I. Оргмомент II. Введение в тему урока – Мы уже учимся, четвертый месяц и успели подружиться. Во всем привыкли помогать друг другу. Я думаю, вы и сейчас поможете мне определить тему нашего сегодняшнего урока. Помогите мне закончить предложения. На краю деревни стоит наш ... (дом) (показ и вывешивание картинки на доску) Около дома растет красивое ... (дерево) (показ и вывешивание картинки) На дереве есть... (дупло) У дупла сидит... (дятел) Возле дома стоит... (дедушка) – А теперь повторим только те слова, которые вы добавляли. (Дом, дерево, дупло, дятел, дедушка.) – Что вы заметили? (Эти слова начинаются на одинаковый звук.) – Можете ли вы теперь определить тему нашего урока? Дети называют тему урока. III. Изучение нового материала – Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звуки? (Согласные, при произнесении этих звуков воздух встречает преграду.) – Произнесем, интонировано слова. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.) – Что мы еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой.) – Узнаем, какие эти звуки. (Кладем пальчики на горлышко и если чувствуем дрожь, значит звук звонкий.) – Какой же этот звук? (Звонкий.) IV. Физкультминутка – Встали все! Давайте посмотрим вокруг себя и попробуем найти предметы, в названии которых встречаются новые звуки. V. Знакомство с печатными буквами Д, д. – Попробуем прочитать слова, которые написаны на доске: ом ым ятел – Что обозначают эти слова? Чего не хватает? Чтобы обозначить новые звуки, нужна буква д. (Показ буквы д.) – Попробуем снова прочитать слова: – На что похожа буква д? – А чтобы записать эти слова, нам понадобится другая буква, строчная. Д/и: Тим и Том Денис, звезда, дом, дуб, дети, ударник, орден, дым. Загадки: Кто приходит, кто уходит, Все ее за ручку водят. (Дверь) Назовите-ка ребятки, Месяц в этой-вот загадке, Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый Год. (Декабрь) Много рук, а нога одна. (Дерево) Дождик теплый и густой, Этот дождик не простой, Он без туч, без облаков, Целый день идти готов. (Душ) VI. Работа в прописи – Рассмотрите картинку. Она похожа на ту, которая получилась у нас на доске. Найти как можно больше отличий этих картинок. Найти предметы, в названии которых встречаются новые звуки и которые еще не звучали на нашем уроке. Обведем по точкам дымок и дорожку. 1. Работа по табло. (Знакомство с элементами строчной буквы д и строчной буквой д). – Для тренировки руки распишем дымок овалами, а дорожку – длинной палочкой с петелькой внизу влево. Скороговорка: Дарья дарит Дине дыни. 2. Работа в прописи по образцам . (Поэлементное написание буквы д и ее соединений). VII. Физкультминутка Отложите-ка тетрадки, – Раз-два! Становитесь на зарядку, – Раз-два! Сладко-сладко потянулись, И прогнулись, и пригнулись. Ваши мышцы все проснулись? – Да! Ваши губки улыбнулись? – Да! Пальчики к письму готовы? – Да! Мы работать будем снова? – Да! VIII. Дидактическая игра – Посмотрите на доску. (На доске – картинка курицы с цыплятами, в клювах у курицы большая печатная буква Д, а у цыплят – маленькая печатная буква д.) Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней ребятки – Желтые цыплятки. – Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко! У слабо читающих учеников – карточки с гласными буквами а, о, у, ы, и. – Цыплята разбежались, поможем курочке их собрать. Прибежал веселый а, Прочитали дети: да! Прибежал задорный о, Прочитали дети: до! Прибежал угрюмый у, Прочитали дети: ду! Прибежал пузатый ы, Прочитали дети: ды! Прибежал тихоня и, Прочитали дети: ди! Дети, по просьбе учителя, выходят к доске со своими карточками и прикрепляют их рядом с буквами д, которые в клювиках у цыплят, образуя открытые слоги. Повторное чтение слогов. – На какие группы можно разбить эти слоги? – Зачем нам нужны большие и маленькие буквы? IX. Работа по “Букварю ” Дополнение схемы. Раскрашивание башмачков, рисование шапочки. Хоровое чтение первого и второго столбика слогов парами. – Что заметили? (Слоги очень похожи по звучанию, а по написанию отличаются одной буквой.) – Буквы д и т парные согласные. При написании слов с этими буквами надо быть очень осторожными. Чтение первого столбика слов. да дама дума душа дышит Выяснение лексического значения слов. Чтение второго столбика слов. дом домик домишка Шарада: Уданикр – ударник, дома – мода, дорога - города Веселые буквы: Играла я на все лады, Пела, напевала. Оказалась у воды – И букву потеряла. (дудочка - удочка) Какое еще слово можно прочитать, не переставляя букв? (дочка) Как удочку превратить в уточку? Какое еще слово можно прочитать? (точка) Найдите слово в слове: Дудочка (дочка, удочка), дневник (веник, вид, дни), Драма (рама, дама, дар, рад) Карточка: 1) Вставь пропущенные буквы: К, Д, Г Са____, ____ети, ____орка, за____ания, нит____и, Ни___ита. 2) Раздели слова на слоги: Марина, домик, точка, рама, молоко. Чему научились науроке? Запишите 2 звезды, одно пожелание. |