kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данилова В.А. , учитель русского языка и литературы МБО «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» Заинского муниципального района Республики Татарстан

Протокол (технологической карты) урока русского языка. 5 класс

Тема раздела: «Имя существительное»

Тема урока  «БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В  ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»  ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ »

Данилова В.А. , учитель русского языка и литературы МБО «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» Заинского муниципального района Республики Татарстан

Протокол (технологической карты) урока русского языка. 5 класс


Тема раздела: «Имя существительное»

Тема урока «БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» ФГОС.

Тип урока Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  • обосновать выбор гласных о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных;

  • повторить порядок морфемного разбора;

  • формировать умение применения орфограммы на практике;

  • развивать навыки работы с текстом, развивать интерес к познавательной деятельности;

  • формировать навыки работы в парах, группе;

  • способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

  • воспитывать чувство товарищества, чувство уважения к одноклассникам, воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ;

  • содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка;

  • способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку, карточки с заданиями, тесты, доска.



Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УДД

Личностные УДД

Научиться применять правило написания О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных, применять правила проверки, владеть терминологией.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные: практиковать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и сферы сотрудничества. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

Формирование устойчивой мотивации к обучению


Методическое обоснование урока. Урок проводится в системе уроков русского языка в 5 классе. Это урок изучение нового материала по теме «Буквы Щ-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных». На изучение данной темы отводится один урок. В ходе изучения темы учащиеся должны научиться определять опознавательные признаки данной орфограммы, применения орфографического правила. Данный урок нацелен на формирование этих умений. Учащимся знакомо определение окончания слова, известно какие буквы являются шипящими, также ранее была изучена орфограмма «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова», на этом уроке необходимо повторить эту орфограмму. Изучение нового материала не должно вызвать у ребят больших затруднений. На данном уроке планируется привлечение раздаточного материала, в частности карточек с индивидуальными заданиями для слабых учеников. Планируется запоминание таблицы «Буквы О-Ё после шипящих и Ц в разных частях слова», эта работа поможет ребятам отработать навыки применения правила и графического обозначения изучаемой и повторяемой орфограмм, а также поможет различать эти орфограммы. Исходя из анализа прошлых уроков, целесообразно повторить правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе, в том, числе существительных на –ий, -ия,-ие,, а также морфемный анализ слова. В результате выполнения вышеуказанных действий предполагается, что будет достигнута главная цель урока: формировать умение правильного написания букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.


Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.


Включение учащихся в деятельность

- Здравствуйте. Садитесь поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне бы хотелось начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках. (приложение)

- А когда уроки проходят быстро, интересно? Наверное, когда у вас все получается, когда все понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.


Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм

Самоопределение (Л)

Делают вывод (П)


II. Языковая разминка.

Актуализация знаний учащихся о правописании о-ё после шипящих с последующим выходом на проблемную ситуацию урока

Словарный диктант:

Чёрный, шёпот, чёрт, жёлудь, шорты, шелк, пчёлы, чёлка, шёрстка, жёлтый, бечевка, шорох, шоколад, шепот

(2 учащихся работают «за крыльями» доски).

Вызванные учащиеся объясняют правописание написанного, остальные исправляют свои ошибки и ошибки отвечающих.

-Какие орфограммы мы повторяли в орфографической разминке? (Правописание о и ё после шипящих в корне слова.)

- Еще раз сформулируйте правило, которым надо пользоваться, чтобы правильно выбрать гласную в корне после шипящих и ц.

Индиви-

дуальная,

парная

Диктует слова.

Применяя правило, записывают гласные после шипящих. Осуществляют взаимопроверку и выставляют отметки в соответствии с нормами.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять взаимопроверку(К)

III. Введение в тему с формулировкой целей урока.

Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса

На слайде представлены слова: ш…пот, друж…к, врач…м, товарищ…м

– Что общего у этих слов? Проанализируйте слова с орфограммой.

– А какие различия заметили?

– Можно ли применить известное вам правило написания букв ё, о после шипящих? Почему? Сформулируйте тему и проблему урока

Коллективная

Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Ученики отвечают на вопросы, формулируют цель и проблему урока, сравнивают с авторской формулировкой

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока (Р)

IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Построение плана достижения цели,

Фиксация нового знания в речи


1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила:

петушок

крючок

свечой

плащом

врачом

товарищем

ландышем

собачонка

доченька

горошек

мудрецом

кольцом

колодцем

старцем

Запишите слова в два столбика (с ударным и безударным окончанием). Сделайте вывод о том, когда после шипящих и ц пишется в окончаниях о, а кода е. Пишется ли в окончаниях существительных ё?

Коллективная, парная

Организует парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения.

После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы (представитель группы)

Искать пути решения проблемы (П.Р).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).

V. Физкультминутка

Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на физическую.



Чижик спал и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Коллективная

Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз

Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения глаз? Физическая разминка


VI. Реализация построенного проекта

Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы , фиксация преодоления затруднения

1. Формулирование правила учащимися.

2.Сравнением с текстом учебника

3. Составление алгоритма


- Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е. У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. Запишите вывод на карточке.

Коллективная, парная, группо

вая

Организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке

Самостоятельно работают в парах, формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения.

Составляют алгоритм действий.

Стр.76 учебника



Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П).

VII. Развитие учебно ­языковых и орфографических умений

Организация усвоения детьми нового способа действия при выполнении упражнений на изученную орфограмму

Творческий диктант.

– Подберите синоним к словам, запишите, обозначьте орфограмму:

а) доктора по­другому называют … (врачом); б) суп со свёклой называют … (борщом); в) упрямого человека называют … (упрямцем)…..

г) длиннноухого зверька называют…(зайчонком)

д) маленький, зелёный, квакает – это …(лягушонок);

е)небольшой лес называют… (рощей);

ж) невежливого, грубого человека-… невежей.

индивидуальная

Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль

– Подбирают синоним к словам, записывают, обозначают орфограмму: осуществляют самооценку

Умение находить (видеть) в словах орфограмму букву о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, отличать орфограмму­ букву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммы ­буквы ё, о после шипящих в корне (П).

VIII. Самостоятельная работа

Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия.

Задания на выбор.

1. Вставь пропущенные буквы. Какое из слов в каждой строчке является лишним, подчеркни эти слова.

2.Вставь пропущенные буквы, «найди подвох»

3.Спиши предложения из басен И.А. Крылова. Вставь пропущенные буквы. Вспомни, к каким басням относятся отрывки.

Составьте словосочетания с данными словами. В каких словах в окончании пишется О, а в каких Е? Почему?

Упражнения, 556, 559

индивидуальная

Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль










Выполняют упражнения на выбор в соответствии с заданием.

умение писать слова с орфограммой ­буквой о, е после букв шипящих в суффиксах имён существительных, разграничивать суффиксы по значению – уменьшительное для животных и для лиц (людей) (П).

IX . Рефлексия

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности


коллективная

Организует рефлексию через подводящий диалог:

Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили? Чему научились на уроке? Что следует доработать?

– Назовите ключевые слова темы. (Буквы шипящих и ц, орфограммы ­бук вы о, е, суффикс, окончание существительных, ударение.)

Отвечают на вопросы, подводят итог работы


Оценка уроку:

«Эмоциональный светофор» (цветовое решение)

«Барометр настроения» (смайлики)

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

X . Домашнее задание


Параграф 99, упражнение 557. Запишите существительные в именительном и творительном падежах ед.ч. Используйте предложенные предлоги. Смотрите образец.


Объясняет домашнее задание




Приложение № 1

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

Владимир Троицкий


Приложение №2

Карточка-информатор

  1. Прочитайте слово.

  2. Поставь знак ударения.

  3. 3. Выдели окончание.

  4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

  5. Сделай вывод.

Карточки со словами:

1 ряд: Над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом, неучем.

2 ряд: За тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей, удачей, каланчой.

3 ряд: С овцой, за больницей, с птицей, сердцем, синицей, мудрецом, продавцом, перед огурцом.


Карточка-правило

В окончаниях существительных после____________________под ударением пишем_____, без ударения________.


Приложение №3.

Задания на выбор.

  1. Вставь пропущенные буквы, «найди подвох»:

- яйц…, кольц…., письмец…., сердц….;

- бахч…, сдач…., каланч…., парч….;

- клещ…м, борщ…м, товарищ…м, плющ…м;

- луж..й, стуж…й, уж…м, муж…м.

2. Вставь пропущенные буквы, «найди подвох». Выложить кирпич…м, владеть дач…й, гордиться отц…м, ш…лковое платье, съедено саранч…й, короткие ш…рты, кверху днищ…м, зубная щ…тка, измазать саж…й, трудолюьивая пч…лка, заянуло туч…й, вместе с муж…м,.


3.Спиши предложения из басен И.А. Крылова. Вставь пропущенные буквы. Вспомни, к каким басням относятся отрывки.

1.Пошел он в пастухи, лишь с разниц…ю тою, что прежде пас овец своих, теперь пасёт овец чужих.

2.Послушай-ка, дружищ…! При красоте такой и петь ты мастерица.


4. Составьте словосочетания с данными словами. В каких словах в окончании пишется О, а в каких Е? Почему?


Быть

храбрец

гордец

ленивец

упрямец

Стать

молодец

живописец

продавец

земледелец

Познакомиться

горец

кавказец

тамбовец

норвежец


Упражнения 556, 559 учебника



Список использованной литературы:

1.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.-2-е изд, перераб.- М.:ВАКО,2014

2.Рабочая программа по русскому языку. 5 класс/ Сост. Т.Н. Трунцева.-М.:ВАКО,2014

3.Русский язфык.5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил.на электр.носителе. В 2ч./Т.А. Ладыженакая, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др./ научн. Ред.Н.М.Шанский.-М.:Просвещение,2014

4.Интернет-ресрусы:nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk

  • Кирпитнева Л.Б. Проектный урок по русскому языку в 5 классе. Тема «Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях имен существииельных»;

  • Рыдова Е.В. Урок русского языка в классе по теме «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

  • Ашуров С.Ш. Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных»

  • Нотова И.А. Технологическая карта урока «Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных»;

  • Владимирова И.В. Конспект урока русского языка в 5 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Автор: Данилова Валентина Александровна

Дата: 10.07.2015

Номер свидетельства: 222602

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(131) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "212067"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431747141"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_v_5_klasse_po_teme_bukvy_o_i_io_p"
    ["file_id"] => string(6) "580216"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1620736468"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных "
    ["seo_title"] => string(82) "pravopisaniie-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "219880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434399030"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных "
    ["seo_title"] => string(101) "pravopisaniie-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-i-okonchaniiakh-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "122229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414169459"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства