Продолжить знакомство учащихся с буквой П, звуками [п], [п’], закрепить уже усвоенное.
Продолжить работу по развитию связной речи, фонематического слуха, плавного слогового чтения, расширению словарного запаса детей, развитию вниманию, зрительного и слухового восприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буква П, звуки [п], [п’] (закрепление)»
Конспект урока
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Буква П, звуки [п], [п’] (закрепление)
Цели урока:
Продолжить знакомство учащихся с буквой П, звуками [п], [п’], закрепить уже усвоенное.
Продолжить работу по развитию связной речи, фонематического слуха, плавного слогового чтения, расширению словарного запаса детей, развитию вниманию, зрительного и слухового восприятия.
Продолжить формирование интереса к учению, познавательной активности, аккуратности при письме, рефлексивной позиции.
Орг. момент
У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла, чтобы рассказать вам один секрет. Хотите узнать, что же это за секрет? Но узнаете вы его, если у вас всё будет готово к уроку на партах и если сядете все вместе, одновременно и очень тихо. Сейчас я посмотрю, кто же поможет нас узнать секрет, какой ряд. Сначала садится 2йряд, потом3й и теперь первый.
Вы меня удивили тем, как все дружно сели, и секрет я вам расскажу. Оказывается, мы сейчас с вами будем туристами. Кто же это, ребята?
- Люди, путешествующие по разным странам.
Поплывём по океану, как вы думаете, на чём?
- На корабле!
Даже не на одном, а на трёх! Каждый ряд будет отдельным кораблём. 1й ряд «Чайка», второй «Альбатрос» и 3й Фламинго. Ребята, а что все эти слова объединяет?
- Это птицы!
Правильно! Но без какого человека на корабле наше путешествие не состоится?
- Без капитана!
Сейчас посмотрите под свои парты, и те ребята, кто увидит, что под партой у него есть жёлтый круг, будут капитанами наших кораблей. Им достанется очень важное задание – переправлять нас с острова на остров с помощью руля. Или штурвала, как он называется на корабле.
Ребята, какие части у корабля есть?
- Палуба, парус, реи, штурвал, мостик, каюта.
Действительно! А в каких их перечисленных слов есть буква, с которой вы познакомились на прошлом уроке?
- Палуба, парус.
Какая же это буква?
- П.
Буква П и звуки, которые она может обозначать – [п] и [п’], будут сопровождать ас в путешествии и помогать. Путешествие, ребята, у нас будет необычное. Мы будем плыть от острова к острову. Там будем выполнять разные задания, и переплыть от одного острова к другому мы сможем, только удачно выполнив задание.
Ну что ж отправляемся в путешествие. И пока наш корабль плывёт, мы его пассажиры, будем выполнять обязательно такие движения, иначе мы не приплывём на остров. Сначала я вам покажу.
Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть.
Теперь стараемся повторять за мной слова и движения.
Ура, ребята, мы оказались на первом острове, острове покупок. Здесь находится магазин. Вместе с нами здесь оказалась дружная семья – папа, Петя, Лена, Вера и Павлик. Давайте все вместе узнаем, что же папа в магазине им купил? Для этого открываем страницу85 – 8-5 азбуки, находим заготовок «Покупки».Сейчас мы будем читать текст по предложениям по очереди. И я буду называть того, кто читает следующее предложение. Будьте внимательны! Ставим пальчик на начало предложения.
- Дети читают.
Итак, что же пап купил Павлику? Пете? Вере? Лене?
- Пластилин, куклу, кисти и краски, пенал.
Сейчас посчитайте количество предложений в этом тексте?
- Четыре!
(Если есть другие варианты)
Как вы это определили?
- Предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой.
А как же слова Пете, Лене, Веры? Это тоже начала предложений?
- Нет, это имена, они тоже с заглавной буквы пишутся.
Ребята, сколько слов во втором предложении?
Теперь найдите слова, состоящие из 3х слогов.
- Пластилин, купили, Павлику.
Как вы определили, сколько слогов в слове? (Спросить дтей по одному, если затруднения – посчитать слоги всем классом).
Теперь найдите в тексте слова, содержащие звук П.
- Папа, папка, пластилин.
Каким является звук П? Почему?
- Согласный – не поётся, глухой – воздух выходит с преградой, твёрдый. (Спросить по одному ребенку тогда, когда он называет слово)
Сейчас найдите слова со звуком П’.
- Купил, Пете, пенал, купили.
Каким является звук П’? Почему?
- Согласный – не поётся, глухой – воздух выходит с преградой, мягкий. (Спросить по одному ребенку тогда, когда он называет слово)
Ребята, вы отлично потрудились, но чтобы отправиться нам на другой остров, нужно сделать вывод о том, какие звуки обозначает буква П и какими являются эти звуки!
- П и П’ и т.п.
Вы справились этим важным заданием, и теперь мы можем отправляться в путь. Капитаны, вперед!
Закройте все глаза и представьте. Что мы плывём на корабле. На воде ни одной волны, кричит чайка (попросить одного ребёнка изобразить чайку), мы медленно раскачиваемся вместе с кораблями вправо, влево…Но капитаны не отпускают штурвал! Смотрите, впереди ещё один остров!
Кто же на нём живёт? Какое животное?
- Панда!
И она очень любит, просто обожает звуковые схемы. Но у неё пока нет своей схемы, своего имени. Подарим панде звуковую схему?
- Да!
Сейчас открываем тетради для печатания, достаём цветные карандаши и простой карандаш. У доски нам поможет составить схему …. Остальные составляют схему в тетрадях для печатания.
Из скольки слогов состоит слово «панда?»
- 2, пан-да.
На какой слог падает ударение?
- На 1й.
Какой первый слог?
- Па.
Из чего он состоит?
- Из слияния ПА гласного звука а с согласным твёрдым глухим П и согласного твёрдого звонкого Н.
Какой второй слог?
- да.
Из чего он состоит?
- Из слияния ДА гласного звука А с согласным Д, твёрдым и звонким.
Ребята, кто не согласен с этой звуковой схемой?
Панда благодарит вас, наконец-то у неё есть собственная схема!
Панда, оказывается, сидит не на простом дереве, а на эвкалипте.
Есть ли в слове эвкалипт звук П? Или П’? Где он находится? В начале, конце или середине?
Панда очень просит нас перед тем, как мы отчалим от берегов этого острова, помочь ей. Она, когда забиралась на эвкалипт, то держала в лапах звуковую схему слова «тупик».
Что это, как вы думаете?
- Место, откуда нет выхода, дороги.
Точно. Но панда, пока взбиралась, потеряла некоторые звуки. Давайте выясним, какие! А у доски мне это поможет сделать ….Остальные помогают нам тетрадях для печатания и тоже составляют схему, внимательно за нами следят!
Из скольки слогов состоит слово тупик?
- из двух.
Каких?
- Ту-пик.
На какой слог падает ударение?
- На второй, ПИК.
Какой первый слог?
- Ту.
Из чего он состоит?
- Из слияния ТУ гласного У и согласного Т, твёрдого, глухого.
Какой второй слог?
- пик.
Из чего он состоит?
- Из слияния ПИ гласного и согласного П’, мягкого, глухого и согласного К, твёрдого, глухого.
Ребята, у кого получилась другая схема слова ТУПИК?
Итак, какой же звук потеряла панда, когда залезала на дерево?
- П’, согласный, мягкий, глухой.
Ребята, панд вас благодарит за помощь и желает вам приятного путешествия!
Капитаны, возьмите штурвалы, мы плывём по океану и чтобы не заскучать в долгом плавании, делаем на палубе все вместе зарядку. Встаем со своих мест, остаёмся около парт.
Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть.
Мы прибыли на следующий остров, а н ещё необычнее предыдущих. Это остров Волшебного Эха. Где эхо появляется, как вы думаете?
- В горах.
Поэтому остров гористый. И кто бы сюда не высаживался, все громко крикнув слово ЭХО! слышат ответ из многих слов. Давайте попробуем?
- Да!
Но вам задание. Когда услышите слова в эхе, запомните те, в которых есть звуки П и П’.
- Топор, копьё, помидор, укроп (на доске картинки слов)
А на какие 2 группы можно разделить эти слова? По какому признаку?
(орудия и то, что растёт на огороде).
Молодцы! А теперь мне хочется узнать, сможете ли вы самостоятельно ставить звуковую схему слова?
- Сможем!
Тогда возьмём слово УКРОП. Вы снова открываете тетради для печатания, каждый делает схему самостоятельно, а у доски - ….. и …… Но так, чтобы остальные не видели. Когда составим схемы, то посмотрим, что у нас получится.
(Составляют схемы, сравнивают с доской, останавливаются на правильной схеме и выясняют, почему она правильная.)
Теперь со словом УКРОП составьте предложение по схеме, этот поможет нам отправиться на другой остров!
Сколько слов будет в предложении?
- 4.
Кто придумал предложение – руку на локоток.
Выслушиваются варианты детей.
Вы справились с этим заданием, и теперь мы можем отправляться в путь. Капитаны, вперед!
Закройте все глаза и представьте, что мы плывём на корабле. На воде ни одной волны, кричит чайка (попросить одного ребёнка изобразить чайку), мы медленно раскачиваемся вместе с кораблями вправо, влево…Но капитаны не отпускают штурвал! Смотрите, впереди ещё один остров!
Это остров потерь. Когда-то давно здесь жили несколько слов. Но произошло землетрясение и по одной букве из каждого слова пропало. Они свалились с пропасть, к остальным буквам. И сейчас мы снова составим эти слова, достанем из пропасти буквы.
Какие слова жили раньше на острова?
- Палка, полка, пилка (картинки).
А в каких словах мы сможем услышать звук [П]?
- Палка, полка.
Звук [П’]?
- Пилка.
От чего же это зависит?
- От буквы после П. Если И, то звук мягкий.
Ну что ж, ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы с вами снова вернулись в класс и сходим с корабля на землю. Но какая же буква и какие звуки были вместе с нами пассажирами корабля и помогали нам путешествовать от острова к острову?
- Буква П, звуки [п], [п’]
Какие же это звуки?
- Согласные, глухие, твёрдые - мягкие.
На память о путешествии вы получаете такие же корабли, на которых вы путешествовали, только на картинке и меньшие по размерам.