kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё.

Цель: - научить писать строчную букву ё ;

           - учить писать букву в соединении с другими буквами;

           – формировать умение писать слова;

Задачи: - познакомить с особенностями звуков [й’о];

               - совершенствовать умение выделять звуки [й’о] из слов,

               - различать печатный и письменный шрифты;

               - умение делить на слоги слова и отмечать в них опасные места; ставить ударение в словах, способствовать развитию логического мышления, связной речи детей;

               - воспитывать усидчивость, аккуратность, наблюдательность

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний

 1.  Психологическая установка на работу.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Ждёт урок ребят сейчас!

2.  Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, конверт со звуковыми схемами. Проверьте: всё ли аккуратно расположено на парте. Оцените своё рабочее место.

3. Создание эмоционального настроя урока.

- Что бы наша работа была успешной, вспомним законы урока:

не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга, быть активным.

 4. Фонетическая разминка.

 – Какие буквы гласных служат для обозначения твёрдости соглас­ных? (А, О, У, Ы.)

– Какие известные нам буквы гласных служат для обозначения на письме мягкости согласных? (И, Е.)

– В чём хитрость буквы Е? (Буква Е обозначает два звука [й’э]).

- В каких случаях буква Е имеет два звука? (Когда находится в начале слова, после гласных и после Ъ и Ь знаков. (слайд 2)

- Что обозначает, когда пишется после согласного? (Когда находится после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э].)

– У буквы Е есть сестричка, но чтобы её узнать отгадайте загадку?

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1. Наблюдение: какие звуки обозначает буква Ё.

        Ну и платье:

        Сплошь иголки,

        Его носят вечно. (хором) ёлки. ( слайд 3)

–  Произнесите несколько раз первую букву.  ([й’о]).

– Какие звуки слышите? (й, о)

– Сколько их? (2)

– Какой первый? ( й)

– Давайте дадим ему  характеристику.(Согласный, звонкий, непарный, мягкий )

– Какой второй? ( о )

– Давайте дадим ему  характеристику. ( Гласный, ударный. Работа ученика с составлением схемы на интерактивной доске из электронного приложения к учебнику )

– Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й’о]? (Звуки [й’о] на письме обозначаются буквой ё.)

– Найдите на ленте букв букву ё. ( Ученик показывает на ленте букв).

– Как называется рыбка, название которой начинается с буквы ё? (слайд 4 )

– Какой предмет на кухне помогает нам отмывать посуду с узким горлышком? 

– Что больше всего на свете любит медведь? (Хором, нараспев: мёд.) ( слайд 5) (Составление схемы.)

2. Составление плана урока.

– План мы сегодня ещё не составляли, но у нас возникла небольшая проблема. Перед уроком,  я открыла окно,  и легкий ветерок развеял снежинки, на которых был написан план урока.

–  Вспомним, что мы уже узнали о букве ё?

– Догадались, какая тема урока? Назовите её сами. А теперь расположите те снежинки, на которых написано, что ещё будем делать на уроке.

  1. Знакомство с новой буквой.
  2. Звуко-буквенный анализ слов.
  3. Чтение слогов и слов.
  4. Чтение предложений и текстов.
  5. Знакомство с написанием  буквы Ё.
  6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.

ΙΙΙ. Применение нового знания

 3. Работа в «Букваре» (с. 104). 

1) Продолжение наблюдения над словами с буквой ё. Чтение парами слогов и слов с буквой ё.

- Почему Звуковички взялись за руки? ( Они гласные, обозначают 2 звука).

– Прочитайте первый слог на первой строке. (ёл)

– Теперь ниже, на 2 строке  слово, которое начинается с этого слога (ёлка)

2) – Найдите однокоренные слова, выделите корень. Прочитайте.

(Ёрш – ёршик.)

3) – Прочтите 2 столбик слов про себя. В каких словах вы заметили одинаковое количество букв и звуков? ( Вёсла и дрёма)

- Для чего нужны вёсла?

- А что же такое – дрёма? (Высказывания детей)

- Нам встретилось незнакомое слово. Где, мы, можем узнать значение незнакомого слова? (В словаре.)

- Я выписала значение слова из словаря. (Читает ученик, который умеет хорошо читать).

  ДРЁМА – наклонность ко сну, сонливость, или начало усыпленья, самый лёгкий сон.

- В какую группу вы объедините следующие 2 слова? (Имена детей).

- Как пишутся имена людей? Почему? ( Рассказывание правила).

- Прочтите слова в строчке. Что можно сказать об этих словах? (Однокоренные).

Выделите корень.

- Прочтите слова, которые обозначают взрослое животное? (кот, кит, лиса, мамонт).

- А теперь прочтите те слова, которые обозначают детёнышей? (котёнок, китёнок, лисёнок, мамонтёнок).

- Назовите ещё несколько детёнышей животных, о которых не написано в учебнике.

Работа со скороговоркой.

- Прочтите 1 предложение. Что вы можете сказать о этом предложении? Что это? (Скороговорка)

- На каких уроках мы уже знакомились со скороговорками? ( На занятиях риторики).

 - Что означает – проворонила? ( не заметила).Какие буквы чаще всего встречаются в скороговорке?

- Прочтите 2 раза в полголоса, а теперь кто готов произнести вслух.

Работа в парах.

- Выберите одну скороговорку, прочтите ее несколько раз и скажите её соседу.

- Кому ещё можно рассказать скороговорку? (Родителям).

- Скороговорки нужны для того, чтобы научиться правильно произносить звуки. Даже взрослые артисты их произносят, чтобы развивать органы речи.

4. Физкультминутка. (слайд 6)

5. Работа в прописи. 

 - Вспомним правила просадки при письме

Руки? – На месте!

Ноги? – на месте!

Локти? – У края?

Спина? – Прямая!

1) Работа со Звуковичком. (слайд 7)

  Нужна ли нашему Звуковичку шляпа? Почему?

  В какие башмачки оденем Звуковичка? Объясни выбор.

2) – Чем отличаются на письме буквы е и ё? (наличием точек). Из каких элементов состоит буква ё? Чем письменное написание отличается от печатного? (Наклоном, плавностью) (слайд 8 просмотр)

( Письмо учителем с комментированием)

- Письмо в воздухе, на ладошке.

Запись букв е – зелёным цветом и ё – красным цветом. Обведите самые красивые, сверяя с образцом. (3 буквы)

3) Чтение и запись слогов с ё.

– Прочитайте слоги с буквой ё. (ёл, ём, ёс, ён.)

– Какие звуки обозначает буква ё в этих слогах? (Два: [й’о].)

- Назовите соединения, у которых нижнее соединение.(ёл, ём) Обведите зеленой ручкой.

- Назовите соединения, у которых верхнее соединение. Обведите синей ручкой.

4) Чтение слогов: лё, мё, сё, нё.

– Назовите звуки в этих слогах. ([л’ о], [м’ о]..)

– Назовите слова, в которых есть такие слоги – сё, тё, рё.

5) Запись слов ели, ёлка, еловые. Незнайка выделил корень в этих словах. Проверьте, правильно ли он это сделал? (слайд 9).

– Запишите их. Точками снизу обозначьте звуки, выделите корень.

Аналогичная работа со словами ерши, ёрш, ёршик.

– Где встретились «опасные» места? (Вспоминают правило)

– Запишите эти слова. Подчеркните ши.

Продолжим работу с предложением на следующем уроке.

ΙV. Итог

- А теперь давайте оценим свою  деятельность на уроке.

-Поднимите руку, кто остался доволен своей работой на уроке?

-Кому на уроке было интересно?

-Кому-нибудь было скучно?

-Что было самым интересным для вас?

-На каком этапе урока работа была для вас самой плодотворной?

-Цели урока достигнуты?

 «Рефлексия  настроения и эмоционального состояния».

-Кому сегодня на уроке было на душе тепло и уютно? Покажите своё настроение с помощью своего настроения. Возьмите шар и украсьте ёлку, согласно своему настроению. (Слайд 10)

    - всё получилось отлично;

     - работу выполнил хорошо;

    - следующий раз постараюсь лучше.

V. Домашнее задание (по желанию)

Выбрать 1–2 скороговорки : научиться их быстро произносить, рассказать родителям и одноклассникам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё".»


Тема: Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё.

Цель: - научить писать строчную букву ё ;

- учить писать букву в соединении с другими буквами;

– формировать умение писать слова;

Задачи: - познакомить с особенностями звуков [й’о];

- совершенствовать умение выделять звуки [й’о] из слов,

- различать печатный и письменный шрифты;

- умение делить на слоги слова и отмечать в них опасные места; ставить ударение в словах, способствовать развитию логического мышления, связной речи детей;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, наблюдательность


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний









1. Психологическая установка на работу.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Ждёт урок ребят сейчас!

2. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, конверт со звуковыми схемами. Проверьте: всё ли аккуратно расположено на парте. Оцените своё рабочее место.

3. Создание эмоционального настроя урока.

- Что бы наша работа была успешной, вспомним законы урока:

не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга, быть активным.

4. Фонетическая разминка.

– Какие буквы гласных служат для обозначения твёрдости соглас­ных? (А, О, У, Ы.)

– Какие известные нам буквы гласных служат для обозначения на письме мягкости согласных? (И, Е.)

– В чём хитрость буквы Е? (Буква Е обозначает два звука [й’э]).

- В каких случаях буква Е имеет два звука? (Когда находится в начале слова , после гласных и после Ъ и Ь знаков. (слайд 2)

- Что обозначает, когда пишется после согласного? (Когда находится после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э].)

– У буквы Е есть сестричка, но чтобы её узнать отгадайте загадку?

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;




ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1. Наблюдение: какие звуки обозначает буква Ё.

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно... (хором) ёлки. ( слайд 3)

– Произнесите несколько раз первую букву. ([й’о]).

– Какие звуки слышите? (й, о)

– Сколько их? (2)

– Какой первый? ( й)

– Давайте дадим ему характеристику.(Согласный, звонкий, непарный, мягкий )

– Какой второй? ( о )

– Давайте дадим ему характеристику. ( Гласный, ударный. Работа ученика с составлением схемы на интерактивной доске из электронного приложения к учебнику )

– Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й’о]? (Звуки [й’о] на письме обозначаются буквой ё.)

– Найдите на ленте букв букву ё. ( Ученик показывает на ленте букв).

– Как называется рыбка, название которой начинается с буквы ё? (слайд 4 )

– Какой предмет на кухне помогает нам отмывать посуду с узким горлышком?

– Что больше всего на свете любит медведь? (Хором, нараспев: мёд.) ( слайд 5) (Составление схемы.)

2. Составление плана урока.

– План мы сегодня ещё не составляли, но у нас возникла небольшая проблема. Перед уроком, я открыла окно, и легкий ветерок развеял снежинки, на которых был написан план урока.

– Вспомним, что мы уже узнали о букве ё?

– Догадались, какая тема урока? Назовите её сами. А теперь расположите те снежинки, на которых написано, что ещё будем делать на уроке.

  1. Знакомство с новой буквой.

  2. Звуко-буквенный анализ слов.

  3. Чтение слогов и слов.

  4. Чтение предложений и текстов.

  5. Знакомство с написанием буквы Ё.

  6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.




4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.



Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.


ΙΙΙ. Применение нового знания

3. Работа в «Букваре» (с. 104).

1) Продолжение наблюдения над словами с буквой ё. Чтение парами слогов и слов с буквой ё.

- Почему Звуковички взялись за руки? ( Они гласные, обозначают 2 звука).

– Прочитайте первый слог на первой строке. (ёл)

– Теперь ниже, на 2 строке слово, которое начинается с этого слога (ёлка)

2) – Найдите однокоренные слова, выделите корень. Прочитайте.

(Ёрш – ёршик.)

3) – Прочтите 2 столбик слов про себя. В каких словах вы заметили одинаковое количество букв и звуков? ( Вёсла и дрёма)

- Для чего нужны вёсла?

- А что же такое – дрёма? (Высказывания детей)

- Нам встретилось незнакомое слово. Где, мы, можем узнать значение незнакомого слова? (В словаре.)

- Я выписала значение слова из словаря. (Читает ученик, который умеет хорошо читать).

ДРЁМА – наклонность ко сну, сонливость, или начало усыпленья, самый лёгкий сон.

- В какую группу вы объедините следующие 2 слова? (Имена детей).

- Как пишутся имена людей? Почему? ( Рассказывание правила).

- Прочтите слова в строчке. Что можно сказать об этих словах? (Однокоренные).

Выделите корень.

- Прочтите слова, которые обозначают взрослое животное? (кот, кит, лиса, мамонт).

- А теперь прочтите те слова, которые обозначают детёнышей? (котёнок, китёнок, лисёнок, мамонтёнок).

- Назовите ещё несколько детёнышей животных, о которых не написано в учебнике.

Работа со скороговоркой.

- Прочтите 1 предложение. Что вы можете сказать о этом предложении? Что это? (Скороговорка)

- На каких уроках мы уже знакомились со скороговорками? ( На занятиях риторики).

- Что означает – проворонила? ( не заметила).Какие буквы чаще всего встречаются в скороговорке?

- Прочтите 2 раза в полголоса, а теперь кто готов произнести вслух.

Работа в парах.

- Выберите одну скороговорку, прочтите ее несколько раз и скажите её соседу.

- Кому ещё можно рассказать скороговорку? (Родителям).

- Скороговорки нужны для того, чтобы научиться правильно произносить звуки. Даже взрослые артисты их произносят, чтобы развивать органы речи.

4. Физкультминутка. (слайд 6)

5. Работа в прописи.

- Вспомним правила просадки при письме

Руки? – На месте!

Ноги? – на месте!

Локти? – У края?

Спина? – Прямая!

1) Работа со Звуковичком. (слайд 7)

Нужна ли нашему Звуковичку шляпа? Почему?

В какие башмачки оденем Звуковичка? Объясни выбор.

2) – Чем отличаются на письме буквы е и ё? (наличием точек). Из каких элементов состоит буква ё? Чем письменное написание отличается от печатного? (Наклоном, плавностью) (слайд 8 просмотр)

( Письмо учителем с комментированием)

- Письмо в воздухе, на ладошке.

Запись букв е – зелёным цветом и ё – красным цветом. Обведите самые красивые, сверяя с образцом. (3 буквы)

3) Чтение и запись слогов с ё.

– Прочитайте слоги с буквой ё. (ёл, ём, ёс, ён...)

– Какие звуки обозначает буква ё в этих слогах? (Два: [й’о].)

- Назовите соединения, у которых нижнее соединение.(ёл, ём) Обведите зеленой ручкой.

- Назовите соединения, у которых верхнее соединение. Обведите синей ручкой.

4) Чтение слогов: лё, мё, сё, нё...

– Назовите звуки в этих слогах. ([л’ о], [м’ о]...)

– Назовите слова, в которых есть такие слоги – сё, тё, рё.

5) Запись слов ели, ёлка, еловые. Незнайка выделил корень в этих словах. Проверьте, правильно ли он это сделал? (слайд 9).

– Запишите их. Точками снизу обозначьте звуки, выделите корень.

Аналогичная работа со словами ерши, ёрш, ёршик.

– Где встретились «опасные» места? (Вспоминают правило)

– Запишите эти слова. Подчеркните ши.

Продолжим работу с предложением на следующем уроке.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.












Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



















ΙV. Итог

- А теперь давайте оценим свою деятельность на уроке.

-Поднимите руку, кто остался доволен своей работой на уроке?

-Кому на уроке было интересно?

-Кому-нибудь было скучно?

-Что было самым интересным для вас?

-На каком этапе урока работа была для вас самой плодотворной?

-Цели урока достигнуты?

«Рефлексия настроения и эмоционального состояния».

-Кому сегодня на уроке было на душе тепло и уютно? Покажите своё настроение с помощью своего настроения. Возьмите шар и украсьте ёлку, согласно своему настроению. (Слайд 10)

- всё получилось отлично;

- работу выполнил хорошо;

- следующий раз постараюсь лучше.






V. Домашнее задание (по желанию)

Выбрать 1–2 скороговорки : научиться их быстро произносить, рассказать родителям и одноклассникам.







9






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё".

Автор: Струтинская Наталья Николаевна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252187

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока Тема:  Звуки [н], [н'].  Буквы Нн."
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-tiema-zvuki-n-n-bukvy-nn"
    ["file_id"] => string(6) "257843"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448388797"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока письма "Строчная буква б" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-pis-ma-strochnaia-bukva-b"
    ["file_id"] => string(6) "143679"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418569697"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему "Ударные и безударные гласные звуки" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "202127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429183864"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Произношение безударного гласного звука в слове и обозначение буквой на письме". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-proiznoshieniie-biezudarnogho-ghlasnogho-zvuka-v-slovie-i-oboznachieniie-bukvoi-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "200387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428827174"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект занятия по теме:«Дифференциация звуков [Ж ] - [Ш ]  в словах, предложениях». "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-zaniatiia-po-tiemie-diffierientsiatsiia-zvukov-zh-sh-v-slovakh-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "157103"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421530678"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства