kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. №27

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, грамотно оформлять их на письме; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личности, способные на самостоятельную деятельность.

Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" »

9 класс.

Тема: Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. №27

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, грамотно оформлять их на письме; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личности, способные на самостоятельную деятельность.

Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Планируемые результаты: учащиеся определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; знают правила постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения; конструируют данные синтаксические конструкции; правильно и уместно используют в речи бессоюзные сложные предложения.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

  2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

  3. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2004.

  4. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя/ Г. А. Богданова. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

  5. Русский язык. 9 класс: IIполугодие: планы-конспекты уроков/ Г. Е. Фефилова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Лингвистическая разминка:

- Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре?

А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея.

Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!»

В) В человеке должно быть всё прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.

Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола.

Ответы: Б, В, Г – предложения простые.

  1. Беседа по вопросам:

- Какое предложение называют сложным?

- В чём различия союзных и бессоюзных сложных предложений?

- На какие две группы делятся союзные сложные предложения?

- Дайте определение бессоюзного сложного предложения. Приведите примеры.

- Что помогает установить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения?

III. Работа над темой урока.

  1. Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений: стр. 122 учебника, упр №183

  2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока, составление опорной схемы.



1) : причина .







2) : пояснение .



3) : дополнение .





  1. Наблюдение, работа над интонацией: стр. 123 учебника, упр. №184

  2. Анализ предложений.

- Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с опорной схемой:

1) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина.)

2) Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение.)

3) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина.)

4) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение.)

5) Учись мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (Причина.)

6) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (Пояснение.)



5. Наблюдение над возможностью замены бессоюзного сложного предложения синтаксическим синонимом.

1) Чтение теоретического материала на стр. 123 учебника.

2) Выполнение тренировочных упражнений: упр. 185 (устно), упр. 186 (письменно).

3) Индивидуальная работа с раздаточным материалом.

Задание: Прочитайте предложения. Произведите синонимическую замену бессоюзных сложных предложений сложноподчинёнными предложениями.

Карточка 1. Осенью журавли улетают на юг: у нас им холодно. Герой никогда не умрёт: он вечно в народе живёт. Я говорил тебе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти; настанет час кровавый, и я паду… Должен я признаться: самую большую радость доставляла мне мысль, что я могу посещать и научные лекции настоящих профессоров и буду вправе учиться всем наукам.



Карточка 2. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Очень требовательный к себе, Лермонтов почти не печатал своих первых произведений: он видел в них лишь ученические опыты. А новые друзья? Но ведь известно: с годами трудно дружбу начинать.

  1. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.

  1. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в различных видах, навыков монологической речи: стр. 124-125, упр. 186, 187.

  2. Творческая работа: составьте и запишите бессоюзные сложные предложения, употребляя в первой части в роли сказуемого следующие глаголы. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях, определив значение знаков.

  1. Чувствовать, понимать, думать, говорить.

  2. Посмотреть, увидеть, выглянуть, оглянуться.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание: Параграф № 27 учебника, упр. 188 или творческое задание: проиллюстрировать примерами из художественной литературы смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (постановку запятой, точки с запятой, тире двоеточия).
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Горбачева Анна Александровна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. "
    ["seo_title"] => string(90) "biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-so-znachieniiem-prichiny-poiasnieniia-dopolnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148849"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419864892"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Урок русского языка в 9 классе по теме: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения»."
    ["seo_title"] => string(134) "urok-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-so-znachieniiem-prichiny-poiasnieniia-dopolnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "129325"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415687518"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) ": «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.» "
    ["seo_title"] => string(142) "biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-so-znachieniiem-prichiny-poiasnieniia-dopolnieniia-dvoietochiie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "216170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432890266"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Двоеточие в БСП "
    ["seo_title"] => string(18) "dvoietochiie-v-bsp"
    ["file_id"] => string(6) "243326"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445697930"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 9класс"
    ["seo_title"] => string(58) "dvoietochiie_v_biessoiuznom_slozhnom_priedlozhienii_9klass"
    ["file_id"] => string(6) "410153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492540462"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства