kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений;  усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в БСП

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия.»

9класс.



Бессоюзные сложные предложения

со значением времени, условия, следствия.

Цель урока: 

1.Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений; усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в БСП

2.Развивающие: формировать у учащихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; обобщать, систематизировать; развивать творческие способности, навыки сотрудничества.

3.Воспитательные: воспитание уважения к предмету, воспитание взаимоуважения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока.

IОрганизационный момент. Постановка целей урока.

-Какую группу сложных предложений мы изучаем?

-Какие предложения называются БСП?

-В каких случаях в БСП ставится запятая и точка с запятой?

Сегодня на уроке продолжаем изучать группу БСП, знаки препинания в них.

II.Повторение

4 ученика работают самостоятельно по карточкам.

1 карточка

Спишите, расставьте знаки препинания. Выделите сначала простые предложения, затем сложные.

а) В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями.

б) Море вдали покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.

2 карточка

Спишите, выполните синтаксический разбор предложения.

Если самолюбие Мартынова было уязвлено, он доходил до величайшего озлобления.





3 карточка

1 уровень.

Восстановите правило.

Бессоюзные сложные предложения -это ______ предложение, в котором простые предложения связаны ______ и ______.

2 уровень.

Укажите БСП.

  1. Погода была ветреная, так что сугробы намело выше колен.

  2. Внезапно красным стал окрестный лес, и облако впитало красный цвет.

  3. Буря прекратилась - отряд двинулся дальше.

4 карточка

1 уровень.

Восстановите правило.

В бессоюзном сложном предложении со значением перечисления ставится _____, если между простыми предложениями можно поставить ____.

В бессоюзном сложном предложении со значением перечисления ставится точка с запятой, если ____________________________________________________________________________.

2 уровень.

Замените сложные бессоюзные предложения сложносочиненными с союзом и. Спишите, расставляя знаки препинания.

  1. Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели.

  2. Кругом было тихо и безлюдно не было слышно даже всплесков прибоя.

  3. Был вечер на небе блестели яркие звезды.

Cинтаксический разбор предложения выполняет ученик у доски.(Отработать орфограммы и знаки препинания)

  1. Осы, пчёлы и шмели дружно и жадно гудели в густых ветках, осыпа(н,нн)ых з…л…тыми цветами; сквозь (полу)закрытые ставни и опуще(н,нн)ые шторы проникал в комнату этот (не)умолкающий звук.





Почему в БСП ставится точка с запятой?

Выполнение грамматических заданий.

Этот-местоимение

1) Звук (какой?) этот

Н.ф.- этот

2) Постоянные признаки: указ.

Непостоянные признаки: в ед. ч, в м.р., в Им.п.

3) Звук (какой?) этот.

Неумолкающий не-у-мол-ка-ю-щий

Н - [н`] - согл, зв, мягк.

е -[и] - гл, безуд.

у -[у] - гл, безуд,

м -[м] - согл, зв, тв.

о - [а] - гл, безуд.

л - [л] - согл,зв,тв.

к -[к] - согл,глух,тв.

а -[а] - гл, уд.

ю -[й`] - согл, зв, мягк.

- [у] - гл,безуд.

щ -[щ'] - согл,глух ,мягк.

и -[и] - гл,безуд.

й - [й'] - согл,зв,мягк.

12 б, 13 зв.

III. Изучение новой темы.

(Слово учителя)

В БСП ставится тире, когда 1 часть имеет значение времени.

[Настанет утро] – [двинемся в путь].

Такие предложения синонимичны СПП с придаточным времени /прочитать/.

***

В БСП ставится тире, когда 1 часть имеет значение условия.

[Любишь кататься] –[ люби и саночки возить].

Такие предложения синонимичны СПП с придаточным условия./прочитать/.

***

В БСП ставится тире, когда 2 часть имеет значение следствия, результата.

[Хвалы приманчивы]– [как их не пожелать].

Такие предложения синонимичны СПП с придаточным следствия.

Примечание:

Тире ставится, если в БСП выражена быстрая смена действий.

[Сыр выпал] – [с ним была плутовка такова].

Вывод:

В БСП со значениями времени, условия, следствия, а также при быстрой смене событий ставится тире.

/Учащиеся повторяют вывод/.

IV. Закрепление.

Упражнение 371

1 ряд выписывает БСП со значением времени.

2ряд выписывает БСП со значением условия.

3 ряд выписывает БСП со значением следствия.

Работа со Словарем русского языка С. И. Ожегова, определение лексического значения слов.

Стоголосье 

Изумруд –

Жемчуг –



Цифровой диктант. Таблицу заполняет каждый ученик.

Условие


Время


Следствие


Быстрая смена событий


Противопоставление


Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений

  1. Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.

  2. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди.

  3. Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.

  4. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

  5. Солнце дымное встает – будет день горячий.

  6. Совесть потеряешь – другой не купишь.

  7. Будешь книги читать – будешь все знать.

  8. Лето припасает – зима поедает.

  9. Хочешь добиться уважения – начинай с себя.

  10. Мир строит – война разрушает.

Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.

Ключ написать на обратной стороне доски.



Задание.

Образуйте из каждой данной пары простых предложений сложные предложения двух типов: 1) сложноподчиненное; 2) бессоюзное.

Прочитайте вслух образованные вами предложения, соблюдая правильную интонацию.

  1. Поднялся занавес. В зрительном зале стало тихо.

(Когда поднялся занавес), [в зрительном зале стало тихо].

[Поднялся занавес] – [ в зрительном зале стало тихо].

  1. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

[Река разлилась], (так что возникла угроза наводнения).

[Река разлилась] – [ возникла угроза наводнения].

Задание.

Составьте синквейн на изученную тему «Бессоюзные сложные предложения со значением

времени, условия, следствия, их значение, строение, знаки препинания в них ».

V. Рефлексия.

Какую тему мы изучили сегодня?

Что явилось для вас трудным?

Что интересным?

VI. Комментирование оценок.

Домашнее задание §32, стр. 202 , упр. 380






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия.

Автор: Абитжанова Жанар Калмухамбетовна

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529162

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ, УСЛОВИЯ, СЛЕДСТВИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ. "
    ["seo_title"] => string(139) "biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-so-znachieniiem-vriemieni-usloviia-sliedstviia-ikh-znachieniie-stroieniie-znaki-priepinaniia-v-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "187549"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426526047"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Бессоюзное сложное предложение "
    ["seo_title"] => string(39) "biessoiuznoie-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "139931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417842160"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Интонация БСП» (9 класс)            Технология встречных усилий"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosintonatsiiabsp9klasstiekhnologhiiavstriechnykhusilii"
    ["file_id"] => string(6) "304983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457857954"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях "
    ["seo_title"] => string(62) "znaki-priepinaniia-v-biessoiuznykh-slozhnykh-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "121829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414078451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства