kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ, УСЛОВИЯ, СЛЕДСТВИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему:  «Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия, их значения, строение. Знаки препинания в них»  продолжает  серию уроков по изучению БСП.

Урок построен традиционно. Он  включает  индивидуальную работу по карточкам в начале урока.  Также выполняются задания на повторение (выполнение грамматических заданий) где отрабатываются орфограммы, изученные учащимися  ранее.

            На уроке имеет место работа с  одарёнными детьми – объяснение  новой темы ученицей класса.

Обязательный элемент на закрепление изученного материала – работа с учебником. Выполнение цифрового диктанта позволит выявить тех учащихся, которые не совсем хорошо усвоили тему урока, и правильно продумать коррекционную работу на следующем уроке. Такая планомерная системная работа  позволит усвоить всем учащимся особенности постановки тире в БСП.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ, УСЛОВИЯ, СЛЕДСТВИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ. »

А.И.Донскова,

учитель русского языка и литературы,

средняя общеобразовательная школа

16, г. Уральск


Бессоюзные сложные предложения

со значением времени, условия, следствия, их значение,

строение, знаки препинания в них.

9 класс.

Цель урока: изучить, систематизировать и углубить ЗУН учащихся по синтаксису сложного бессоюзного предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки по изученной теме.

Задачи:

  1. Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в БСП; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений;

  2. Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умение сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развивать творческие способности, навыки сотрудничества.

  3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету, воспитание взаимоуважения.

4. Коррекционные: скорректировать ЗУН учащихся по изученной теме.

По типу: урок изучения нового материала

По форме: традиционный урок.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

-Какую группу сложных предложений мы изучаем?

-Какие предложения называются БСП?

-В каких случаях в БСП ставится запятая и точка с запятой?

Сегодня на уроке продолжаем изучать группу БСП, знаки препинания в них.

II.Повторение

4 ученика работают самостоятельно по карточкам.

1 карточка

Спишите, расставьте знаки препинания. Определите типы придаточных предложений, способ подчинения придаточных.

Герой- это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.

2 карточка

Спишите, выполните синтаксический разбор предложения.

Если самолюбие Мартынова было уязвлено, он доходил до величайшего озлобления.

3 карточка

1 уровень.

Восстановите правило.

Бессоюзные сложные предложения -это ______ предложение, в котором простые предложения связаны ______ и ______.

2 уровень.

Укажите БСП.

  1. Погода была ветреная, так что сугробы намело выше колен.

  2. Внезапно красным стал окрестный лес, и облако впитало красный цвет.

  3. Буря прекратилась - отряд двинулся дальше.

4 карточка

1 уровень.

Восстановите правило.

В бессоюзном сложном предложении со значением перечисления ставится _____, если между простыми предложениями можно поставить ____.

В бессоюзном сложном предложении со значением перечисления ставится точка с запятой, если ____________________________________________________________________________.

2 уровень.

Укажите БСП, в котором ставится точка с запятой. Знаки препинания не расставлены.

  1. В небе щедро светило солнце порхали и пересвистывались какие-то птицы.

  2. Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес.

  3. Все кругом цвело жужжало и пело.

Cинтаксический разбор предложения выполняет ученик у доски.(Отработать орфограммы и знаки препинания)

  1. Осы, пчёлы и шмели дружно и жадно гудели в густых ветках, осыпа(н,нн)ых з…л…тыми цветами; сквозь (полу)закрытые ставни и опуще(н,нн)ые шторы проникал в комнату этот (не)умолкающий звук.

Почему в БСП ставится точка с запятой?

Выполнение грамматических заданий.

Этот-местоимение

1) Звук (какой?) этот

Н.ф.- этот

2) Пост: указ.

Непост: в ед. ч, в м.р., в Им.п.

3) Звук (какой?) этот.

Неумолкающий не-у-мол-ка-ю-щий

Н - [н`] - согл, зв, мягк.

е -[и] - гл, безуд.

у -[у] - гл, безуд,

м -[м] - согл, зв, тв.

о - [а] - гл, безуд.

л - [л] - согл,зв,тв.

к -[к] - согл,глух,тв.

а -[а] - гл, уд.

ю -[й`] - согл, зв, мягк.

- [у] - гл,безуд.

щ -[щ'] - согл,глух ,мягк.

и -[и] - гл,безуд.

й - [й'] - согл,зв,мягк.

12 б, 13 зв.

III. Изучение новой темы.

(Объяснение новой темы ученицей)

В БСП ставится тире, когда 1 часть имеет значение времени.

[Настанет утро] – [двинемся в путь].

Такие предложения синонимичны СПП с придаточным времени /прочитать/.

***

В БСП ставится тире, когда 1 часть имеет значение условия.

[Любишь кататься] –[ люби и саночки возить].

Такие предложения синонимичны СПП с придаточным условия./прочитать/.

***

В БСП ставится тире, когда 2 часть имеет значение следствия, результата.

[Хвалы приманчивы]– [как их не пожелать].

Такие предложения синонимичны СПП с придаточным следствия.

Примечание:

Тире ставится, если в БСП выражена быстрая смена действий.

[Сыр выпал] – [с ним была плутовка такова].

Вывод:

В БСП со значениями времени, условия, следствия, а также при быстрой смене событий ставится тире.

/Учащиеся повторяют вывод/.

IV. Закрепление.

Упражнение 424 (Учебник русского языка под редакцией Э.Д. Сулейменовой, З.К.Сабитовой)

1 ряд выписывает БСП со значением условия.

2ряд выписывает БСП со значением времени.

3 ряд выписывает БСП со значением следствия.

Работа со Словарем русского языка С. И. Ожегова, определение лексического значения слов.

Стоголосье

Изумруд –

Жемчуг –


Цифровой диктант. Таблицу заполняет каждый ученик.

Условие


Время


Следствие


Быстрая смена событий


Противопоставление


Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений

  1. Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.

  2. Будешь книги читать – будешь все знать.

  3. Хочешь добиться уважения – начинай с себя.

  4. Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.

  5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

  6. Совесть потеряешь – другой не купишь.

  7. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди.

  8. Лето припасает – зима поедает.

  9. Солнце дымное встает – будет день горячий.

  10. Мир строит – война разрушает.

Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.

Ключ написать на обратной стороне доски.


Задание.

Образуйте из каждой данной пары простых предложений сложные предложения двух типов: 1) сложноподчиненное; 2) бессоюзное.

Прочитайте вслух образованные вами предложения, соблюдая правильную интонацию.

  1. Поднялся занавес. В зрительном зале стало тихо.

(Когда поднялся занавес), [в зрительном зале стало тихо].

[Поднялся занавес] – [ в зрительном зале стало тихо].

  1. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

[Река разлилась], (так что возникла угроза наводнения).

[Река разлилась] – [ возникла угроза наводнения].

Задание.

Составьте синквейн на изученную тему «Бессоюзные сложные предложения со значением

времени, условия, следствия, их значение, строение, знаки препинания в них ».

V. Рефлексия.

Какую тему мы изучили сегодня?

Что явилось для вас трудным?

Что интересным?

VI. Комментирование оценок.

Домашнее задание §18, стр. 191, упр. 431












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Донскова Анжелика Ивановна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187549


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства