Игнатьева Ю.Ю.
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №30 им. А.И.Трофимова»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Класс: 4
Тема урока: «Правописание окончаний имен существительных
1 - го и 3 - го склонений в родительном и дательном падежах»
УМК «Школа России». Т.Г. Рамзаев.
Цель урока: обобщение знаний об окончаниях имен существительных в родительном и дательном падежах.
Задачи:
-формировать навык правописания окончаний в родительном и дательном падежах;
-развивать умения сравнивать
-развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, устную и письменную речь.
-обогащение словарного запаса.
-воспитывать познавательный интерес и эстетическое отношение к природе, бережное отношение к птицам.
Методы и приемы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: алгоритм проверки безударных окончаний имен существительных 1-гго и 3-го склонения в Р.п. и Д.п.; медиапроектор, экран, презентация к уроку; карточки с заданием.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем гостей, улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит хорошее настроение. У нас все получится.
Чистописание.
Посмотрите на экран. Какая буква пропущена? (безударная гласная е) (Слайд 2)
- На уроке русского языка мы учимся не только правильно писать, но и красиво. Начнем урок с минутки чистописания. Сегодня мы вспомним как прописывается строчная буква е.
- Начинаем ниже середины рабочей строки. Снизу вверх ведем плавную линию, отклоняясь вправо. На середине строки закругляем влево. Вниз опускаем наклонную прямую, не дойдя немного до нижней линейки, прописываем закругление вправо, коснувшись ее. Снизу вверх, отклоняясь вправо (1), влево (2), вниз (3), вправо (4).
ее
ев ел запишите, чередуя.
- Охарактеризуйте звук. ([е] – глас., в начале слова, после гласной и Ъ,Ь дает 2 звука).
- Ребята, как вы понимаете слово «метель»? Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре. (Метель – это сильный ветер со снегом). Подберите синонимы к слову (вьюга, пурга, буран…) (Слайд 3)
-Давайте запишем слово метель в тетради. Пишем ровно, красиво. На какой слог падает ударение? (второй). В каком месте можно сделать ошибку? (в первом слоге написать вместо е букву и). Не забудь подчеркнуть ее. Обратите внимание на нижнее соединение букв е в слове метель.
Сделаем фонетический анализ слова. (устно)
Метель – 2 слога, [м и т э л]
[м] – согл., непарн., зв.,мягк.,
[и] – глас., безудар.,
[т] – согл., парн., глух., мягк.,
[э] – глас., удар.,
[л] – согл., непарн., зв., мягк.,
6 б., 5 зв.
- Разберите слово по составу (метель )
- Сделаем устно морфологический разбор этого слова. (Метель - сущ., отвечает на вопрос что?, н.ф. – метель, ж.р., ед.ч., И.п., 3 скл.)
Составьте словосочетания со словом метель (сильная метель, снежная метель, волшебная метель)
Озвучивание темы и цели урока.
- Поставьте слово метель в Р.п., в Д.п. (Слайд 4)
- Возьмем синоним слова «метель» вьюга. Это существительное, какого склонения? (1 скл.). Поставьте слово в Р.п., в Д.п.
| 1 скл | 3 скл. |
Р.п. | вьюги | метели |
Д.п. | вьюге | метели |
- Ребята, обратите внимание на окончания. Какие они? (Безударные)
- Рассмотрите таблицу и сформулируйте тему урока. (Правописание безударных окончаний имен существительных 1 –го и 3 –го склонения в Р.п. и Д.п.) (Слайд 5)
- А какую задачу поставим перед собой? (правильно писать безударные окончания имен существительных 1 и 3 склонения в Р.п. и Д.п.)
IV. Работа по теме урока. (Слайд 6)
- Запишем предложение: От зимней стужи и метели давно уж птицы улетели.
- Есть ли в этом предложении существительные 1 и 3 склонения? (стужа, метель)
- В каком они падеже? (Р.п.) Давайте выделим окончания.
- Запишем еще одно предложение: Стуже и метели вновь пришла пора.
- Определите падеж слов, какие окончания в словах? (Д.п.)
- Какой вывод мы можем сделать? (сущ. 1скл в Р.п. имеют окончание и, в Д.п. окончание е. сущ. 3 скл. В Р.п. и Д.п. имеют окончание и).
- Посмотрим, что об этом говорится в учебнике? (с. 104 чтение правила).
- Сделайте синтаксический разбор последнего предложения. (Полное, распространенное, невосклицательное).
Работа по учебнику.
-Молодцы! А теперь найдите упр.200.
- Как еще можно озаглавить текст? («Помощь птицам», «Кормушки для птиц»);
- А вы помогаете птицам зимой? (вешаем кормушки, подкармливаем птиц зимой);
- Вернемся к упражнению. Вам предстоит работа по вариантам. Нужно определить падеж и склонение выделенных имен существительных. 1 вариант выписывает сущ. в Р.п., 2 вариант – сущ. в Д.п.
Графический диктант. (Слайд 7)
- Давайте проверим, как вы усвоили правило. Проведем графический диктант. Я читаю имена существительные 1-го и 3-го склонения с безударными окончаниями, а вы записываете только их окончания. Всего будет 5 слов: к птице, к моркови, без булки, по дороге, около сирени.
- Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?(нет)
- Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных? (Слайд 8)
Вспомним шаги:
Определи склонение
Определи падеж
Вспомни, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении.
Физкультминутка
Идем на месте
Раз-два, раз-два.
Остановились, потянулись.
Выполним наклоны головой
В одну сторону, в другую.
Не поворачивая головы,
глазками посмотрим вправо-влево.
Поморгаем. А сейчас вверх-вниз. Поморгали.
Зажмурьте глазки.
Откройте и посмотрим вдаль.
Письмо по памяти. (Слайд 9)
Улетел скворец от стужи,
Сытно за морем живет.
Только песен не поет.
- Почему соловей не поет песен? (Скучает по родине)
- Какие орфограммы встретились? (безударная гласная в корне, проверочные слова: полет, скворушка, море, пой; жи - ши пиши через и).
- Почему стоит запятая? (Между однородными сказуемыми)
- Прочитайте стихотворение про себя. Будьте внимательны при написании безударных окончаний имен существительных.
- Проверим. Поменяйтесь тетрадями. Взяли простые карандаши.
- Найдите существительное 1-го скл.(стужа), какое написали окончание? (и)
- Сделаем синтаксический разбор первого предложения. (В этом предложении говорится о скворце. Кто? Скворец – это подлежащее, … Это полное, распростр., невоскл. предложение).
Работа в парах. «Телефон» (Слайд 10)
- А теперь давайте поиграем в «Телефон».
- Запишите выделенные слова. Определите к ним номера телефонов. Работаем в парах по таблице. Проверим.
Часть речи | число | род | склонение | падеж | Роль в предложении |
1.сущ | Ед.ч. | 1.ж.р. | 1. 1скл | 1.И.п. | 1.подл |
2.прил | Мн.ч. | 2.м.р. | 2. 2 скл | 2.Р.п. | 2. доп |
| | 3.ср.р. | 3. 3 скл | 3.Д.п. | 3. обст |
| | | | 4.В.п. | |
| | | | 5.Т.п. | |
| | | | 6.П.п. | |
- Есть ли в стихотворении имя существительное единственном числе? (скворец).
VI. Закрепление. (Слайд 11)
Творческое задание «Зимний лес».
- Почему птицы улетают на юг? (холодно, под сугробами снега трудно найти пищу). Правильно. Посмотрите на картинку. Зима замела землю глубокими сугробами. Бедным птичкам трудно добыть себе корм. Поэтому мы должны им помогать. У вас на столе лежат карточки с текстом. Вам предстоит работа в парах. Нужно вставить подходящие по смыслу слова.
После метели (Р.п.) лес волшебно преобразился. Стоят завороженные чарами зимы деревья. С наступлением зимы (Р.п.) солнце всходит все позднее. По чистой белой скатерти (Д.п.) снега пробежали разные звери. Вот видны следы мыши (Р.п.), зайца, лисы. Хороша ель зимой. Длинные ветви согнулись к земле (Д.п.) густой зеленью. С широкой ветки (Р.п.) ели (Р.п.) падает ком мягкого снега.
Хорош лес в зимнем уборе!
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: метель, зима, скатерть, мышь, земля, ветка ели. (Слайд 12)
-Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? (О зимнем лесе)
- Слова какой части речи пропущены? (имена существительные).
- Определите падеж и склонение вставленных имен существительных. Назовите окончания.
VII. Итог. (Слайд 13и 14)
- Ребята, давайте сделаем вывод.
- У существительных какого склонения в Р.п . и Д. п. одинаковые окончания? (3-го склонения окончание -и)
-Какие окончания имеют существительные 1 склонения в Р.п. и Д.п? (Р.п. –и/ы; Д.п. - и)
Сегодня на уроке | | Узнал… (новое словарное слово, …) |
Научился… (правильно писать безударные окончания) |
Лучше понял тему |
VIII. Домашнее задание
Упр. 202.
Задание повышенной сложности: составить со словами небольшой рассказ.