конспект урока русского языка «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-»
Конспект урока русского языка «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-»
«Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-»
Цель урока: узнать и понять орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-». Научиться применять правило, изученное на уроке, на практике.
- развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;
- развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
- развитие способностей к самостоятельному труду;
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, речи и поведения;
- вызвать заинтересованность в получении знаний;
- пробудить любознательность;
- побудить учащихся к активности;
- закрепить уверенность в успехе.
Тип урока: объяснение нового материала
Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических группах
Необходимое техническое оборудование:
- компьютер;
- раздаточный материал по теме «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» (приложение 1,; карточки разного цвета, на которых написано: красного цвета «приставки из-(ис-), до-, с-(со-)», фиолетового цвета «приставки в-(во-), на-, за-», зелёного цвета «корни -ред-, -лев-, -бел-» корни -темн-, -прав-, -чист-»;, розового «суффикс -а», голубого «суффикс -о», презентация, таблицы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» »
Конспект урока русского языка в 6 классе
по теме
«Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-»
Цель урока: узнать и понять орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-». Научиться применять правило, изученное на уроке, на практике.
- развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;
- развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
- развитие способностей к самостоятельному труду;
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, речи и поведения;
- вызвать заинтересованность в получении знаний;
- пробудить любознательность;
- побудить учащихся к активности;
- закрепить уверенность в успехе.
Тип урока: объяснение нового материала
Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических группах
Необходимое техническое оборудование:
- компьютер;
- раздаточный материал по теме «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» (приложение 1,; карточки разного цвета, на которых написано: красного цвета «приставки из-(ис-), до-, с-(со-)», фиолетового цвета «приставки в-(во-), на-, за-», зелёного цвета «корни -ред-, -лев-, -бел-» корни -темн-, -прав-, -чист-»;, розового «суффикс -а», голубого «суффикс -о», презентация, таблицы
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя: Друзья мои, я очень рада приветствовать сегодня вас.
Поприветствуйте и вы друг друга.
Итак, начнём.
Давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем.(Наречие)
А что вы знаете о наречии?
Я проведу блиц-опрос, ваша задача – быстро отвечать на вопросы.
1.Часть речи, которая отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?(наречие)
2.Наречие обозначает (признак действия или другого признака)
3.Морфологические признаки наречий (не изменяется)
4.В предложении бывает ( обстоятельством)
5Группы наречий по значению: (образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели)
7 На конце наречий после шипящих пишется ( под ударением-о, без ударения – е)
8 В наречиях на о-е пишется столько Н (сколько в прилагательном, от которого оно образовано)
9 Не с наречием на о-е пишется слитно, если (1слово не употребляется без не, 2слово с не можно заменить близким по значению словом)
10 Не с наречием на о-е пишется раздельно, если( в предложении есть или подразумевается противопоставление)
11Способы образования наречий (Суффиксальный и приставочно-суффиксальный)
У вас на столах лежат карточки с морфемами, из которых вы должны составить слова.
Какие слова у вас получились?(слева, затемно, добела, изредка, начисто, вправо) (Слайд №2)
Что общего между ними?(наречия, не изменяются, образованы приставочно – суффиксальным способом)
Разделите их на 2 группы, запишите в 2 столбика.
По какому принципу действовали, объясните своё решение.
Проверьте себя (Слайд №3)
Изредка Вправо
Добела Начисто
Слева Затемно
Так о чём же мы будем сегодня говорить?
Какова же тема нашего урока?
(«Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-») ( откроем тетради и запишем число, классная работа и тему урока)
(Слайд №4)
Чему же мы с вами будем учиться? Какова же цель нашего урока?
Дети отвечают: Должны научиться выбирать букву О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-.(Слайд№5)
Обратимcя к таблице №1 (Слайд №6)
Издалека
далёкий
докрасна
красный
снова
новый
влево
левый
наскоро
скорый
засветло
светлый
Сделайте вывод: Когда же на конце наречий пишется буква А, а когда О?
(В наречиях с приставками из-, до-, с-, на конце пишется А, а с приставками
в-, на-, за –О)
Ребята, есть очень хороший способ проверки при помощи слова ОКНО
(Слайд №7)
В таблице №1 какой представлен способ образования наречий?(приставочно – суффиксальный)
Но мы знаем, что наречия образуютя и суффиксальным способом.
Посмотрим на таблицу №2 (Слайд№8)
Анализ таблицы на экране.
Таблица №2
исправно
исправный
доверчиво
доверчивый
связно
связный
изнеженно
изнеженный
Слово учителя: Обратите внимание! Наречия образуются от прилагательных, полных причастий суффиксальным способом, с помощью суффикса -о
Помните: Если в исходном слове была приставка (из-, до-, с-, ), то на конце наречия пишется –О. (Слайд№9)
В вашем сборнике этому примечанию не уделено внимание, но такие слова могут вам встретиться.
Чтение Теории п.118 (4-я рамочка)
Расскажите друг другу правило
Обратите внимание, как выделяется изученная орфограмма стр.206 Сб, экран (Слайд№10)
Слова на экране (Слайд№11)
Кто желает порассуждать? ( сначалаустно)
Вправо – (правый)
Досуха – (сухой)
наглухо –(глухой)
извилисто-(извилистый)
доверчиво-(доверчивый)
снова- (новый)
Запишите наречия в тетрадь и обозначьте изученную орфограмму.
1 контроль усвоения темы (карточки)
Слово учителя: Запишите словосочетания, найдите слова с изученной орфограммой, обозначьте её.?
Раскалить добела (белый)
Изредка рассказывать (редкий),
Доверчиво посмотрел (доверчивый, с приставкой).
Повернуть налево (левый),
Проверьте правильность выполнения( Слайд №12)
II контроль усвоения темы.
Слово учителя: Ребята, теперь вы знаете правописание гласных о-а в наречиях с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-. Вы работали со словочетаниями. А теперь я вам предлагаю найти данную орфограмму в предложениях.
Слово учителя:У вас на столах лежит кроссворд «Спрятанное слово». Разгадайте кроссворд, заменив словосочетания синонимом-наречие (приложение 2).
1.Безразлично, вяло слушать
2. Из далёких мест приехать.
3.Обидеть в пылу спора, под горячую руку
4.Прийти, пока ещё не стемнело
5.Сделать специально, с целью, с умыслом
6. Петляюще, извиваясь, течёт река
7. Неожиданно, вдруг появиться.
Слово учителя:Проверяем! Если вы отгадали правильно, у вас должно получиться слово, название части речи, которую мы с вами изучаем.(наречие)Дети отвечают: Наречие
Домашнее задание (Слайд№17)
1. составить кроссворд с использованием наречий
2.составить словарный диктант из наречий, орфограммы которых вам известны
3. Упр.566 п.118
Подведение итогов урока: Когда же на конце наречий пишется буква А, а когда О?Примеры.
Рефлексия.
Слово учителя
Ребята, а теперь скажите, как вы себя чувствовали на уроке?(Слайд№18)
Напишите пожелания гостям , используя наречия.(Слайд№ 19)
1.____________выглядеть.
2.____________улыбаться.
3.____________быть преданными своему делу.
4.____________жить.
5.____________не болеть.
6.____________дружить
Карточки (доп.задания)
Замените словосочетания наречиями с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за- с суффиксами оили а на конце. Определите способ образования.
Образец: идти в правую сторону вправо (приставочно-суффиксальный).
1. Раскалить до красного цвета _________________ (_________________);
2. Расстаться на долгое время _________________ (_________________);
3. Переписать окончательно _________________ (_________________);
4. Идти в левую сторону _________________ (_________________);
5. Знать с давних времён _________________ (_________________);
6. Встретить кого-то еще раз _________________ (_________________);
7. Хорошо покушать _________________ (_________________);
8. Пока еще светло, не стемнело _______________ (_________________).
правописание, определите способ образования наречия.
1.(из)давн__, 2.(с)лев__,
3. (до)статочн__, 4. (с)прав__,
5. (до)темн__, 6. (до)стойн__,
7. (за)светл__, 8. (из)далек__,
9. (на)мертв__, 10. (до)словн__,
11. (на)чист__, 12. (за)нов__,
13. (до)сух__, 14. (на)глух__,
15. (в)прав__, 16. (до)красн__,
17. (ис)кос__, 18. (за)прост__,
19. (с)горяч__, 20. (на)черн__.
Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Графически объясните знаки препинания в предложениях. Сделайте морфемный разбор слов.
Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)
Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)
Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)
Изредк__ из тумана возникало2 одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)
Сгоряч__2 не добудешь калача. (Русская пословица)
Дверь, в которую будешь входить, не захлопывай наглух__. (Узбекская поговорка)
Рыбак рыбака видит издалек__ . (Русская пословица)
Кирила Петрович заезжал запрост__ в домишко своего старого товарища. (А. Пушкин)
Хата эта была занов__ покрыта камышом, подправлена. (Л. Толстой)
Через два часа наступление возобновилось сызнов__ . (М. Шолохов)
Издавн__ русские считались2 храбрыми воинами. (А. Толстой)
Курицу досыт__ не накормишь, а девицу не нарядишь. (Русская пословица)
Продолжите лингвистическую сказку.
Жили-были в Стране Наречий приставки В-, На-, За-, Из-, До-, С- и суффиксы -О, -А. Жили они в мире, ходили друг к другу в гости… Но всё это было до недавнего времени. Что же случилось?
1 контроль усвоения темы (карточки)
Задание: Запишите словосочетания, найдите слова с изученной орфограммой, обозначьте её.?