Просмотр содержимого документа
«Буквы о- и е- после шипящих и ц- в окончаниях имен существительных. »
Конспект урока по русскому языку
ФИО: Арбатская Ирина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Школа: МБОУ СОШ № 1 ГО «Жатай»
Тема: Буквы о- и е- после шипящих и ц- в окончаниях имен существительных.
Цель: Учимся грамотно писать слова с буквами о- и е- после шипящих в окончании слова.
Задачи:
- способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
- открытие нового правила русского языка с орфограммой правописания о- и е- после шипящих в окончании слова;
- воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской раздаточный материл, слайды.
Метод: проблемно-поисковый, дети учатся оценивать свою работу.
I. Приветствие. Мотивация к учебной деятельности.
- Я рада пригласить вас в очередное увлекательное путешествие в удивительный мир русского языка. Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Выберите и покажите смайлик.
- Посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте. Нам предстоит сегодня большая работа.
- А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке? (активно, быть внимательными, помогать друг другу, не отвлекаться)
- Над какой темой мы продолжаем работать в течение последних уроков? (над темой имя существительное)
- Что вы знаете по этой теме? (имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?; изменяется по числам, падежам, относится к м.р., ср.р., ж.р.; в предложении чаще бывает подлежащим, дополнением или обстоятельством…)
- Как вы думаете, мы все знаем о имени существительном? (нет)
- Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием.
II. Актуализация опорных знаний.
- Какой раздел науки о языке мы изучаем? (морфологию)
- Чем занимается морфология? Что лежит в основе ее изучения? (части речи)
- А вы знаете, ребята, что морфология тесно связана с орфографией? (да)
- Что такое орфография? (раздел науки о языке, который изучает правила написания слов)
- Какие орфограммы в корне слова вы знаете? (безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, гласные о- и е- после шипящих, гласные ы- и и- после ц, чередующиеся гласные в корне)
- Почему мы должны вспомнить то, что уже знаем? (чтобы сделать следующий шаг)
- Запишите в тетради число, классная работа.
III. Проблемная ситуация.
Упражнение на повторение правила.
- Давайте поиграем. Отгадайте загадки, назовите и обозначьте в словах орфограмму.
1) Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач)
2) В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (желудь)
3) Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (пчелы)
4) Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (щетка зубная)
5) Это платье не из ситца –
Модницам в него рядиться!
Что за ткань, возьми ты в толк
Ну, конечно же, это… (шелк)
Учащиеся записывают в тетради и на доске.
- Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать эти слова? (о- и ё- после шипящих в корне слова, правописание ь знака после шипящих) Молодцы! Вы успешно справились с заданием.
- Среди записанных слов найдите лишнее (врач). Почему лишнее? (есть шипящая, но она в конце корня)
- Подберите еще слова с шипящей на конце корня и произнесите их в форме Т.П. (грачом, ключом, камышом, сторожем, врачом)
- Запишем слово врач…м в тетради и на доске.
- Все так записали? Есть другие варианты? При написании этого слова вы столкнулись с сомнением? (в другом классе ученик написал с буквой ё)
- Мы можем сейчас дать ответ, какой вариант является правильным? (нет)
- Почему мнения разделились? (потому что чего-то не знаем)
- Какую орфограмму напоминает вам правописание этого слова? (правописание о- и е- после шипящих в окончании слова)
- А здесь, в какой части слова затруднение? (в окончании)
- Какие гласные участвуют в споре? (о, е, ё)
- Определите тему нашего урока (правописание о- и е- после шипящих и ц в окончаниях имен существительных)
- Какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться? (правильно писать буквы о- и е- после шипящих и ц в окончаниях существительных)
Физминутка
IV. Поиск решения.
- Чтобы найти выход из проблемной ситуации, я предлагаю вам объединиться в пары и поработать с карточкой, выполнить задание, проведя наблюдение.
Карточка
Прочитай слова.
Определи часть речи.
В какой части слова выделены буквы о- и е- .
После каких согласных стоят эти буквы? (после шипящих и ц)
Поставьте ударение.
Запишите слова в два столбика в зависимости от ударения.
Плащом
Добычей
Карандашом
Полотенцем
- Что вы заметили? Кто из вас готов дать ответ?
- С какой целью поставили ударение? От чего зависит правописание букв о- и е- в окончаниях существительных? (правописание о- и е- после шипящих и ц зависит от ударения)
V. Подведем итог.
Окончание в словах с О- ударное, а в словах с Е- безударное.
- Откройте учебник на стр. 76 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам ученые-филологи. Верен ли наш вывод? Вернемся к нашей проблеме.
- Так что же мы напишем в существительном врач…м (написать на доске слово)
- Молодцы! Мы нашли выход из создавшейся проблемы, открыли для себя новые знания.
- Применяя новые знания, составим алгоритм и запишем решение в виде схемы.
1. Находим окончание.
2. Определяем согласную перед окончанием.
3. Ставим ударение.
- А все это можно представить в виде схемы? (учитель пишет на доске, учащиеся в тетради) Зачем? Чтобы легче запомнить и применить при написании слов.
VI. Первичное закрепление.
- А теперь, применяя алгоритм, запишем слова, обозначим орфограмму.
Камышом, товарищем, малышом, встречей
- Следующее задание для вас не простое – это игра «Подарок». Объединитесь в группы по четыре человека. Возьмитесь за руки, чтобы у вас получился круг. Запомните своего соседа справа. Ему вы будете передавать «подарок», а от соседа слева принимать. Каждый из вас получит карточку со словами на изученную орфограмму. Ваша задача записать слова и передать карточку по кругу соседу; сами же, получив карточку другого соседа, записываете его слова и снова передаете. И так до тех пор, пока к вам не вернется ваша карточка. Победит та группа, которая быстрее замкнет круг.
- Проверим работу (оцените работы смайликом).
- А теперь каждый сам за себя в ответе. Вам выданы листочки, на них числа от 1 до 10 и гласные о- и е-. Я буду диктовать слова, а вы должны обвести ту букву, которую вы написали бы в этом слове после шипящих.
- Проверьте работу по листочку самопроверки и оцените работу смайликами.
VII. - Подведем итоги урока. Какова тема нашего урока? Какова цель? Достигли ли мы цели урока? Где мы можем применить новые знания? (в письменной речи на разных уроках, при написании сообщений, изложений, сочинений)
Д/З п. 99, упр. 556
- Прочитайте задание. Какие у вас возникли вопросы.