БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ, УСЛОВИЯ, СЛЕДСТВИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ.
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ, УСЛОВИЯ, СЛЕДСТВИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ.
Урок на тему: «Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия, их значения, строение. Знаки препинания в них» продолжает серию уроков по изучению БСП.
Урок построен традиционно. Он включает индивидуальную работу по карточкам в начале урока. Также выполняются задания на повторение (выполнение грамматических заданий) где отрабатываются орфограммы, изученные учащимися ранее.
На уроке имеет место работа с одарёнными детьми – объяснение новой темы ученицей класса.
Обязательный элемент на закрепление изученного материала – работа с учебником. Выполнение цифрового диктанта позволит выявить тех учащихся, которые не совсем хорошо усвоили тему урока, и правильно продумать коррекционную работу на следующем уроке. Такая планомерная системная работа позволит усвоить всем учащимся особенности постановки тире в БСП.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ, УСЛОВИЯ, СЛЕДСТВИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ. »
А.И.Донскова,
учитель русского языка и литературы,
средняя общеобразовательная школа
№ 16, г. Уральск
Бессоюзные сложные предложения
со значением времени, условия, следствия, их значение,
строение, знаки препинания в них.
9 класс.
Цель урока: изучить, систематизировать и углубить ЗУН учащихся по синтаксису сложного бессоюзного предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки по изученной теме.
Задачи:
Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в БСП; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений;
Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умение сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развивать творческие способности, навыки сотрудничества.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету, воспитание взаимоуважения.
4. Коррекционные: скорректировать ЗУН учащихся по изученной теме.
По типу: урок изучения нового материала
По форме: традиционный урок.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка целей урока.
-Какую группу сложных предложений мы изучаем?
-Какие предложения называются БСП?
-В каких случаях в БСП ставится запятая и точка с запятой?
Сегодня на уроке продолжаем изучать группу БСП, знаки препинания в них.
II.Повторение
4 ученика работают самостоятельно по карточкам.
1 карточка
Спишите, расставьте знаки препинания. Определите типы придаточных предложений, способ подчинения придаточных.
Герой- это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.
Если самолюбие Мартынова было уязвлено, он доходил до величайшего озлобления.
3 карточка
1 уровень.
Восстановите правило.
Бессоюзные сложные предложения -это ______ предложение, в котором простые предложения связаны ______ и ______.
2 уровень.
Укажите БСП.
Погода была ветреная, так что сугробы намело выше колен.
Внезапно красным стал окрестный лес, и облако впитало красный цвет.
Буря прекратилась - отряд двинулся дальше.
4 карточка
1 уровень.
Восстановите правило.
В бессоюзном сложном предложении со значением перечисления ставится _____, если между простыми предложениями можно поставить ____.
В бессоюзном сложном предложении со значением перечисления ставится точка с запятой, если ____________________________________________________________________________.
2 уровень.
Укажите БСП, в котором ставится точка с запятой. Знаки препинания не расставлены.
В небе щедро светило солнце порхали и пересвистывались какие-то птицы.
Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес.
Все кругом цвело жужжало и пело.
Cинтаксический разбор предложения выполняет ученик у доски.(Отработать орфограммы и знаки препинания)
Осы, пчёлы и шмели дружно и жадно гудели в густых ветках, осыпа(н,нн)ых з…л…тыми цветами; сквозь (полу)закрытые ставни и опуще(н,нн)ые шторы проникал в комнату этот (не)умолкающий звук.
Почему в БСП ставится точка с запятой?
Выполнение грамматических заданий.
Этот-местоимение
1) Звук (какой?) этот
Н.ф.- этот
2) Пост: указ.
Непост: в ед. ч, в м.р., в Им.п.
3) Звук (какой?) этот.
Неумолкающий не-у-мол-ка-ю-щий
Н - [н`] - согл, зв, мягк.
е -[и] - гл, безуд.
у -[у] - гл, безуд,
м -[м] - согл, зв, тв.
о - [а] - гл, безуд.
л - [л] - согл,зв,тв.
к -[к] - согл,глух,тв.
а -[а] - гл, уд.
ю -[й`] - согл, зв, мягк.
- [у] - гл,безуд.
щ -[щ'] - согл,глух ,мягк.
и -[и] - гл,безуд.
й - [й'] - согл,зв,мягк.
12 б, 13 зв.
III. Изучение новой темы.
(Объяснение новой темы ученицей)
В БСП ставится тире, когда 1 часть имеет значение времени.
[Настанет утро] – [двинемся в путь].
Такие предложения синонимичны СПП с придаточным времени /прочитать/.
***
В БСП ставится тире, когда 1 часть имеет значение условия.
[Любишь кататься] –[ люби и саночки возить].
Такие предложения синонимичны СПП с придаточным условия./прочитать/.
***
В БСП ставится тире, когда 2 часть имеет значение следствия, результата.
[Хвалы приманчивы]– [как их не пожелать].
Такие предложения синонимичны СПП с придаточным следствия.
Примечание:
Тире ставится, если в БСП выражена быстрая смена действий.
[Сыр выпал] – [с ним была плутовка такова].
Вывод:
В БСП со значениями времени, условия, следствия, а также при быстрой смене событий ставится тире.
/Учащиеся повторяют вывод/.
IV. Закрепление.
Упражнение 424 (Учебник русского языка под редакцией Э.Д. Сулейменовой, З.К.Сабитовой)
1 ряд выписывает БСП со значением условия.
2ряд выписывает БСП со значением времени.
3 рядвыписывает БСП со значением следствия.
Работа со Словарем русского языка С. И. Ожегова, определение лексического значения слов.
Стоголосье –
Изумруд –
Жемчуг –
Цифровой диктант. Таблицу заполняет каждый ученик.
Условие
Время
Следствие
Быстрая смена событий
Противопоставление
Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений
Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.
Будешь книги читать – будешь все знать.
Хочешь добиться уважения – начинай с себя.
Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Совесть потеряешь – другой не купишь.
Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди.
Лето припасает – зима поедает.
Солнце дымное встает – будет день горячий.
Мир строит – война разрушает.
Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.
Ключ написать на обратной стороне доски.
Задание.
Образуйте из каждой данной пары простых предложений сложные предложения двух типов: 1) сложноподчиненное; 2) бессоюзное.