kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цели урока: изучить правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, научить устанавливать смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить знаки препинания в БСП, обосновывая условия их выбора, составлять схемы БСП, между частями которых необходимо ставить двоеточие

Планируемые результаты изучения темы:

 Формирование УУД

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, владение основами самоконтроля, самооценки, умение создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Предметные:

Знание правила постановки двоеточия в БСП.

Умение находить в тексте БСП и определять их художественную роль.

Владение в практике письма основными правилами пунктуации, нормами построения БСП, употребления в речи

Оборудование: карточки контроля, тесты, проектор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.» »

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока: изучить правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, научить устанавливать смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить знаки препинания в БСП, обосновывая условия их выбора, составлять схемы БСП, между частями которых необходимо ставить двоеточие

Планируемые результаты изучения темы:

Формирование УУД

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, владение основами самоконтроля, самооценки, умение создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Предметные:

Знание правила постановки двоеточия в БСП.

Умение находить в тексте БСП и определять их художественную роль.

Владение в практике письма основными правилами пунктуации, нормами построения БСП, употребления в речи

Оборудование: карточки контроля, тесты, проектор.



Ход урока:

1.Оргмомент(Самоопределение к деятельности).Приветствие . Проверка готовности к уроку . Выявление отсутствующих.

2.Повторение изученного материала. Синтаксическая пятиминутка.

Записать текст.Определить стиль текста. Объяснить постановку знаков препинания. Составить схемы 2 и 5 предложений.с последующей самопроверкой.

(1)Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. (2)Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.(3) Вот и лес. (4)Тень и тишина. (5)Статные осины высоко лепечут над вами; длинные , висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.Тургенев.)

3.Постановка темы урока.

Конструирование предложений. (Сравнение с эталоном.Правильная схема предложения выводится через проектор на доску.)

Ребята, объедините 1 и 2 предложения в сложноподчиненное предложение, в бессоюзное сложное предложение:

(1)Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи, потому что (2)Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.

С какими трудностями столкнулись?

(-Какой знак препинания поставить в БСП.)

Какие отношения между первой и последующими частями БСП?

Предполагаемый ответ: (Вторая часть раскрывает причину того, о чем говорится в первой части)

Рассмотрим предложение:

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.(А.П.Чехов.)

Сравните это предложение с предыдущим: чем они похожи и в чем их различие? (Ученики отвечают)

-Первое предложение сложное, а второе простое. В первом перечисляются одновременные действия, во втором однородные подлежащие.

Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

- Кто попробует сформулировать тему и цель нашего урока?

Дети формулируют тему урока: «Двоеточие в БСП» и цель: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.

Хорошо. Молодцы!

- Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения.

4. Открытие нового знания

Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.

Работа по карточкам:

1.Прочитайте предложения. Произведите синонимическую замену СПП.

1.Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз. 2.Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. (И.Панаев.)

Я говорил тебе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти; настанет час кровавый, и я паду (М.Лермонтов.) Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ.( И.Панаев.)

Таймд-раунд-робин

Учитель задает проблему: при каких отношениях между частями БСП ставится двоеточие?

Ученикам даётся 1 минута, чтобы обсудить постановку двоеточия в БСП, затем обучающиеся по очереди делятся своими ответами.

2. Сравните свой вывод с текстом правила на стр. 130-131.

Обучающиеся читают правило и делают вывод;

 - Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись выводится через проектор на экран).

Двоеточие в БСП

[    ]:[причина]                  (= потому что, так как)

[    ]:[пояснение]              (= а именно, то есть)

[    ]:[дополнение]            (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)

Итак, какой знак вы поставили в сконструированное предложение?

(-Двоеточие)

Молодцы! Все вы умеете!

5.Развитие учебноязыковых и синтаксических умений.

1Упр.195 устно.

1.Выполнение упр. 198. С последующей взаимопроверкой. Закончить начатые предложения так, чтобы получились БСП.

2. Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу(Ответы проецируются на экран)

Бессоюзные сложные предложения

1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________

2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________

3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

5. Какая схема соответствует предложению

Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):

а) [ ] - [ ]

б) [ ] : [ ]

в) [ ] ; [ ]

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды:

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.

9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.

а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.

б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.

в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.

г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.

Ключ

1. Запятая.

2. Точка с запятой.

3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.

“5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6.

Выставление отметок за урок.

6. Домашнее задание.

  1. Параграф 34.

  2. Упражнение197.

3. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: “Роль двоеточия в предложении”.

7. Итоги урока. Рефлексия.

Я узнал …

Мне понравилось…

Не получилось…

Было интересно..

Было сложно…

Спасибо за урок, ребята!




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сороколетова Татьяна Сергеевна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216170


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства