1. Создание условий для осознанного запоминания правописания о и а в конце наречий
2. Научить составлять алгоритм по теме урока.
3. Научить правильному употреблению наречий в тексте.
4. Помочь каждому поверить в себя
Планируемые результаты:
Личностные:
Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные:
Познавательные
Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.
Регулятивные
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные
Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные:
Умение составлять алгоритм по теме , осознанно применять его при написании текста.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.
Тип урока: изучение нового материала
Длительность урока: 45 минут.
Ход урока
1.Лингвистическая разминка
- Все любят играть в буриме, и мы с вами тоже сыграем в рифмы: свЁкла – ФЁкла ель – щавЕ'ль вЕра – афЕ'ра удивИт – алфавИ'т истерИя – ассиметрИ'я сидИшь - звонИ'шь достАл – квартА'л столЯр – малЯ'р
II. Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»
«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.»
Б.Житко
1. Объяснение эпиграфа.
2.Просмотр видеоурока №30
3. Составление алгоритма
Применяя данное правило , рассуждаем так:
Алгоритм
Наречие образовано
от беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой
2.Записывать слова и графически обозначить правило: упражнение 269
3.Работа по вариантам : упражнение 271
4.Самостоятельное чтение упражнения 272, пересказ, беседа по тексту.
5.Экспресс-тест по изученной теме
1.Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) засветл...
2) издавн...
3) вдохновенн...
4) досыт...
2.Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ если наречие образовано от прилагательного с приставкой, то на его конце пишем А.
__ в наречиях с приставками на-, в-, -за на конце пишется О
__ в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется А
__ если наречие образовано от прилагательного, не имеющего приставки, то на его конце пишем О.
3.В каких случаях мы напишем на конце наречий О?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Упражнение было переписано занов... .
2) Герой сызнов... вернулся в родные края.
3) Дверь была закрыла наглух... .
4) Изредк... в реке ловилась крупная рыба.
4.Найдите наречие, на конце которого пишется А.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) занов...
2) набел...
3) насух...
4) дочерн..
5.Где-то в примерах, взятых из пословиц и поговорок, спрятано неправильно написанное наречие. В каком из примеров оно притаилось?
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Пойдёшь направо, а придёшь налево.
2) Засветло найди пристанище на ночь.
3) Досыто не наедаемся, а с голода не умираем.
4) Правая рука - это та, на которой большой палец слева.
6.Вопрос:
В поговорке "Грозит мышь кошке, да издалече" наречие употреблено в архаичной форме. О или А писалось бы на конце современного варианта наречия? Запишите наречие в его современном варианте.
Изображение:
Запишите ответ:
7.Отметьте предложения с ошибками
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) И слева, и справа были стены.
2) Искосо бросая взгляды на друзей, жадный Вова ел мороженое.
3) Таня насуха вытерла мячик.
4) Котенок доверчиво прижался к ласковым рукам.
8.Наречия, которые были образованы от прилагательных с приставками.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) заново
2) изысканно
3) изменчиво
4) изнеженно
9.Ученику на диктанте досталась трудная фраза. Сколько наречий в ней пишутся с А на конце? Ответ укажите числом.
Издавн... повелось, что и направ..., и налев... от этого коридора были наглух... закрытые двери, на которые жильцы изредк... поглядывали искос... .
Изображение:
Запишите число:
10.Отметьте предложения без ошибок
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Он каждый раз начинал решать эту задачу заново.
2) Радостный Витя слегка приобнял друга за плечи.
3) За лето ученики нашего класса загорели дочерно.
4) В армии солдат бреют наголо.
Ответы:
1) (2 б.) Верные ответы: 2; 4;
2) (2 б.) Верные ответы: Нет;
Да;
Да;
Нет;
3) (2 б.) Верные ответы: 1; 3;
4) (1 б.) Верные ответы: 4;
5) (3 б.) Верные ответы: 3;
6) (2 б.) Верный ответ: "издалека".
7) (2 б.) Верные ответы: 2; 3;
8) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;
9) (3 б.): Верный ответ: 3.;
10) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учебника (§ 43, с. 111).
- От каких слов образованы данные наречия? (От прилагательных и причастий.)
- Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)
2. Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске
и в тетрадях).
V. Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»
Слово «табу» - одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно означает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, что- бы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет !' о запрете не принятых в обществе слов или действий. Например, вместо слова «черт» часто говорится «лукавый».
Интересно, что всем известное слово «медведь» тоже связано с табуированием. Это животное, пожалуй, единственное, не имеющее собственного имени в русском языке. В других языках оно не только названо: «bear» по-английски, «ber» по-немецки, УТОЧНИТЬ! Но и закреплено в названиях городов: Берлин, Берн.
По-русски же это «тот, кто ведает мёд», название окольное, не прямое. Вспомним, что и в русских народных сказках к медведю отношение особое. Его называют уважительно «хозяином», а часто - по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапыч», «Топтыгин». Недаром этот зверь изображен на гербах многих старинных городов, и наших, и зарубежных.
Домашнее задание
1. §40.
Методические приемы: лингвистическая игра, повторение изученного материала, устное рисование, реализация межпредметных связей с литературой.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»
Почёт, печёт, плечо, чётный. {Плечо - о после шипящей.) Огорчённый, прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Украшенный -ев суффиксе.)
1. Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях:
Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.
Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.
В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие сусальной позолотой.
Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным. Кем-то обиденный мальчик горько плакал.уга(н,нн) пр—тихший лес
По началу нашего урой вы уже поняли, что главная его тема -спортивная. Спортивная журналистика - нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.
Ваша задача - попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.
Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.
Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепричастий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения.
Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее вы полнит задание. За правильные ответы засчитываются «забитые I голы», за ошибки - штрафные очки.
Предложения записаны на доске:
1) Все поезда идущ ...ев футбольную cm.. .лицу заполн... е(н, нн)ы болелыц...ками.
2) Ко(м, мм)ентаторы уд ...ляли повыше(н, нн)ое вн... мание футболисту забивш...му победный гол в ворота соперн...ка.
3) (В)место пользу...щ...гося в команде (не, ни)пр...река...мым автор...тетом вет...рана в стартовом составе может выйти v под... ющий надежды защитник из юнош... ской сборной страны.
4) Дровиш...к в разг...ревш...йся к...стер надежд подбросила молодая пор...ель украинских игроков добравшись до ф...нала чемп...оната Европы.
5) Нап...дающий открывшись на гран... офсайда перебросил I мяч... через голкипера но выручил защитник насти(г, к)шиймяч... поч...ти на линии ворот.
6) Об...грае три команды бр...зилъц... вышли в (четвертьфинал.
Ответы:
1) Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.
2) Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, : забившему победный гол в ворота соперника.
3) Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий | надежды защитник из юношеской сборной страны.
4) Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила молодая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата I Европы.
5) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти I на линии ворот.
6) Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.
(Предложения взяты из газеты «Спорт-экспресс».)
Примечание: обратим внимание на причастие в пятом пред-
I ложении: нападающий - оно выступает в роли подлежащего. Это | случай перехода одной части речи в другую (в данном случае - при-[ частия в существительное).
IV. Выполнение упражнений
. Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).
3. Устное описание действий, обсуждение описаний.
Алгоритм
Наречие образовано
От беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(175) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Гласные буквы о-а в суффиксах на конце наречий" "
["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glasnyie-bukvy-o-a-v-suffiksakh-na-kontsie-nariechii"
["file_id"] => string(6) "124353"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414687811"
}
}