kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений;  усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в БСП

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия.»

9класс.



Бессоюзные сложные предложения

со значением времени, условия, следствия.

Цель урока: 

1.Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений; усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в БСП

2.Развивающие: формировать у учащихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; обобщать, систематизировать; развивать творческие способности, навыки сотрудничества.

3.Воспитательные: воспитание уважения к предмету, воспитание взаимоуважения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока.

IОрганизационный момент. Постановка целей урока.

-Какую группу сложных предложений мы изучаем?

-Какие предложения называются БСП?

-В каких случаях в БСП ставится запятая и точка с запятой?

Сегодня на уроке продолжаем изучать группу БСП, знаки препинания в них.

II.Повторение

4 ученика работают самостоятельно по карточкам.

1 карточка

Спишите, расставьте знаки препинания. Выделите сначала простые предложения, затем сложные.

а) В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями.

б) Море вдали покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.

2 карточка

Спишите, выполните синтаксический разбор предложения.

Если самолюбие Мартынова было уязвлено, он доходил до величайшего озлобления.





3 карточка

1 уровень.

Восстановите правило.

Бессоюзные сложные предложения -это ______ предложение, в котором простые предложения связаны ______ и ______.

2 уровень.

Укажите БСП.

  1. Погода была ветреная, так что сугробы намело выше колен.

  2. Внезапно красным стал окрестный лес, и облако впитало красный цвет.

  3. Буря прекратилась - отряд двинулся дальше.

4 карточка

1 уровень.

Восстановите правило.

В бессоюзном сложном предложении со значением перечисления ставится _____, если между простыми предложениями можно поставить ____.

В бессоюзном сложном предложении со значением перечисления ставится точка с запятой, если ____________________________________________________________________________.

2 уровень.

Замените сложные бессоюзные предложения сложносочиненными с союзом и. Спишите, расставляя знаки препинания.

  1. Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели.

  2. Кругом было тихо и безлюдно не было слышно даже всплесков прибоя.

  3. Был вечер на небе блестели яркие звезды.

Cинтаксический разбор предложения выполняет ученик у доски.(Отработать орфограммы и знаки препинания)

  1. Осы, пчёлы и шмели дружно и жадно гудели в густых ветках, осыпа(н,нн)ых з…л…тыми цветами; сквозь (полу)закрытые ставни и опуще(н,нн)ые шторы проникал в комнату этот (не)умолкающий звук.





Почему в БСП ставится точка с запятой?

Выполнение грамматических заданий.

Этот-местоимение

1) Звук (какой?) этот

Н.ф.- этот

2) Постоянные признаки: указ.

Непостоянные признаки: в ед. ч, в м.р., в Им.п.

3) Звук (какой?) этот.

Неумолкающий не-у-мол-ка-ю-щий

Н - [н`] - согл, зв, мягк.

е -[и] - гл, безуд.

у -[у] - гл, безуд,

м -[м] - согл, зв, тв.

о - [а] - гл, безуд.

л - [л] - согл,зв,тв.

к -[к] - согл,глух,тв.

а -[а] - гл, уд.

ю -[й`] - согл, зв, мягк.

- [у] - гл,безуд.

щ -[щ'] - согл,глух ,мягк.

и -[и] - гл,безуд.

й - [й'] - согл,зв,мягк.

12 б, 13 зв.

III. Изучение новой темы.

(Слово учителя)

В БСП ставится тире, когда 1 часть имеет значение времени.

[Настанет утро] – [двинемся в путь].

Такие предложения синонимичны СПП с придаточным времени /прочитать/.

***

В БСП ставится тире, когда 1 часть имеет значение условия.

[Любишь кататься] –[ люби и саночки возить].

Такие предложения синонимичны СПП с придаточным условия./прочитать/.

***

В БСП ставится тире, когда 2 часть имеет значение следствия, результата.

[Хвалы приманчивы]– [как их не пожелать].

Такие предложения синонимичны СПП с придаточным следствия.

Примечание:

Тире ставится, если в БСП выражена быстрая смена действий.

[Сыр выпал] – [с ним была плутовка такова].

Вывод:

В БСП со значениями времени, условия, следствия, а также при быстрой смене событий ставится тире.

/Учащиеся повторяют вывод/.

IV. Закрепление.

Упражнение 371

1 ряд выписывает БСП со значением времени.

2ряд выписывает БСП со значением условия.

3 ряд выписывает БСП со значением следствия.

Работа со Словарем русского языка С. И. Ожегова, определение лексического значения слов.

Стоголосье 

Изумруд –

Жемчуг –



Цифровой диктант. Таблицу заполняет каждый ученик.

Условие


Время


Следствие


Быстрая смена событий


Противопоставление


Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений

  1. Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.

  2. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди.

  3. Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.

  4. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

  5. Солнце дымное встает – будет день горячий.

  6. Совесть потеряешь – другой не купишь.

  7. Будешь книги читать – будешь все знать.

  8. Лето припасает – зима поедает.

  9. Хочешь добиться уважения – начинай с себя.

  10. Мир строит – война разрушает.

Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.

Ключ написать на обратной стороне доски.



Задание.

Образуйте из каждой данной пары простых предложений сложные предложения двух типов: 1) сложноподчиненное; 2) бессоюзное.

Прочитайте вслух образованные вами предложения, соблюдая правильную интонацию.

  1. Поднялся занавес. В зрительном зале стало тихо.

(Когда поднялся занавес), [в зрительном зале стало тихо].

[Поднялся занавес] – [ в зрительном зале стало тихо].

  1. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

[Река разлилась], (так что возникла угроза наводнения).

[Река разлилась] – [ возникла угроза наводнения].

Задание.

Составьте синквейн на изученную тему «Бессоюзные сложные предложения со значением

времени, условия, следствия, их значение, строение, знаки препинания в них ».

V. Рефлексия.

Какую тему мы изучили сегодня?

Что явилось для вас трудным?

Что интересным?

VI. Комментирование оценок.

Домашнее задание §32, стр. 202 , упр. 380






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия.

Автор: Абитжанова Жанар Калмухамбетовна

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529162

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ, УСЛОВИЯ, СЛЕДСТВИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ. "
    ["seo_title"] => string(139) "biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-so-znachieniiem-vriemieni-usloviia-sliedstviia-ikh-znachieniie-stroieniie-znaki-priepinaniia-v-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "187549"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426526047"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Бессоюзное сложное предложение "
    ["seo_title"] => string(39) "biessoiuznoie-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "139931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417842160"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Интонация БСП» (9 класс)            Технология встречных усилий"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosintonatsiiabsp9klasstiekhnologhiiavstriechnykhusilii"
    ["file_id"] => string(6) "304983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457857954"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях "
    ["seo_title"] => string(62) "znaki-priepinaniia-v-biessoiuznykh-slozhnykh-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "121829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414078451"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства