Урок на тему: Безударные окончания имен существительных
1). Орг. момент
Прозвенел звонок – начинаем наш урок.
- Сели.
- Ребята, какое у вас настроение?
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Если будет трудно, справимся вместе всегда».
Запись числа
Перед письмом вспомним, как нужно правильно сидеть за партой:
«Сяду прямо, не согнусь, на отлично потружусь»
Откройте тетради, запишите число и классная работа
2.Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.
- Какое время года хозяйничает сейчас на земле?
- Какие ассоциации вызывает это слово? Что представляете?
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
- Кому принадлежат эти строки? Пушкин
- С кем поэт ассоциирует зиму? Как он ее называет?(Волшебницей.)
-Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год.
-Назовите первую букву слова волшебница.
- Какие звуки обозначает буква «в»? Что можете о них рассказать?
-Назовите слоги, в которых буква в обозначает мягкий согласный звук.
-Назовите слоги, в которых буква в обозначает твердый согласный звук.
-Напишите красиво эти слоги. (ходить по классу и смотреть кто как пишет и вслух указывать на недостатки, потом одну лучшую тетрадь показать под камерой. Посмотрите, вот у … очень красиво и аккуратно написаны слоги, соблюдены размеры букв, правильно соединены буквы )
В в ви вя ву ве вы
3. Словарная работа.
Мы с вами уже сказали, что зима это к…ньки, ин…й, вал…нки, п…льто, с…п…ги, вет…р, м…роз, м…тель.
А что за слова я такие назвала? Почему они называются словарными?
Из данных слов выберите и запишите:
1 вариант : те слова, называющие вещи, которые можно надеть
2 вариант: те слова, которые характеризуют погоду зимой.
А теперь, обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши, будем проверять.
Что написал 1 вариант?, какие буквы вставили?
Что написал 2 вариант? Какие буквы вставили?
- молодцы! Справились почти без ошибок!
4. Сообщение темы и целей урока.
Из земли из избушки
По воде по дороге
На стене на празднике
Из глуши в степи
- чем похожи эти группы слов? (окончаниями е, и)
Чем отличаются группы слов? (в 1 столбике слова с ударными окончаниями
Во 2 столбике с безударными окончаниями)
Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»
- Чему будем учиться на уроке? (Будем проверять безударные гласные в окончании)
- Какая цель урока?
Закрепить знания проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
5. Работа над темой урока.
- Что называется склонением?( Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)
- Сколько склонений в русском языке?
- Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры
(Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я.)
Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры
(Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё.)
- Какие существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры
( Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш.)
- вспомните алгоритм правильного написания безударного окончания существительных. Для этого давайте обратимся к учебнику на стр.37
- молодцы! Теперь мы без ошибок выполим следующее упражнение.
- итак, пишем с комментированием на месте.
Задание: вставь окончания, определи склонение и падеж.
без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, в росош…, к рощ…
- Умнички! Давайте сделаем вывод, как же проверить безударные окончания имен существительных? Что для этого нужно сделать?
6. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали немножко, давайте отдохнем, а потом опять писать начнем.
7. Закрепление.
- закрепим наши знания, выполнив упражнение в рабочей тетради стр. 29, упр 44.
- вам нужно составить и записать по 2 словосочетания из слов каждой группы. Употребите глаголы в форме прошедшего времени ед.числа, в скобках укажите падеж и склонение существительных.
- скажите на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?
По 1му человеку к доске, с комментированием.
Дальше нам предлагают сравнить окончания сущ.2 скл и 3 скл в П.п. Что вы можете сказать? В чем особенность написаний окончаний у существительных 3го скл? Что же нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе окончаний сущ-х 2 и 3 скл?
- А теперь разделимся на группы. Каждой группе дам определённое задание, которое, они в течении 5 минут должны выполнить, затем по 1 человеку о группы выступить с правильным ответом у доски.
- У каждой группы на столах лежит текст, в котором в словах пропущены окончания.
1ой группе нужно найти и выписать существительные в Р.п.
2ой группе в Д.п.
3ей группе в П.п.
4ой группе в Р.п.
5ой группе в Д.п.
6ой группе в П.п.
Тексты у всех будут разные.
- время истекло, прошу 1ю группу с ответом. (выходит к доске, на слайде подчеркивает слова, и объясняет свой выбор) и т.д.
Итак, скажите мне еще раз, что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных?
- ну и последнее задание, выполнив которое, я узнаю, как точно вы поняли нашу сегодняшнюю тему, научились ли правильно записывать безударные окончания сущ-х.
- перед вами лежат листочки со словами, в которых пропущены окончания существительных, за 2 минуты, вы должны будете как можно больше и правильно вписать этих окончаний.
Время пошло. Время истекло, положили листочки на край стола, в конце урока вы мне их сдадите.
8. Домашнее задание.
- молодцы, вы сегодня все поработали на отлично! Подошло время задать вам домашнее задание.
1. повторить окончания существительных в каждом падеже.
2. учебник стр. 37, повторить алгоритм написания безудар.окончаний сущ.
3. выполнить уп. 64 на стр. 38. Здесь вам нужно воспользоваться повторенными правилами, правильно вписать окончания существительных, определить склонение, падеж и выделить окончания.
9. Итог Урока.
- Чтобы подвести итог нашему уроку, я попрошу вас продолжить предложения.
Я сегодня на уроке узнал___________________
Я научился__________________________
Я повторил______________________________
Мне понравилось больше всего___________________
Я работал с______________настроением
Я испытывал затруднения, когда________________
Спасибо вам за урок!