kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку 9 класс "Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели.

  1. Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания.
  2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку 9 класс "Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения"»

Урок 74. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Цели.

  1. Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания.

  2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.

  3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Задачи личностного развития:

- способствовать формированию правильной устной речи учащихся;

- создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;

- развивать умения анализировать языковой материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о красоте, неповторимости, поэтичности, многогранности русского языка.

2. Актуализация знаний.

Слайд №1

- Прочитайте высказывание К. Паустовского

“Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”. К.Г. Паустовский

- О чём говорится в этом тексте? Тема высказывания(О роли знаков препинания)

- Назначение знаков препинания?

(Отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы её можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов)

- Как вы понимаете выражение: “Держать текст”?

(Значит расчленить его так, чтобы сообщить смысловую и грамматическую четкость, значит добиться соответствия воспринимаемого написанному. В художественном тексте знаки препинания прежде всего осуществляют грамматическое и смысловое членение текста, а также используются для передачи мелодии речи, её тембра и пауз, то есть интонации. В устной речи это интонация конца предложения, восклицательная интонация, интонация разъяснительная, противопоставления и т.д. интонация передает некие смыслы и эмоции; в письменной речи те же смыслы и эмоции фиксируются знаками препинания. Поэтому читающий, ориентируясь на знаки препинания, восстанавливает воспроизводит эти интонации, а значит, и смысл, который интонация в себе несет. Известное выражение “читать знаки препинания” означает понимание передаваемого посредством знаков смысла)

- Почему это высказывание является эпиграфом к нашему уроку?

3. Объяснение нового материала.

Слайд № 2

1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.

2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу.

1) Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы.

2) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

3) Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

4) Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду.

5) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни.

6) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”.

Ключи.

1 (,) – 1

(;) – 2, 4

(:) – 3, 5, 6

- Ребята, какие предложения вызвали затруднения?

- Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.(3)

- Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни. (5)

- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить запятую или точку с запятой. Оно относится к теме сегодняшнего урока.

- Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Слайд 3

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

Цель: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.

(Ученики отвечают)

4. Повторение темы "Постановка двоеточия в простом предложении".

- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?



Постановка двоеточия в простом предложении.

- Я обращаю ваше внимание на следующие предложения, которые написаны на доске. Читаем предложение, объясняем правило.

Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.

Стоит ли оспаривать мнение А. П. Чехова, что “в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”

Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

- Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения.

Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.

Работа с таблицей (вписать свои примеры, пользуясь учебником).

Приложение 2

 - Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске).

Двоеточие в БСП

[    ]:[причина]                  (= потому что, так как)

[    ]:[пояснение]              (= а именно, то есть)

[    ]:[дополнение]            (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)

Слайд 4. Проверяем примеры

5. Формирование умений и навыков. Закрепление.

Приложение 3. Работа по карточкам.

Слайд 5

Анализ предложений

- Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в БСП”.

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)

5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)

6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался. (Пояснение)

Слайд 6. Взаимопроверка (работа в парах).

Комментарий учителя.

  1. Взаимозаменяемые союзные и БСП называются синтаксическими синонимами.

  2. Назовите синтаксические синонимы БСП с двоеточием. (СПП с придаточными изъяснительными и причины).

Слайды 7–10. “Удивительное – рядом”. (Разминка)

Посмотреть слайды и закончить предложения:

Вокруг было прекрасно:

Я оглянулся и увидел:

Перед нами предстала удивительная картина:





Приложение 3.

Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу

Бессоюзные сложные предложения

1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________

2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________

3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

5. Какая схема соответствует предложению

Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):

а) [ ] - [ ]

б) [ ] : [ ]

в) [ ] ; [ ]

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды:

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.

9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.

а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.

б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.

в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.

г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.

Ключ

1. Запятая.

2. Точка с запятой.

3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.

“5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6.

Выставление отметок за урок.

6. Домашнее задание.

  1. Параграф 34.

  2. Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания.

  3. Посмотреть по словарю значение слов амфитеатр, палисадник. Составить с данными словами БСП.

7. Итоги урока. Рефлексия.

Что вы узнали нового? Что вам понравилось? Что не получилось?

Спасибо за урок, ребята!



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Головач Ирина Григорьевна

Дата: 10.03.2024

Номер свидетельства: 646916


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства