Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности, проблемы, пути решения.
Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности, проблемы, пути решения.
Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности, проблемы, пути решения.
Мудрые слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Как актуальны они для меня, ежедневно выступающей перед учениками: ведь знания наиболее ярко проявляются в языке и исследуются через язык. И как важно донести их значимость до наших школьников, вступающих во взрослую жизнь.
Какие они, современные школьники? Яркие, раскованные, информированные. Но как учитель я встречаюсь и с другими: они пассивны на уроках, им не под силу конструктивный диалог; как член комиссии по проверке результатов ГИА вижу неумение школьника логично оформить своё высказывание, аргументировать свою позицию . А ещё наши дети постепенно отказываются от личного общения, живого, так важного и нужного в подростковом возрасте. Восклицания же моих коллег – кстати, чаще даже естественников - о том, что «дети сегодня неговорящие» подчёркивает метапредметность этой проблемы.
Получается, что как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста и развития мышления и речи. А теперь давайте вспомним, как ждут родители первого слова от своего малыша. Слово это – ещё один шаг в большой мир. Ведь именно речевая деятельность, по мнению Л. Выготского, - это основа для развития, воспитания и образования людей.
Этим объясняется основная задача современного филологического образования - формирование и развитие языковой личности.
Понятию «языковая личность» уделяли внимание многие учёные, и определений этого понятия довольно много, мне ближе теория Ю.Н. Караулова, который представляет трёхуровневую модель языковой личности. И если обобщить материалы слайда, то можно сказать: языковая личность - это личность, воплощённая в языке и способная полноценно использовать язык.
В нормативных документах словесника указано, что языковая личность должна обладать рядом «ключевых компетенций» и в Государственных стандартах общего образования эти умения и навыки обозначены, причём овладение ими - условие развития и социализации школьника. Обратим внимание на следующий факт: подавляющее большинство умений и навыков основано на идее диалога и должно привести к формированию главной компетенции – умению учиться.
Идея обучения диалогу, развитие и воспитание языковой личности с помощью диалога становятся востребованными в новой системе образования. Согласитесь, ребёнок научится ходить только в процессе движения, падая и поднимаясь. Поэтому считаю логичным развитие языковой личности (говорящей и воспринимающей речь) осуществлять в образовательном пространстве, построенном на технологии проблемного диалога. Диалога как взаимовлияния и взаимообогащения.
Любая технология отвечает на вопрос как? Технология проблемного диалога отвечает на вопрос Как учить? и предлагает детальное описание методов обучения для разных этапов урока.Французский физиолог Клод Бернар как-то заметил: «Искусство – это я, наука-это мы». У истоков проблемного и диалогического обучения Д.Дьюи, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов. Теоретическую основу моего опыта составили работы Е.Л.Мельниковой – автора Образовательной системы «Школа 2100». В этой системе –синтез всего лучшего, что наработала отечественная наука и в области психологии и в области педагогики.
Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Творчество как деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Только через собственную деятельность мы с вами познаём окружающий мир, ищем пути решения жизненных проблем. Областей нашей деятельности много, значит, существуют и разные виды творчества. Найдём примеры в истории.
Менделеев создал периодическую систему химических элементов, Эйнштейн разработал теорию относительности, значит продукт научного творчества – новые знания о мире. Братья Черепановы придумали паровоз, Эдисон – электрическую дугу, значит продукт технического творчества – новые механизмы. Все поэты писали о любви, но и Пушкин, и Блок, и Маяковский – по-своему, неповторимо – продукт художественного творчества – новое видение мира. Получается, что история человечества – это история научных открытий, изобретений, художественных прозрений. Получается, что творчество, деятельность – это двигатель развития. Именно поэтому сегодня актуален деятельностный тип образования. Именно эта взаимосвязь - «творчество и развитие » - определила ведущую педагогическую идею опыта работы.
Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? Да, мы не изобретём новые механизмы на уроке русского языка, но мои ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания. Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество. И если планирование урока опирается на психологические закономерности развития, если учитывается деятельностная природа человека, то такой урок включает ребёнка в процесс познания, когда мы развиваем и мышление ребёнка, и его речь. А значит, формируем языковую личность.
Научное творчество как процесс открытия новых знаний включает 4 звена. Они представлены на слайде. Выстраивая урок по названной технологии, я должна в диалоговой форме провести своих учеников через эти этапы, помочь увидеть и осознать противоречие, сформулировать тему и цели урока, подвести к решению проблемы и помочь в создании образовательного продукта – алгоритма, схемы или правила.
Проблема и её решение мне, педагогу, известны заранее. Нужно решить, по какому пути я поведу своих учеников: извилистой тропой догадок или царственной дорогой логического мышления. Для этого технология представляет два вида диалога: побуждающий и подводящий. Подводящий к новому знанию диалог опирается на логическое мышление ученика: и на этапе введения знаний и в ходе поиска решений мы выстраиваем прямую, безошибочную дорогу к новому материалу. Но интереснее для ребят, правда, сложнее для учителя – побуждающий диалог, он подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На 1 этапе учитель создаёт проблемную ситуацию, помогает детям увидеть противоречие, на этапе поиска решения мы побуждаем учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Успех занятия в целом часто зависит от умения учителя создать проблемную ситуацию. Как это сделать? Технология предлагает несколько приёмов создания проблемной ситуации. Они представлены на слайде. Для моих уроков актуальнее 2 приём предъявления практического задания, а разброс мнений учеников легко создаётся в ходе групповой работы.
Носителя языка формирует не только мой урок и классические литературные тексты, но и окружающая действительность. И иногда проблемные ситуации подсказывает сама жизнь. Считаю, что нельзя оставлять без внимания такие вывески. Не знаю, какую профессию выберут мои ученики, но уже сегодня понятно, что и продавец парфюмерии, и руководитель крупной компании должны знать язык и быть его компетентным носителем. Иногда это подсказывает идею будущего урока.
Последний этап научного творчества – это реализация образовательного продукта, на этом уроке в форме диалога мы подошли к составлению вот таких схем.
Для каждого типа нового материала в представленной технологии есть эффективные сочетания диалогических методов и форм. Учитель получает своеобразный шаблон построения урока, на котором дети говорят, работают с информацией, вступают в конструктивный диалог, т.е. реализуются на трёх языковых уровнях.
На протяжении 12 лет Россия принимает участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Результаты тестирования- главный индикатор качества образования любой страны. В 2009 Россия заняла 43 место из 65, а в 2012 году стоял вопрос об отказе от участия в мониторинге, причина – ухудшающаяся динамика показателей. Международная программа определяет не знания учеников, а их умения применять эти знания на практике. Российские же школьники, по мнению психологов, страдают «выученной беспомощностью», т.е. теряют способность мыслить и относиться к учению творчески.
Эффективность технологии проблемно-диалогического обучения в том, что она учит думать, способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической и творческой компетентности обучающихся.
Анализ моей работы позволяет сделать следующие выводы:
Применение технологии способствует повышению интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы; для выявления этих результатов использовалась методика Л.Балакиной «Моё отношение к обучению»
Заинтересованный ученик - всегда мой союзник. Положительная мотивация сказывается на качестве знаний и результатах итоговой аттестации по моему предмету.
Можно заметить рост в области компетентного способа общения и значительное снижение агрессивного.
4)Мои ученики- участники дистанционных конкурсов, предметных олимпиад, авторы исследовательских работ по русскому языку.
Самые важные для меня личностные результаты не поддаются измерению, но именно они показывают, насколько эффективен педагогический поиск. Когда увлечённые работой ученики не замечают, что звенит звонок с урока и не спешат покинуть класс – это тоже результат, значит, я на правильном пути.
Опыт работы по данной технологии представлен на заседании сетевого методического объединения школ образовательного округа и внесён в муниципальный банк данных АПО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности, проблемы, пути решения. »
Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности, проблемы, пути решения.
Мудрые слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Как актуальны они для меня, ежедневно выступающей перед учениками: ведь знания наиболее ярко проявляются в языке и исследуются через язык. И как важно донести их значимость до наших школьников, вступающих во взрослую жизнь.
Какие они, современные школьники? Яркие, раскованные, информированные. Но как учитель я встречаюсь и с другими: они пассивны на уроках, им не под силу конструктивный диалог; как член комиссии по проверке результатов ГИА вижу неумение школьника логично оформить своё высказывание, аргументировать свою позицию . А ещё наши дети постепенно отказываются от личного общения, живого, так важного и нужного в подростковом возрасте. Восклицания же моих коллег – кстати, чаще даже естественников - о том, что «дети сегодня неговорящие» подчёркивает метапредметность этой проблемы.
Получается, что как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста и развития мышления и речи. А теперь давайте вспомним, как ждут родители первого слова от своего малыша. Слово это – ещё один шаг в большой мир. Ведь именно речевая деятельность, по мнению Л. Выготского, - это основа для развития, воспитания и образования людей.
Этим объясняется основная задача современного филологического образования - формирование и развитие языковой личности.
Понятию «языковая личность» уделяли внимание многие учёные, и определений этого понятия довольно много, мне ближе теория Ю.Н. Караулова, который представляет трёхуровневую модель языковой личности. И если обобщить материалы слайда, то можно сказать: языковая личность - это личность, воплощённая в языке и способная полноценно использовать язык.
В нормативных документах словесника указано, что языковая личность должна обладать рядом «ключевых компетенций» и в Государственных стандартах общего образования эти умения и навыки обозначены, причём овладение ими - условие развития и социализации школьника. Обратим внимание на следующий факт: подавляющее большинство умений и навыков основано на идее диалога и должно привести к формированию главной компетенции – умению учиться.
Идея обучения диалогу, развитие и воспитание языковой личности с помощью диалога становятся востребованными в новой системе образования. Согласитесь, ребёнок научится ходить только в процессе движения, падая и поднимаясь. Поэтому считаю логичным развитие языковой личности (говорящей и воспринимающей речь) осуществлять в образовательном пространстве, построенном на технологии проблемного диалога. Диалога как взаимовлияния и взаимообогащения.
Любая технология отвечает на вопрос как? Технология проблемного диалога отвечает на вопрос Как учить? и предлагает детальное описание методов обучения для разных этапов урока.Французский физиолог Клод Бернар как-то заметил: «Искусство – это я, наука-это мы». У истоков проблемного и диалогического обучения Д.Дьюи, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов. Теоретическую основу моего опыта составили работы Е.Л.Мельниковой – автора Образовательной системы «Школа 2100». В этой системе –синтез всего лучшего, что наработала отечественная наука и в области психологии и в области педагогики.
Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Творчество как деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Только через собственную деятельность мы с вами познаём окружающий мир, ищем пути решения жизненных проблем. Областей нашей деятельности много, значит, существуют и разные виды творчества. Найдём примеры в истории.
Менделеев создал периодическую систему химических элементов, Эйнштейн разработал теорию относительности, значит продукт научного творчества – новые знания о мире. Братья Черепановы придумали паровоз, Эдисон – электрическую дугу, значит продукт технического творчества – новые механизмы. Все поэты писали о любви, но и Пушкин, и Блок, и Маяковский – по-своему, неповторимо – продукт художественного творчества – новое видение мира. Получается, что история человечества – это история научных открытий, изобретений, художественных прозрений. Получается, что творчество, деятельность – это двигатель развития. Именно поэтому сегодня актуален деятельностный тип образования. Именно эта взаимосвязь - «творчество и развитие » - определила ведущую педагогическую идею опыта работы.
Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? Да, мы не изобретём новые механизмы на уроке русского языка, но мои ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания. Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество. И если планирование урока опирается на психологические закономерности развития, если учитывается деятельностная природа человека, то такой урок включает ребёнка в процесс познания, когда мы развиваем и мышление ребёнка, и его речь. А значит, формируем языковую личность.
Научное творчество как процесс открытия новых знаний включает 4 звена. Они представлены на слайде. Выстраивая урок по названной технологии, я должна в диалоговой форме провести своих учеников через эти этапы, помочь увидеть и осознать противоречие, сформулировать тему и цели урока, подвести к решению проблемы и помочь в создании образовательного продукта – алгоритма, схемы или правила.
Проблема и её решение мне, педагогу, известны заранее. Нужно решить, по какому пути я поведу своих учеников: извилистой тропой догадок или царственной дорогой логического мышления. Для этого технология представляет два вида диалога: побуждающий и подводящий. Подводящий к новому знанию диалог опирается на логическое мышление ученика: и на этапе введения знаний и в ходе поиска решений мы выстраиваем прямую, безошибочную дорогу к новому материалу. Но интереснее для ребят, правда, сложнее для учителя – побуждающий диалог, он подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На 1 этапе учитель создаёт проблемную ситуацию, помогает детям увидеть противоречие, на этапе поиска решения мы побуждаем учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Успех занятия в целом часто зависит от умения учителя создать проблемную ситуацию. Как это сделать? Технология предлагает несколько приёмов создания проблемной ситуации. Они представлены на слайде. Для моих уроков актуальнее 2 приём предъявления практического задания, а разброс мнений учеников легко создаётся в ходе групповой работы.
Носителя языка формирует не только мой урок и классические литературные тексты, но и окружающая действительность. И иногда проблемные ситуации подсказывает сама жизнь. Считаю, что нельзя оставлять без внимания такие вывески. Не знаю, какую профессию выберут мои ученики, но уже сегодня понятно, что и продавец парфюмерии, и руководитель крупной компании должны знать язык и быть его компетентным носителем. Иногда это подсказывает идею будущего урока.
Последний этап научного творчества – это реализация образовательного продукта, на этом уроке в форме диалога мы подошли к составлению вот таких схем.
Для каждого типа нового материала в представленной технологии есть эффективные сочетания диалогических методов и форм. Учитель получает своеобразный шаблон построения урока, на котором дети говорят, работают с информацией, вступают в конструктивный диалог, т.е. реализуются на трёх языковых уровнях.
На протяжении 12 лет Россия принимает участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Результаты тестирования- главный индикатор качества образования любой страны. В 2009 Россия заняла 43 место из 65, а в 2012 году стоял вопрос об отказе от участия в мониторинге, причина – ухудшающаяся динамика показателей. Международная программа определяет не знания учеников, а их умения применять эти знания на практике. Российские же школьники, по мнению психологов, страдают «выученной беспомощностью», т.е. теряют способность мыслить и относиться к учению творчески.
Эффективность технологии проблемно-диалогического обучения в том, что она учит думать, способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической и творческой компетентности обучающихся.
Анализ моей работы позволяет сделать следующие выводы:
Применение технологии способствует повышению интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы; для выявления этих результатов использовалась методика Л.Балакиной «Моё отношение к обучению»
Заинтересованный ученик - всегда мой союзник. Положительная мотивация сказывается на качестве знаний и результатах итоговой аттестации по моему предмету.
На данном слайде представлены результаты теста Михельсона, предназначенного для определения уровня коммуникативной компетентности учащихся. Можно заметить рост в области компетентного способа общения и значительное снижение агрессивного.
4)Мои ученики- участники дистанционных конкурсов, предметных олимпиад, авторы исследовательских работ по русскому языку.
Самые важные для меня личностные результаты не поддаются измерению, но именно они показывают, насколько эффективен педагогический поиск. Когда увлечённые работой ученики не замечают, что звенит звонок с урока и не спешат покинуть класс – это тоже результат, значит, я на правильном пути.
Опыт работы по данной технологии представлен на заседании сетевого методического объединения школ образовательного округа и внесён в муниципальный банк данных АПО.