Тема: Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё.
Цель: - научить писать строчную букву ё ;
- учить писать букву в соединении с другими буквами;
– формировать умение писать слова;
Задачи: - познакомить с особенностями звуков [й’о];
- совершенствовать умение выделять звуки [й’о] из слов,
- различать печатный и письменный шрифты;
- умение делить на слоги слова и отмечать в них опасные места; ставить ударение в словах, способствовать развитию логического мышления, связной речи детей;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, наблюдательность
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний
1. Психологическая установка на работу.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ждёт урок ребят сейчас!
2. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, конверт со звуковыми схемами. Проверьте: всё ли аккуратно расположено на парте. Оцените своё рабочее место.
3. Создание эмоционального настроя урока.
- Что бы наша работа была успешной, вспомним законы урока:
не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга, быть активным.
4. Фонетическая разминка.
– Какие буквы гласных служат для обозначения твёрдости согласных? (А, О, У, Ы.)
– Какие известные нам буквы гласных служат для обозначения на письме мягкости согласных? (И, Е.)
– В чём хитрость буквы Е? (Буква Е обозначает два звука [й’э]).
- В каких случаях буква Е имеет два звука? (Когда находится в начале слова, после гласных и после Ъ и Ь знаков. (слайд 2)
- Что обозначает, когда пишется после согласного? (Когда находится после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э].)
– У буквы Е есть сестричка, но чтобы её узнать отгадайте загадку?
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
1. Наблюдение: какие звуки обозначает буква Ё.
Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно. (хором) ёлки. ( слайд 3)
– Произнесите несколько раз первую букву. ([й’о]).
– Какие звуки слышите? (й’, о)
– Сколько их? (2)
– Какой первый? ( й’ )
– Давайте дадим ему характеристику.(Согласный, звонкий, непарный, мягкий )
– Какой второй? ( о )
– Давайте дадим ему характеристику. ( Гласный, ударный. Работа ученика с составлением схемы на интерактивной доске из электронного приложения к учебнику )
– Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й’о]? (Звуки [й’о] на письме обозначаются буквой ё.)
– Найдите на ленте букв букву ё. ( Ученик показывает на ленте букв).
– Как называется рыбка, название которой начинается с буквы ё? (слайд 4 )
– Какой предмет на кухне помогает нам отмывать посуду с узким горлышком?
– Что больше всего на свете любит медведь? (Хором, нараспев: мёд.) ( слайд 5) (Составление схемы.)
2. Составление плана урока.
– План мы сегодня ещё не составляли, но у нас возникла небольшая проблема. Перед уроком, я открыла окно, и легкий ветерок развеял снежинки, на которых был написан план урока.
– Вспомним, что мы уже узнали о букве ё?
– Догадались, какая тема урока? Назовите её сами. А теперь расположите те снежинки, на которых написано, что ещё будем делать на уроке.
- Знакомство с новой буквой.
- Звуко-буквенный анализ слов.
- Чтение слогов и слов.
- Чтение предложений и текстов.
- Знакомство с написанием буквы Ё.
- Письмо буквы, слогов, слов и предложений.
ΙΙΙ. Применение нового знания
3. Работа в «Букваре» (с. 104).
1) Продолжение наблюдения над словами с буквой ё. Чтение парами слогов и слов с буквой ё.
- Почему Звуковички взялись за руки? ( Они гласные, обозначают 2 звука).
– Прочитайте первый слог на первой строке. (ёл)
– Теперь ниже, на 2 строке слово, которое начинается с этого слога (ёлка)
2) – Найдите однокоренные слова, выделите корень. Прочитайте.
(Ёрш – ёршик.)
3) – Прочтите 2 столбик слов про себя. В каких словах вы заметили одинаковое количество букв и звуков? ( Вёсла и дрёма)
- Для чего нужны вёсла?
- А что же такое – дрёма? (Высказывания детей)
- Нам встретилось незнакомое слово. Где, мы, можем узнать значение незнакомого слова? (В словаре.)
- Я выписала значение слова из словаря. (Читает ученик, который умеет хорошо читать).
ДРЁМА – наклонность ко сну, сонливость, или начало усыпленья, самый лёгкий сон.
- В какую группу вы объедините следующие 2 слова? (Имена детей).
- Как пишутся имена людей? Почему? ( Рассказывание правила).
- Прочтите слова в строчке. Что можно сказать об этих словах? (Однокоренные).
Выделите корень.
- Прочтите слова, которые обозначают взрослое животное? (кот, кит, лиса, мамонт).
- А теперь прочтите те слова, которые обозначают детёнышей? (котёнок, китёнок, лисёнок, мамонтёнок).
- Назовите ещё несколько детёнышей животных, о которых не написано в учебнике.
Работа со скороговоркой.
- Прочтите 1 предложение. Что вы можете сказать о этом предложении? Что это? (Скороговорка)
- На каких уроках мы уже знакомились со скороговорками? ( На занятиях риторики).
- Что означает – проворонила? ( не заметила).Какие буквы чаще всего встречаются в скороговорке?
- Прочтите 2 раза в полголоса, а теперь кто готов произнести вслух.
Работа в парах.
- Выберите одну скороговорку, прочтите ее несколько раз и скажите её соседу.
- Кому ещё можно рассказать скороговорку? (Родителям).
- Скороговорки нужны для того, чтобы научиться правильно произносить звуки. Даже взрослые артисты их произносят, чтобы развивать органы речи.
4. Физкультминутка. (слайд 6)
5. Работа в прописи.
- Вспомним правила просадки при письме
Руки? – На месте!
Ноги? – на месте!
Локти? – У края?
Спина? – Прямая!
1) Работа со Звуковичком. (слайд 7)
Нужна ли нашему Звуковичку шляпа? Почему?
В какие башмачки оденем Звуковичка? Объясни выбор.
2) – Чем отличаются на письме буквы е и ё? (наличием точек). Из каких элементов состоит буква ё? Чем письменное написание отличается от печатного? (Наклоном, плавностью) (слайд 8 просмотр)
( Письмо учителем с комментированием)
- Письмо в воздухе, на ладошке.
Запись букв е – зелёным цветом и ё – красным цветом. Обведите самые красивые, сверяя с образцом. (3 буквы)
3) Чтение и запись слогов с ё.
– Прочитайте слоги с буквой ё. (ёл, ём, ёс, ён.)
– Какие звуки обозначает буква ё в этих слогах? (Два: [й’о].)
- Назовите соединения, у которых нижнее соединение.(ёл, ём) Обведите зеленой ручкой.
- Назовите соединения, у которых верхнее соединение. Обведите синей ручкой.
4) Чтение слогов: лё, мё, сё, нё.
– Назовите звуки в этих слогах. ([л’ о], [м’ о]..)
– Назовите слова, в которых есть такие слоги – сё, тё, рё.
5) Запись слов ели, ёлка, еловые. Незнайка выделил корень в этих словах. Проверьте, правильно ли он это сделал? (слайд 9).
– Запишите их. Точками снизу обозначьте звуки, выделите корень.
Аналогичная работа со словами ерши, ёрш, ёршик.
– Где встретились «опасные» места? (Вспоминают правило)
– Запишите эти слова. Подчеркните ши.
Продолжим работу с предложением на следующем уроке.
ΙV. Итог
- А теперь давайте оценим свою деятельность на уроке.
-Поднимите руку, кто остался доволен своей работой на уроке?
-Кому на уроке было интересно?
-Кому-нибудь было скучно?
-Что было самым интересным для вас?
-На каком этапе урока работа была для вас самой плодотворной?
-Цели урока достигнуты?
«Рефлексия настроения и эмоционального состояния».
-Кому сегодня на уроке было на душе тепло и уютно? Покажите своё настроение с помощью своего настроения. Возьмите шар и украсьте ёлку, согласно своему настроению. (Слайд 10)
- всё получилось отлично;
- работу выполнил хорошо;
- следующий раз постараюсь лучше.
V. Домашнее задание (по желанию)
Выбрать 1–2 скороговорки : научиться их быстро произносить, рассказать родителям и одноклассникам.