kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Целиурока:

- обучающие: учить правильному написанию гласных О и Е в окончаниях существительных творительного падежа после шипящих и Ц, видеть в словах орфограмму­букву о, е после букв, шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания.

-развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, обогащать словарный запас учащихся, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы.

-воспитательные: формирование чувства уверенности в своих силах, воспитание интереса к предмету.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных »

Тринадцатое марта.  Классная работа.

Тринадцатое марта. Классная работа.

Прочитайте слова. шёпот дружок врачом ш ёпот дру ж ок вра ч ом ш ё пот дру ж о к вра ч о м   Что общего у этих слов? А какие различия вы заметили? Можно ли применить известное вам правило написания букв Ё , О после шипящих? Почему? Буква О после шипящих в словах дружок, врачом находится не в корне, а в суффиксе и окончании.

Прочитайте слова.

шёпот дружок врачом

ш ёпот дру ж ок вра ч ом

ш ё пот дру ж о к вра ч о м

Что общего у этих слов?

А какие различия вы заметили?

Можно ли применить известное вам правило написания букв Ё , О после шипящих? Почему?

Буква О после шипящих в словах дружок, врачом находится не в корне, а в суффиксе и окончании.

Правописание букв О-Е после шипящих и Ц  в суффиксах и окончаниях имён существительных Прочитайте слова. Что к ним добавилось? дру ж о к вра ч о м овра ж е к солн ц е м  Сформулируйте тему урока. Прочитайте название темы в учебнике и сравните со своей формулировкой. Что ещё нового вам предстоит узнать? В каких случаях пишется буква о , а в каких е в суффиксах и окончаниях после букв шипящих и буквы ц ?

Правописание букв О-Е после шипящих и Ц

в суффиксах и окончаниях имён существительных

Прочитайте слова. Что к ним добавилось?

дру ж о к вра ч о м овра ж е к солн ц е м

Сформулируйте тему урока.

Прочитайте название темы в учебнике и сравните со своей формулировкой.

Что ещё нового вам предстоит узнать?

В каких случаях пишется буква о , а в каких е в суффиксах и окончаниях после букв шипящих и буквы ц ?

ударение  Прочитайте слова. петушок крючок собачонка доченька горошек све ч о й пла щ о м вра ч о м товари щ е м ланды ш е м пету ш о к крю ч о к соба ч о нка до ч е нька горо ш е к мудре ц ом коль ц ом колод ц ем стар ц ем све ч ой пла щ ом вра ч ом товари щ ем ланды ш ем пету ш ок крю ч ок соба ч онка до ч енька горо ш ек мудрецом кольцом колодцем старцем свечой плащом врачом товарищем ландышем мудре ц о м коль ц о м колод ц е м стар ц е м Укажите опознавательный признак орфограмм. Назовите орфограмму-букву гласного в этих словах. Предположите, какое условие выбора букв о или е в словах каждого столбика будет главным?

ударение

Прочитайте слова.

петушок

крючок

собачонка

доченька

горошек

све ч о й

пла щ о м

вра ч о м

товари щ е м

ланды ш е м

пету ш о к

крю ч о к

соба ч о нка

до ч е нька

горо ш е к

мудре ц ом

коль ц ом

колод ц ем

стар ц ем

све ч ой

пла щ ом

вра ч ом

товари щ ем

ланды ш ем

пету ш ок

крю ч ок

соба ч онка

до ч енька

горо ш ек

мудрецом

кольцом

колодцем

старцем

свечой

плащом

врачом

товарищем

ландышем

мудре ц о м

коль ц о м

колод ц е м

стар ц е м

Укажите опознавательный признак орфограмм.

Назовите орфограмму-букву гласного в этих словах.

Предположите, какое условие выбора букв о или е в словах каждого столбика будет главным?

Попробуйте сформулировать правило. пету ш о к крю ч о к соба ч о нка до ч е нька горо ш е к све ч о й пла щ о м вра ч о м товари щ е м ланды ш е м мудре ц о м коль ц о м колод ц е м стар ц е м  В суффиксах и окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется о , без ударения е . Сравните свой вывод с текстом правила в учебнике.

Попробуйте сформулировать правило.

пету ш о к

крю ч о к

соба ч о нка

до ч е нька

горо ш е к

све ч о й

пла щ о м

вра ч о м

товари щ е м

ланды ш е м

мудре ц о м

коль ц о м

колод ц е м

стар ц е м

В суффиксах и окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется о , без ударения е .

Сравните свой вывод с текстом правила в учебнике.

Разработайте алгоритм применения правила написания букв О ,  Е после шипящих и ц . 1. Найдите шипящий ( ц ) перед гласным в слове. 2. Выделите часть слова . суффикс, окончание корень 3. Определите часть речи (существительное). 4. Поставьте ударение . под ударением  ё  под ударением  о  без ударения  е

Разработайте алгоритм применения правила написания букв О , Е после шипящих и ц .

1. Найдите шипящий ( ц ) перед гласным в слове.

2. Выделите часть слова .

суффикс, окончание

корень

3. Определите часть речи

(существительное).

4. Поставьте ударение .

под ударением

ё

под ударением

о

без ударения

е

Упражнение 559 Е-Ё-О после шипящих и Ц в корне Е-Ё-О после шипящих и Ц в окончании  Ч ё рные проталины Ш ё пот в аллее Ж ё лтые тычинки Громко щ ё лкать Лёгкий ш о рох Белая ш ё рстка Ж ё сткий волос Шелест ш ё лка Заросло камыш о м Выращивать птенц о в Прилетают с добыч е й Жир под кож е й Лютой стуж е й Тёмной туч е й Схвачен лисиц е й Ждать скворц о в Любуюсь птиц е й

Упражнение 559

Е-Ё-О после шипящих и Ц

в корне

Е-Ё-О после шипящих и Ц

в окончании

Ч ё рные проталины

Ш ё пот в аллее

Ж ё лтые тычинки

Громко щ ё лкать

Лёгкий ш о рох

Белая ш ё рстка

Ж ё сткий волос

Шелест ш ё лка

Заросло камыш о м

Выращивать птенц о в

Прилетают с добыч е й

Жир под кож е й

Лютой стуж е й

Тёмной туч е й

Схвачен лисиц е й

Ждать скворц о в

Любуюсь птиц е й

Самостоятельная работа Вставить пропущенные буквы, записать слова в таблицу  Боч..к, врач..м, бараш..к, товарищ..м, снеж..к, деревц..м, барсуч..нок, певц..м, веноч..к, луч..м, башмач..к, зеркальц..м, височ..к, меч..м, бельч..нок, чаш..й, багаж..м, песоч..к, списоч..к.  Окончание о Суффикс е о е

Самостоятельная работа

Вставить пропущенные буквы, записать слова в таблицу

Боч..к, врач..м, бараш..к, товарищ..м, снеж..к, деревц..м, барсуч..нок, певц..м, веноч..к, луч..м, башмач..к, зеркальц..м, височ..к, меч..м, бельч..нок, чаш..й, багаж..м, песоч..к, списоч..к.

Окончание

о

Суффикс

е

о

е

Окончание о Суффикс е  Врачом певцом лучом мечом багажом о  Товарищем деревцем зеркальцем чашей е  Бочок снежок барсучонок башмачок бельчонок  Барашек веночек височек песочек списочек  ошибки 0 1-3 4-5 6 и более оценка «5» «4» «3» «2»

Окончание

о

Суффикс

е

Врачом

певцом

лучом

мечом

багажом

о

Товарищем

деревцем

зеркальцем

чашей

е

Бочок

снежок

барсучонок

башмачок

бельчонок

Барашек

веночек

височек

песочек

списочек

ошибки

0

1-3

4-5

6 и более

оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Какую цель мы ставили? Удалось ли нам ее достичь?  Что нового узнали?  Что вызвало затруднения?  Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.

Какую цель мы ставили? Удалось ли нам ее достичь?

Что нового узнали?

Что вызвало затруднения?

Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.

Домашнее задание   § 99  Упражнение 558

Домашнее задание

§ 99

Упражнение 558

Определите значение слова, запишите его, обозначьте в нём орфограмму. Границу по-другому называют рубеж о м . 2. Суп со свеклой называют борщ о м . Невежливого, грубого человека называют невеж е й . Ласковое название длинноухого – зайч о нок . Маленький, зелёный, квакающий – это лягуш о нок . Границу по-другому называют… 2. Суп со свеклой называют…

Определите значение слова, запишите его, обозначьте в нём орфограмму.

  • Границу по-другому называют рубеж о м .

2. Суп со свеклой называют борщ о м .

  • Невежливого, грубого человека называют невеж е й .
  • Ласковое название длинноухого – зайч о нок .
  • Маленький, зелёный, квакающий – это лягуш о нок .
  • Границу по-другому называют…

2. Суп со свеклой называют…

  • Невежливого, грубого человека называют…
  • Ласковое название длинноухого…
  • Маленький, зеленый, квакающий – это…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных

Автор: Ковалев Сергей Алексеевич

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122229

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "«Правописание О и Е после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "pravopisaniie_o_i_ie_poslie_shipiashchikh_i_ts_v_korniakh_suffiksakh_i_okonchani"
    ["file_id"] => string(6) "424002"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1499866253"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Гласные буквы после шипящих "
    ["seo_title"] => string(35) "glasnyie-bukvy-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "146417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419172414"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства