части речи, которую мы с вами изучаем.(наречие) Дети отвечают: Наречие

Домашнее задание (Слайд№17)

1. составить кроссворд с использованием наречий

2.составить словарный диктант из наречий, орфограммы которых вам известны

3. Упр.566 п.118

Подведение итогов урока: Когда же на конце наречий пишется буква А, а когда О?Примеры.

Рефлексия.

Слово учителя

Ребята, а теперь скажите, как вы себя чувствовали на уроке?(Слайд№18)

Напишите пожелания гостям , используя наречия.(Слайд№ 19)

1.____________выглядеть.

2.____________улыбаться.

3.____________быть преданными своему делу.

4.____________жить.

5.____________не болеть.

6.____________дружить




Карточки (доп.задания)

Замените словосочетания наречиями с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за- с суффиксами о или а на конце. Определите способ образования.

Образец: идти в правую сторону вправо (приставочно-суффиксальный).

1. Раскалить до красного цвета _________________ (_________________);

2. Расстаться на долгое время _________________ (_________________);

3. Переписать окончательно _________________ (_________________);

4. Идти в левую сторону _________________ (_________________);

5. Знать с давних времён _________________ (_________________);

6. Встретить кого-то еще раз _________________ (_________________);

7. Хорошо покушать _________________ (_________________);

8.  Пока еще светло, не стемнело _______________ (_________________).




Проверь себя!

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните

правописание, определите способ образования наречия.

1.(из)давн__, 2.(с)лев__,

3. (до)статочн__, 4. (с)прав__,

5. (до)темн__, 6. (до)стойн__,

7. (за)светл__, 8. (из)далек__,

9. (на)мертв__, 10. (до)словн__,

11. (на)чист__, 12. (за)нов__,

13. (до)сух__, 14. (на)глух__,

15. (в)прав__, 16. (до)красн__,

17. (ис)кос__, 18. (за)прост__,

19. (с)горяч__, 20. (на)черн__.





Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Графически объясните знаки препинания в предложениях. Сделайте морфемный разбор слов.

  1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)

  2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)

  3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)

  4. Изредк__ из тумана возникало2 одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)

  5. Сгоряч__2 не добудешь калача. (Русская пословица)

  6. Дверь, в которую будешь входить, не захлопывай наглух__. (Узбекская поговорка)

  7. Рыбак рыбака видит издалек__ . (Русская пословица)

  8. Кирила Петрович заезжал запрост__ в домишко своего старого товарища. (А. Пушкин)

  9. Хата эта была занов__ покрыта камышом, подправлена. (Л. Толстой)

  10. Через два часа наступление возобновилось сызнов__ . (М. Шолохов)

  11. Издавн__ русские считались2 храбрыми воинами. (А. Толстой)

  12. Курицу досыт__ не накормишь, а девицу не нарядишь. (Русская пословица)


Продолжите лингвистическую сказку.

Жили-были в Стране Наречий приставки В-, На-, За-, Из-, До-, С- и суффиксы -О, -А. Жили они в мире, ходили друг к другу в гости… Но всё это было до недавнего времени. Что же случилось?






1 контроль усвоения темы (карточки)

Задание: Запишите словосочетания, найдите слова с изученной орфограммой, обозначьте её.?

  1. Раскалить добела (белый)

  2. Изредка рассказывать (редкий),

  3. Доверчиво посмотрел (доверчивый, с приставкой).

  4. Повернуть налево (левый),



Приложение 2.

1


р

а

в

Н

о

д

у

ш

н

о

2


и

з

д

А

л

е

к

а



3


с

г

о

Р

я

ч

а




4

з

а

с

в

Е

т

л

о


5

н

а

р

о

Ч

н

о





6


и

з

в

И

л

и

с

т

о


7



в

н

Е

з

а

п

н

о














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Гришина Марина Николаевна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231278


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства