Безударные падежные окончания имен существительных всех склонений.
Безударные падежные окончания имен существительных всех склонений.
Данная разработка является конспектом урока по теме " Правописание безударных падежных окончаний имен существительных". На этом уроке дети получают возможность закрепить правила проверки написания безударных падежных окончаний существительных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция и оценка действий одноклассников.
Ход урока.
1.Орг.момент.
– Итак, какова цель всех наших уроков русского языка?
2. Эмоциональный настрой.
- Ребята, что вы ждёте от урока? (Узнать что-то новое, интересное)
- А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.
3. Словарная работа.
У.- Сегодня у нас будет немного необычная работа со словарными словами. Я буду вам читать предложение, а вы замените каждое предложение, одним словом и напишите. Обозначьте склонение.
1. Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточенным концом. (Лопата.)
2. Надпись на письме, посылке и т. п. с указанием получателя и его местожительства. (Адрес.)
3. Городской электрический вагон (Трамвай.)
4. Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. (Пассажир.)
5. Крупный населенный пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)
6. Учреждение, в котором выдаются книги для временного пользования. (Библиотека.)
7. Плод яблони. (Яблоко.)
(Проверка по цепочке.)
4.Работа по теме.
1)Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.
По узкой дорожк_ по широкой площад_ ехал я на лощад_. А потом у маленькой речк_ ехал я на овечк_.
-Списать, вставить пропущенные буквы. (Один ученик у доски)
*проверка
- В какой части слова будем решать орфографические задачи?
- Кто расскажет алгоритм действия правописания падежных окончаний имён существительных?
2) Физкультминутка. Я называю имена существительные, вы , когда услышите существительное 1скл. – поднимаете руки вверх, 2 скл. – в стороны, а 3 скл. – приседаете. Начали: страна, полотенце, дядя, печь, конь, радость, урок, работа.
3)Работа по группам.
- Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать будем в группах. Какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)
- Откройте конверт, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6минут.
1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж, склонение . Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.
к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (автобус), о (бабушка), в (деревня), для (поездка),по (дорога)
2 группа. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.
Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя.
3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.
На ветк.., сердце дочер…, по тропинк.., на окошк.., по огород.., у черёмух.., на западе пустын...
– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответам и т. д.)
5)У. - В конце урока Напишем мини-сочинение на тему «Зима».
- Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам:
Вариант 1.
Пишу сам(а). На доске картина «Зима».
Вариант 2.
Прошу маленькую помощь. В синем конверте слова - помощники: день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.
Вариант 3.
Прошу большую помощь.
В красном конверте карточки:
Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.
6) Рефлексия.
- Перед вами пьедестал. Поставьте, пожалуйста, себя на одно из этих мест по тому признаку, как вы сегодня на уроке работали, как вы себя чувствовали.
- Оказывается, это не просто места, первое, второе, третье, а склонения. Напишите в тетради слово того склонения, которое вы выбрали. Дайте соседу по парте проверить, правильно ли вы подобрали слово.
7) Итог.
- Подведем итог нашего урока.
- Как различать родительный, дательный, предложный падеж?
- Можно ли только по вопросу где?
- Назовите вопросы и предлоги род. падежа.
-Назовите вопросы и предлоги дат. падежа.
-Назовите вопросы и предлоги пр. падежа.
- Для чего нужно различать эти падежи?
8) Домашнее задание. Упражнение 239
По узкой дорожк_ по широкой площад_ ехал я на лощад_. А потом у маленькой речк_ ехал я на овечк_.
1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж, склонение . Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.
к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (автобус), о (бабушка), в (деревня), для (поездка),по (дорога)
2 группа. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.
Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя.
3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.
На ветк.., сердце дочер…, по тропинк.., на окошк.., по огород.., у черёмух.., на западе пустын...
день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.
день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.
день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.
день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.
день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.
день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.
день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.
день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.
Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.
Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.
Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.
Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.
Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.