Слайд 1
Эпиграф (тезис)
Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы
Тема: Бессоюзное сложное предложение.
Цели урока: Познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью.
Развивающие: развивать умения создавать схемы БСП.
Воспитательные: воспитать интерес и любовь к народному искусству.
План урока:
- Организационный момент.
- Постановка темы и цели урока.
- Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.
- Проверка.
- Актуализация опорных знаний.
- Заключительная проверка знаний.
- Итоги урока.
Ход урока.
- Организационный момент. Определение готовности и к уроку, приветствие, отмета отсутствующих в классном журнале.
- Постановка темы и цели урока: запись числа в тетрадях, карточки.
Слайд 2
Сложные предложения.
Слайд 3
- Дайте устное определение ССП, заполнив пробелы в схеме ответа: ССП – (сложное союзное) предложения. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (сочинительной) связью при помощи (сочинительных союзов), которые находятся (между простыми предложениями).
Слайд 4
ССП
С соединительными союзами С разделительными союзами С противительными союзами
и, да, тоже, ни…ни или, или…или, то…то, ни…ни а, но, однако
Слайд 5
- Дайте устное определение СПП, заполнив пробелы в схеме ответа: ССП – (сложные союзное) предложение. Состоит из (главного и придаточных зависимых) простых предложений, связанных (подчинительной) связью, при помощи (подчинительных союзов и союзных слов), которые находятся (внутри придаточных/зависимых предложений).
Слайд 6
СПП
С придаточными С придаточными С придаточными С придаточными С придаточными С придаточными
цели причины времени определительным условным места
Зачем? Почему? Когда? Какой ? При каком условии? Где?
Для чего? Отчего? С каких пор? Какая? Какие? Куда? Откуда?
С какой целью? До каких пор?
С придаточным С придаточным
образа действия изъяснительным
Как? На падежные вопросы
Каким образам?
Слайд 7
Новая тема : Бессоюзное сложное предложение.
Теперь, мы с вами прочитаем текст и узнаем о народном акыне Шашубае Кошкарбаеве, о котором рассказывает первый танцовщик и балетмейстер Казахсана Даурен Абиров.
Слайд 8
Портрет народного акына Шашубая Кошкарбаева и первого танцовщика, балетмейстера Казахстана Даурена Абирова.
Слайд 9,10
Казахский народный танец «Каражорга».
Словарная работа.
Упражнения 226
Слайд 11
Он был одет просто, на ногах красовались легкие ичиги, на голове плотно сидела тюбетейка.
- Какое это предложение – простое или сложное?
- Если сложное, то какое: союзное или бессоюзное?
- Если бессоюзное, то как в нем соединяются его части – просты предложения?
Слайд 12
Бессоюзное сложное предложение (БСП)
- части соединяется только по смыслу и с помощью интонации, без союзов и союзных слов
Например :У него быстро двигались ноги, руки, одновременно он легко подпрыгивал,
подчиняясь ритму танца.
Слайд 13
Смысловая связь между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражается интонацией.
Она может иметь значение:
А) одновременности и последовательности;
Б) сопоставления (противопоставления);
В) условия и времени ;
Г) причины и следствия;
Д) пояснения.
Слайд 14
Например:
- Взошло солнышко, все вокруг ожило (Последовательность)
- Лес молчит, в полях идет снег. (Одновременность)
- Молвит слово –соловей поет.
(Сопоставление)
- Прошел дождь – на поляне появилось радуга. (Причинно-следственные)
- Сделал дела – гуляй смело. (Условие)
Слайд 15
Запятая в бессоюзном сложном предложении
Бессоюзные сложные предложении со значением одновременности и последовательности действий могут заменяться сложносочиненными предложениями с союзом и. Части этих предложении отделяются друг от друга запятыми.
( можно поставить союз И) Например: Жжет солнце, слепить пыль.
и
[ ], [ ]
Последовательность.
Слайд 16
Точка с запятой
Ели части бессоюзного предложения более распространены, то между ними ставится точка с запятой. Например: Даурен Абиров был первым национальным танцовщиком и балетмейстером; он исполнял ведущие партии в классических балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан».
[ ]; [ , , ]
Последовательность.
Слайд 17
- Дайте устное определение БСП, заполнив пробелы в схеме ответа: БСП – (сложные союзные) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (по смыслу и интонацией) и разделенных (знаками препинания: запятой, точка с запятой, двоеточием и тире).
Домашнее задание.
Выучить правила, Упр-230 на странице 141
Желаю удачи, терпения и творческого вдохновения!