Блок уроков по русскому языку по теме: «Типы речи»
Блок уроков по русскому языку по теме: «Типы речи»
Цель: закрепление навыков определения типа речи; развитие связной устной и письменной речи учащихся; совершенствование навыков точного выражения собственных мыслей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Блок уроков по русскому языку по теме: «Типы речи»»
Блок уроков по русскому языку по теме: «Типы речи» (5 класс).
Цель: закрепление навыков определения типа речи; развитие связной устной и письменной речи учащихся; совершенствование навыков точного выражения собственных мыслей.
Тема урока (модуль)
Название урока
1. Описание состояния природы.
Комплексный анализ текста о зиме «Снежные слова»; подробный пересказ.
Подготовка и написание сочинения «Зимний лес».
«Божественен, природа, твой язык…» (Р. Гамзатов).
«Надо иметь не только глаза, но и внутренне чувствовать природу…»
(И. Левитан).
2. Описание животного.
Комплексный анализ текста «Жаворонок».
Подготовка и написание подробного изложения с элементами сочинения «Пять лисят».
«Животных надо беречь так же, как мы бережем картины Рафаэля…»
(Б. Гржимек).
«Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений…» (Д. Лихачев).
3. Повествование.
Комплексный анализ текста «Заяц на дереве», подробный пересказ
.
Подготовка и написание сжатого изложения с элементами сочинения «Орел и кошка».
Подготовка к домашнему сочинению-рассказу об интересном или важном событии, произошедшем с вами, вашим другом, знакомым.
«Всегда помните, что удивительное рядом с нами. И наблюдайте, удивляйтесь, думайте!» (Т. Астаева).
«Сила материнской любви не знает границ» (В. Белинский).
«Мир вокруг нас что книга: неграмотный видит вокруг только картинки, а тому, кто уже научился читать, раскрываются истории, одна интереснее другой» (Б. Федорович).
4. Рассуждение.
Комплексный анализ текста «Родина», выражение своего отношения к проблеме, написание сочинения.
Подготовка и написание сочинения-рассуждения «Легко ли быть добрым?».
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
(К. Паустовский).
«В жизни ценнее всего доброта…»
(Д. Лихачев).
Модуль № 1.
Тема урока: Описание состояния природы. Комплексный анализ текста о зиме «Снежные слова»; подробный пересказ.
Название урока: «Божественен, природа, твой язык…» (Р. Гамзатов).
Цель урока: закрепление навыков определения типа речи – описания; развитие устной речи учащихся; формирование эстетического восприятия окружающего мира.
Оборудование: иллюстрации к тексту, опорный конспект, тексты, алгоритм определения типа речи, путеводитель-памятка.
Форма организации учебного процесса: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Банк информации:
«Снежные слова».
По-разному падает с неба снег. Вскинешь голову, и кажется, что с облаков, как с ветвей новогодней елки, срываются клочья ваты. Их называют хлопьями – это снежинки, слипшиеся на лету. А бывает снег, которому лицо не подставишь: твердые белые шарики больно секут лоб – это «крупка». Чистый слегка запорошивший землю снег зовут порошей.
И на земле снег лежит по-разному. Подул ветер, и снег ожил. Идешь по улице, а у ног снег, выметаемый дворником-ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель – поземка.
Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег – это вьюга. Ну, а в степи, где ветру вольно, может разыграться снежная буря – буран. В такую бурю в трех шагах ничего не видать. Февраль месяц метелей, месяц бегущих и летучих снегов.
Путеводитель-памятка.
1) Определите тип речи данного текста, опираясь на конспект и алгоритм. Обоснуйте свой ответ.
2) Какова основная мысль текста? Найдите слова в тексте, выражающие ее. Почему автор выбрал название «Снежные слова»? Что их объединяет? Могут ли такие слова быть названы синонимами? Почему?
3) Заполните таблицу (работайте в парах).
Образ (предмет описания).
Движение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
снежинки, хлопья
падают, срываются
с облаков, как с ветвей новогодней елки, срываются клочья ваты
шарики
секут
твердые белые шарики больно секут лоб
пороша
запорошивший
чистый снег
поземка
струится, течет
снег ожил; у ног белые вспышки; выметаемый дворником-ветром
вьюга
кружит, вьет
ветер кружит, вьет
Анализ собранного материала. Выводы, восприятие.
Творческое задание (подробный пересказ).
Модуль № 2.
Описание состояния природы. Подготовка и написание сочинения «Зимний лес».
«Надо иметь не только глаза, но и внутренне чувствовать природу…»
(И. Левитан).
Формирование навыков конструирования текста-описания; развитие устной и письменной речи учащихся; формирование эстетического восприятия окружающего мира.
1) Вспомните ваше посещение зимнего леса и расскажите, что вы увидели, что вам особенно запомнилось? Вам нравится гулять зимой по лесу? Почему? Что особенного в зимнем лесу?
2) А теперь заполните таблицу.
Образ (предмет описания)
Цвет
Запах
Состояние, форма
Изобразительно-выразительные средства языка.
снег
белый, сероватый, серебристый
морозный, свежий
пушистый, легкий, мягкий, чистый
лежит, как белое пушистое покрывало; скрипит под ногами
снежинки
белые
морозный
легкие, искристые
переливающиеся всеми цветами радуги; медленно падают на землю, как новогодняя мишура; вьются на ветру в легком танце
деревья (сосны и ели)
зеленые, изумрудные, темно-зеленые
смолистый острый
величавые, стройные, высокие, раскидистые
стоят, как могучие великаны, охраняющие лес; покрыты снегом, как меховой шубой; широко раскинули свои пушистые ветви
деревья (березы, осины)
темные, серые, черные
—
грустные, уснувшие, спящие
они, как спящие красавицы, ждут весеннего пробуждения; поскрипывают ветвями, как будто жалуются на холод
лес в целом
серебристый, белый
морозный и смолистый
красивый, сказочный, волшебный
входишь в зимний лес, как в волшебный заколдованный замок
Анализ собранного материала. Выводы, восприятие.
Творческое задание (сочинение-описание).
Самоконтроль (опираясь на конспект, проверьте, действительно ли у вас получилось сочинение-описание?). Заполните таблицу.
Вы выявили и описали основные признаки зимнего леса.
Вы описали состояние природы (зимний лес).
Начали или закончили описание с общего признака.
У вас получился пейзаж.
+
+
+
+
Модуль № 3.
Описание животного. Комплексный анализ текста «Жаворонок».
«Животных надо беречь так же, как мы бережем картины Рафаэля…»
(Б. Гржимек).
Закрепить навыки определения типа речи-описания; развивать устную речь учащихся; способствовать нравственному воспитанию учеников, развивая у них доброе отношение к животным.
Опорные конспекты, тексты, вопросы, алгоритм определения типа речи, путеводитель-памятка.
Коллективная, индивидуальная.
«Жаворонок».
Мартовское солнце хоть и светит ярко, но греет слабо. Но весна уже наступила, ведь прилетел жаворонок, и с неба льется его звонкая песня. Певца разглядеть нелегко – солнце слепит глаза. Вот он опустился пониже, и теперь его можно увидеть.
Жаворонок невелик, окрашен неярко – коричневый с темными пестринками и крапинками. Такая окраска помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. А живет жаворонок только на земле, где находит себе пищу и устраивает гнездо. Он прекрасно приспособился к этому: у него лапки с длинными и прямыми пальцами, чтобы удобнее было ходить по траве. На деревья жаворонок не может садиться: такими пальцами сучок не обхватишь.
Если тебе случится найти гнездо жаворонка – не трогай его! И тогда следующей весной уже не один, а несколько жаворонков будут охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями.
Путеводитель-памятка.
1) Опираясь на алгоритм и конспект, определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ.
2) Как автор знакомит нас с жаворонком? Обратитесь к первой части. Как автор рисует начало весны? Перечислите те признаки, на которые обращается наше внимание.
3) Выделите то предложение, в котором намечается переход ко второй части. Как вы считаете, удачен ли такой переход? Докажите свою мысль.
4) Перечитайте еще раз и письменно самостоятельно ответьте на следующие вопросы:
- Что можно сказать о величине птицы?
- Как она окрашена и почему?
- Где живет жаворонок? Как он приспособился к жизни?
- Где устраивает гнездо эта птица? Почему?
- Почему мы должны беречь жаворонков?
Зачитайте свои ответы. По этому описанию мы можем представить себе жаворонка? Как достигается этот эффект, с помощью каких языковых средств? Какие птицы являются предвестниками весны в наших краях? Опишите их, опираясь на имеющиеся у вас вопросы? Вывод.
Творческое задание (подробный пересказ).
Модуль № 4.
Описание животного. Подготовка и написание подробного изложения с элементами сочинения «Пять лисят».
«Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений…» (Д. Лихачев).
Совершенствование навыков последовательного изложения мыслей; развитие устной и письменной речи учащихся; формирование у них уважительного отношения к окружающему миру природы.
Опорные конспекты, алгоритм определения типа речи, таблица, путеводитель-памятка, слова на доске: сначала, неповоротливый, пригревшись, приходилось.
Коллективная, парная, индивидуальная.
«Пять лисят».
Их было пять.
Были они очень смешные и совсем не походили друг на друга. Самого толстого и неповоротливого мы назвали Рейнеке. Добродушного, тупоносого, с черным пятном на рыжей шерсти – Микки. Подвижного, боязливого, всегда ускользающего в дальний угол вольера – Дикки. Юркого и злого, все время скалящего зубы и тявкающего на людей – Фриц. И, наконец, самого маленького и жалконького – Петит.
Кормили лисят сначала, как самых обыкновенных щенят, молоком, овсяной кашей, картошкой, творогом, даже хлебом. Особенно любили они селедочные головки.
Характеры у лисят были разные, и это особенно чувствовалось, когда из кормили.
Рейнеке сразу подбегал к плошке и долго смешно чавкал. Микки ел деликатнее, но долго упрашивать его не приходилось. Дикки ничего не ел, пока вокруг вольера толпились люди. Только убедившись, что никого нет, он выбирался из кучки валежника и осторожно подъедал то, что оставалось в плошке. Юркий Фриц пытался всех растолкать и все время огрызался на своих братьев, а Петит из плошки есть не умел. Его брали на руки и заботливо кормили. Так, пригревшись, он и засыпал на руках.
Лисята росли. Тупоносые их мордочки стали заостряться. Рыжая шерсть густела. С каждым днем они все более походили на настоящих лисиц.
Путеводитель-памятка.
1) Опираясь на конспект и алгоритм, определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ.
3) Перечитайте текст и заполните таблицу, работайте в парах.
Имя
Характер, внешность
Как ведут себя во время еды
Рейнеке
толстый, неповоротливый
сразу подбегал к еде; долго смешно чавкал
Микки
добродушный, тупоносый, с чёрным пятном на рыжей шерсти
ел деликатнее, без упрашиваний
Дикки
боязливый, подвижный, всегда ускользающий в угол
ничего не ел при людях; потом доедал остатки
Фриц
злой, юркий, скалящий зубы, тявкающий
всех расталкивал, огрызался, ел жадно
Петит
маленький, жалконький
не умел есть из плошки, его кормили из рук
Проверяем таблицу. Чем кормили лисят? Как изменились лисята, когда выросли? Давайте разделим текст на части и озаглавим их.
Примерный план:
1. Братья не походили друг на друга.
2. Кормили их, как обыкновенных щенят.
3. Как они ели.
4. Лисята изменились.
Перескажите текст, опираясь на таблицу и план.
Каких животных вы наблюдали в реальной жизни? Как вы относитесь к животным? Опишите животное, которое вам особенно нравится, опираясь на следующий план:
1. Внешний вид.
2. Характер (повадки, поведение).
3. Что любит есть? Как ведёт себя во время еды?
4. Ваше отношение к этому животному.
Творческое задание (подробное изложение с элементами сочинения).
Модуль № 5.
Повествование. Комплексный анализ текста «Заяц на дереве», подробный пересказ.
«Всегда помните, что удивительное рядом с нами. И наблюдайте, удивляйтесь, думайте!» (Т. Астаева).
Закрепление навыков определения типа речи – повествования; развитие устной речи учащихся; формирование у них наблюдательности, развитие познавательной активности.
Коллективная, парная, индивидуальная.
Картина А.Н. Комарова «Наводнение»; опорный конспект; алгоритм определения типа речи; таблица; путеводитель-памятка; слова на доске: спокойно, только тогда, снизу, быстро, скоро, теперь
«Заяц на дереве».
Заяц жил на островке среди широкой реки. Это был еще молодой заяц. Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лёд.
В тот день заяц спокойно спал под кустом. Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его промокла снизу. Вода прибывала быстро. Островок становился все меньше. Заяц видел, что скоро весь островок исчезнет под водой, но не решался броситься в волны: он не мог переплыть разбушевавшуюся реку. Так прошла вся ночь.
На следующий день заяц стал прыгать на дерево, но обрывался. Наконец ему удалось вскочить на нижний сук. По реке под ним плыли деревья, брёвна, сучья, солома.
Три дня просидел заяц на дереве. Наконец вода спала, и он спрыгнул на землю. Так ему и жить теперь на островке до жаркого лета. Летом река обмелеет, и он доберётся до берега.
Путеводитель-памятка.
1) Определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ.
3) Какие события представлены в этом тексте? (Автор рассказывает о судьбе зайца во время весеннего половодья и подробно описывает те изменения, которые происходили в природе перед разливом реки.)
4) События в рассказе, таким образом, развиваются параллельно, проследите за их последовательностью и заполните таблицу, работайте в парах.
Изменения в природе.
Поведение зайца.
1
река с треском сбрасывала лёд
заяц и внимания не обращал
2
вода в реке стала быстро прибывать
заяц спокойно спал под кустом; он проснулся, когда почувствовал, что шкурка его подмокла снизу
3
вода прибывала быстро
заяц не решался броситься в волны
4
по реке под ним плыли деревья, брёвна, сучья, солома
на следующий день заяц стал прыгать на дерево; ему удалось вскочить на нижний сук
5
наконец вода спала
заяц спрыгнул на землю
Проверка таблицы. Подумайте, с какой целью автор в одном случае употребляет слово заяц, в другом – местоимение он, в третьем – слово косой? Ваше впечатление от прочитанного текста. Какие интересные события вы наблюдали в жизни? Вспомните и расскажите на следующем уроке, это будет вашим домашним заданием.
Творческое задание (подробный пересказ текста).
Модуль № 6.
Повествование. Подготовка и написание сжатого изложения с элементами сочинения «Орел и кошка».
«Сила материнской любви не знает границ» (В. Белинский).
Совершенствовать навыки последовательного изложения мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; способствовать их нравственному воспитанию.
Опорный конспект; алгоритм определения типа речи; таблица; путеводитель-памятка; слова на доске: преимущество, раненый, израненный, откуда ни возьмись, насмерть, однако же, в ту же минуту.
Коллективная, индивидуальная.
«Орёл и кошка».
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орёл. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошке и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки, но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.
Путеводитель-памятка.
1) Определите ведущий тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Найдите элементы описания в тексте, зачитайте их.
2) Словарная работа. Объясните правописание слов: клевать, хищник, прыжок. Подберите проверочные слова к следующим: опасность, повалить, счастливый, схватить, потерять, когти. Какие близкие по смыслу выражения можно подобрать к следующим словам и словосочетаниям: орёл спустился – упал камнем; взял – схватил котёнка; битва началась – закипела. Каким из этих слов следует отдать предпочтение?
3) Как можно назвать эту семью?
4) Как появился орёл? Какие слова подчеркивают его неожиданное нападение?
5) Как защищала кошка своих детей?
6) Почему кошка победила орла?
7) Прочитайте описание битвы кошки с орлом. Как автор описывает её напряжённость?
8) Заполните самостоятельно таблицу.
Последовательность действий.
Кошка
Орёл
1
играла с котятами
откуда ни возьмись спустился и схватил котёнка
2
вцепилась в него
не успел подняться
3
не потеряла мужества, вцепилась в орла и перекусила крыло
бросил котёнка и схватился с кошкой; рвал кожу, выклевал глаз
4
кошка устала, собрала силы, сделала прыжок и повалила орла на землю
был очень силен
5
откусила голову орлу и принялась облизывать котенка
Анализ собранного материала. Вывод.
Какие части можно выделить в тексте? Как их озаглавить?
Примерный план:
1. Счастливое семейство.
2. Неожиданное нападение.
3. Битва насмерть.
4. Сила материнской любви.
Творческое задание (написание изложения с элементами сочинения).
Модуль № 7.
Рассуждение. Комплексный анализ текста «Родина», написание сочинения.
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский).
Закрепление навыков определения типа речи-рассуждения; развитие устной и письменной речи учащихся; формирование активной жизненной позиции, патриотизма.
Опорный конспект, алгоритм определения типа речи, путеводитель-памятка.
Коллективная, индивидуальная.
«Родина».
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело. Человеку важно знать свои корни – отдельному человек, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях!
Путеводитель-памятка.
1) Словарная работа. Объясните выражение каменные бабы (это каменные изваяния 1-4 метра высотой, оставленные древними народами: скифами, половцами и др. – в степях Южной Европы, Средней Азии, Монголии).
2) Определите тип текста, обоснуйте свой ответ.
3) Что для вас значит понятие Родина?
4) Как вы понимаете выражение «малая родина»?
5) Может ли человек жить без Родины? Почему?
6) Что вы знаете о том месте, где вы родились (его истории, природе)?
7) Что значит любить Родину? Как, по вашему мнению, должна проявляться любовь к Родине?
Анализ собранного материала. Вывод («С чего начинается любовь к Родине? Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе» Д.С. Лихачёв).
Творческое задание. Напишите письмо другу о том, что вы знаете о родном крае, о ком-либо из интересных людях, живших или живущих в вашей местности. Прокомментируйте в своём письме значение Родины в жизни человека, приведите примеры.
Модуль № 8.
Подготовка и написание сочинения-рассуждения «Легко ли быть добрым?».
«В жизни ценнее всего доброта…» (Д. Лихачев).
Закрепление навыков конструирования текста-рассуждения; развитие устной и письменной речи учащихся; формирование у них активной жизненной позиции.
Опорный конспект, алгоритм определения типа речи, путеводитель-памятка
Коллективная, индивидуальная, парная.
Путеводитель-памятка.
1) Как вы понимаете, что такое доброта?
2) Каково лексическое значение слова доброта? (Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).
3) Какие синонимы вы можете подобрать к слову доброта? (отзывчивость, милосердие, сердечность, милость).
4) Подберите однокоренные слова к слову доброта (добро, добрый, добреть, добродушный, добродетельный, добросердечный, добросовестный, доброжелательный и др.).
5) Объясните значение слова добрый (добрый – делающий добро другим, отзывчивый…). Что значит добрый человек? Что определяет таково человека? (Способность сострадать, сопереживать, делать другим добро).
6) Как вы считаете, достаточно ли добрых слов, жалости, чтобы помочь настоящему горю? Что нужно человеку, когда он попал в беду: добрые слова или добрые поступки?
7) Так легко ли быть добрым? Почему? Можно ли научиться быть добрым?
8) Вспомните русские или коми народный сказки, в которых говорится о доброте. Согласны ли вы с тем, что сказки всегда учат добру, милосердию?
Анализ собранного материала. Вывод.
Примерный план сочинения-рассуждения:
I. Вступление. Раскрыть смысл понятия добрый человек.
II. Тезис: Добрым быть трудно, но необходимо.
III. Аргументы (одним из аргументов могут стать фрагменты сказок, которые вы вспомнили).