: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.»
: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.»
Цели урока: изучить правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, научить устанавливать смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить знаки препинания в БСП, обосновывая условия их выбора, составлять схемы БСП, между частями которых необходимо ставить двоеточие
Планируемые результаты изучения темы:
Формирование УУД
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, владение основами самоконтроля, самооценки, умение создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Предметные:
Знание правила постановки двоеточия в БСП.
Умение находить в тексте БСП и определять их художественную роль.
Владение в практике письма основными правилами пунктуации, нормами построения БСП, употребления в речи
Оборудование: карточки контроля, тесты, проектор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.» »
Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока: изучить правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, научить устанавливать смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить знаки препинания в БСП, обосновывая условия их выбора, составлять схемы БСП, между частями которых необходимо ставить двоеточие
Планируемые результаты изучения темы:
Формирование УУД
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, владение основами самоконтроля, самооценки, умение создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Предметные:
Знание правила постановки двоеточия в БСП.
Умение находить в тексте БСП и определять их художественную роль.
Владение в практике письма основными правилами пунктуации, нормами построения БСП, употребления в речи
Оборудование: карточки контроля, тесты, проектор.
Ход урока:
1.Оргмомент(Самоопределение к деятельности).Приветствие . Проверка готовности к уроку . Выявление отсутствующих.
Записать текст.Определить стиль текста. Объяснить постановку знаков препинания. Составить схемы 2 и 5 предложений.с последующей самопроверкой.
(1)Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. (2)Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.(3) Вот и лес. (4)Тень и тишина. (5)Статные осины высоко лепечут над вами; длинные , висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.Тургенев.)
3.Постановка темы урока.
Конструирование предложений. (Сравнение с эталоном.Правильная схема предложения выводится через проектор на доску.)
Ребята, объедините 1 и 2 предложения в сложноподчиненное предложение, в бессоюзное сложное предложение:
(1)Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи, потому что (2)Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.
С какими трудностями столкнулись?
(-Какой знак препинания поставить в БСП.)
Какие отношения между первой и последующими частями БСП?
Предполагаемый ответ: (Вторая часть раскрывает причину того, о чем говорится в первой части)
Рассмотрим предложение:
В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.(А.П.Чехов.)
Сравните это предложение с предыдущим: чем они похожи и в чем их различие? (Ученики отвечают)
-Первое предложение сложное, а второе простое. В первом перечисляются одновременные действия, во втором однородные подлежащие.
Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.
- Кто попробует сформулировать тему и цель нашего урока?
Дети формулируют тему урока: «Двоеточие в БСП» и цель: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.
Хорошо. Молодцы!
- Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения.
4. Открытие нового знания
Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.
1.Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз. 2.Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. (И.Панаев.)
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти; настанет час кровавый, и я паду (М.Лермонтов.) Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ.( И.Панаев.)
Таймд-раунд-робин
Учитель задает проблему: при каких отношениях между частями БСП ставится двоеточие?
Ученикам даётся 1 минута, чтобы обсудить постановку двоеточия в БСП, затем обучающиеся по очереди делятся своими ответами.
2. Сравните свой вывод с текстом правила на стр. 130-131.
Обучающиеся читают правило и делают вывод;
- Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись выводится через проектор на экран).
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] (= потому что, так как)
[ ]:[пояснение] (= а именно, то есть)
[ ]:[дополнение] (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)
Итак, какой знак вы поставили в сконструированное предложение?
(-Двоеточие)
Молодцы! Все вы умеете!
5.Развитие учебноязыковых и синтаксических умений.
1Упр.195 устно.
1.Выполнение упр. 198. С последующей взаимопроверкой. Закончить начатые предложения так, чтобы получились БСП.
2. Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу(Ответы проецируются на экран)
Бессоюзные сложные предложения
1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________
2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________
3. Укажите верные утверждения.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;
в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.
4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
5. Какая схема соответствует предложению
Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):
а) [ ] - [ ]
б) [ ] : [ ]
в) [ ] ; [ ]
6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.