kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бессоюзное сложное предложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд 1

Эпиграф (тезис)

Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы

Тема: Бессоюзное сложное предложение.

Цели урока: Познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью.

Развивающие: развивать умения создавать схемы БСП.

Воспитательные: воспитать интерес и любовь к народному искусству.

План урока:
 

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и цели урока.
  3. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.
  4. Проверка.
  5. Актуализация опорных знаний.
  6. Заключительная проверка знаний.
  7. Итоги урока.

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент. Определение готовности и к уроку, приветствие, отмета отсутствующих в классном журнале.
  2. Постановка темы и цели урока: запись числа в тетрадях, карточки.

Слайд 2

Сложные предложения.

 

  •  
  •  

 

Слайд 3

- Дайте устное определение ССП, заполнив пробелы в схеме ответа: ССП – (сложное союзное) предложения. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (сочинительной) связью при помощи (сочинительных союзов), которые находятся (между простыми предложениями).

 

Слайд 4

                                                            ССП

 

С соединительными союзами С разделительными союзами С противительными союзами

 

 

и, да, тоже, ни…ни            или, или…или, то…то,  ни…ни        а, но, однако

 

Слайд 5

- Дайте устное определение СПП, заполнив пробелы в схеме ответа: ССП – (сложные союзное) предложение. Состоит из (главного и придаточных зависимых) простых предложений, связанных (подчинительной) связью, при помощи (подчинительных союзов и союзных слов), которые находятся (внутри придаточных/зависимых предложений).

 

 

 

Слайд 6

 

СПП

 

С придаточными   С придаточными  С придаточными   С придаточными   С придаточными С придаточными

           цели                   причины                   времени             определительным        условным                     места

 

 

      Зачем?                  Почему?                  Когда?                            Какой ?             При каком условии?       Где?     

   Для чего?                 Отчего?          С каких пор?                     Какая? Какие?                                      Куда? Откуда?

С какой целью?                                До каких пор?

 

 

 

                                                               

                                                               С придаточным                        С придаточным

                                                                образа действия                        изъяснительным

 

 

                                                                  Как?                                       На падежные вопросы

                                                          Каким образам?

 

Слайд 7

Новая тема : Бессоюзное сложное предложение.

Теперь, мы с вами прочитаем текст и узнаем о народном акыне Шашубае Кошкарбаеве, о котором рассказывает первый танцовщик и балетмейстер Казахсана Даурен Абиров.

 

Слайд 8 

Портрет народного акына Шашубая Кошкарбаева и первого танцовщика, балетмейстера Казахстана Даурена Абирова.

 

Слайд 9,10

Казахский народный танец «Каражорга».

Словарная работа.

 

Упражнения 226

 

Слайд 11

Он был одет просто, на ногах красовались легкие ичиги, на голове плотно сидела тюбетейка.

  1. Какое это предложение – простое или сложное?
  2. Если сложное, то какое: союзное или бессоюзное?
  3. Если бессоюзное, то как в нем соединяются его части – просты предложения?

 

Слайд 12

Бессоюзное сложное предложение  (БСП)

  • части  соединяется только по  смыслу  и  с  помощью интонации,  без  союзов и союзных  слов

Например :У него быстро двигались ноги, руки, одновременно он легко подпрыгивал,

подчиняясь ритму танца.

 

Слайд 13

Смысловая связь между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражается интонацией.

Она может иметь значение:

А) одновременности и последовательности;

Б) сопоставления (противопоставления);

В) условия и времени ;

Г) причины и следствия;

Д) пояснения.

 

Слайд 14

Например:

  1. Взошло солнышко, все вокруг ожило (Последовательность)
  2. Лес  молчит, в полях идет снег. (Одновременность)
  3. Молвит слово –соловей поет.

     (Сопоставление)

  1. Прошел дождь – на поляне появилось радуга. (Причинно-следственные)
  2. Сделал дела – гуляй смело. (Условие)

 

Слайд 15

Запятая в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложении со значением одновременности и последовательности действий могут заменяться сложносочиненными предложениями с союзом  и. Части этих предложении отделяются друг от друга запятыми.

( можно поставить союз И) Например: Жжет солнце, слепить пыль. 

                   и

[               ], [                ]

Последовательность.

 

Слайд 16

Точка с запятой

Ели части бессоюзного предложения более  распространены, то между ними ставится точка с запятой. Например: Даурен Абиров был первым национальным танцовщиком и балетмейстером; он исполнял ведущие партии в классических балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан».

[              ]; [       ,   ,    ]

Последовательность.

 

Слайд 17

- Дайте устное определение БСП, заполнив пробелы в схеме ответа: БСП – (сложные союзные) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (по смыслу и интонацией) и разделенных (знаками препинания: запятой, точка с запятой, двоеточием и тире).

 

Домашнее задание.
Выучить правила, Упр-230 на странице 141

 

Желаю удачи, терпения и творческого вдохновения!

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзное сложное предложение »

Эпиграф (тезис)  Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы

Эпиграф (тезис)

Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы

Сложное предложение Союзное Бессоюзное ССП СПП

Сложное предложение

Союзное

Бессоюзное

ССП

СПП

сложное союзное  ССП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи _______________________, которые находятся ______________ ______________________.  нескольких независящих друг от друга сочинительной сочинительных союзов  между простыми предложениями  [ ], или [ ]. ССП

сложное союзное

ССП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи _______________________, которые находятся ______________ ______________________.

нескольких независящих друг от друга

сочинительной

сочинительных союзов

между

простыми предложениями

[ ], или [ ]. ССП

ССП С соединительными союзами С разделительными союзами С противительными союзами и, да, тоже, ни…ни или, или…или, то…то, ни…ни а, но, однако

ССП

С соединительными союзами

С разделительными союзами

С противительными союзами

и, да, тоже, ни…ни

или, или…или, то…то, ни…ни

а, но, однако

сложное союзное   СПП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи ________________________ ______________, которые находятся ____________________________.  главного и придаточных зависимых  подчинительной подчинительных союзов и союзных слов  внутри придаточных предложений  [ ], (чтобы). СПП

сложное союзное

СПП ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи ________________________ ______________, которые находятся ____________________________.

главного и придаточных зависимых

подчинительной

подчинительных союзов и

союзных слов

внутри придаточных предложений

[ ], (чтобы). СПП

СПП С придаточными места С придаточными цели С придаточными условным С придаточными причины С придаточными определительным С придаточными времени Где? Куда? Откуда? Зачем? Для чего? С какой целью? При каком условии? Почему? Отчего? Какой ? Какая? Какие? Когда? С каких пор? До каких пор? С придаточным изъяснительным С придаточным образа действия Как? Каким образам? На падежные вопросы

СПП

С придаточными места

С придаточными цели

С придаточными условным

С придаточными причины

С придаточными определительным

С придаточными времени

Где? Куда? Откуда?

Зачем? Для чего? С какой целью?

При каком условии?

Почему? Отчего?

Какой ? Какая? Какие?

Когда? С каких пор? До каких пор?

С придаточным изъяснительным

С придаточным образа действия

Как? Каким образам?

На падежные вопросы

Двадцать девятое декабря Классная работа  Бессоюзное сложное предложение.

Двадцать девятое декабря

Классная работа

Бессоюзное сложное предложение.

Шашубай Кошкарбаев Даурен  Абиров

Шашубай

Кошкарбаев

Даурен

Абиров

Казахский народный танец «Каражорга»

Казахский народный танец

«Каражорга»

Кара жорга

Кара жорга

Он был одет просто, на ногах красовались легкие ичиги, на голове плотно сидела тюбетейка.

Он был одет просто, на ногах красовались легкие ичиги, на голове плотно сидела тюбетейка.

Бессоюзное сложное  предложение (БСП) части соединяется только по смыслу и с помощью интонации, без союзов и союзных слов  Например : У него быстро двигались ноги, руки, одновременно он легко подпрыгивал, подчиняясь ритму танца

Бессоюзное сложное предложение (БСП)

  • части соединяется только по смыслу и с помощью интонации, без союзов и союзных слов

Например : У него быстро двигались ноги, руки, одновременно он легко подпрыгивал,

подчиняясь ритму танца

Смысловая связь между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражается интонацией. Она может иметь значение: А) одновременности и последовательности; Б) сопоставления (противопоставления); В) условия и времени ; Г) причины и следствия; Д) пояснения.

Смысловая связь между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражается интонацией.

Она может иметь значение:

А) одновременности и последовательности;

Б) сопоставления (противопоставления);

В) условия и времени ;

Г) причины и следствия;

Д) пояснения.

Например:  Взошло солнышко, все вокруг ожило (Последовательность) Лес молчит, в полях идет снег. (Одновременность) Молвит слово –соловей поет.  (Сопоставление) Прошел дождь – на поляне появилось радуга. (Причинно-следственные) Сделал дела – гуляй смело. (Условие)

Например:

  • Взошло солнышко, все вокруг ожило (Последовательность)
  • Лес молчит, в полях идет снег. (Одновременность)
  • Молвит слово –соловей поет.

(Сопоставление)

  • Прошел дождь – на поляне появилось радуга. (Причинно-следственные)
  • Сделал дела – гуляй смело. (Условие)

Запятая в бессоюзном сложном предложении Бессоюзные сложные предложении со значением одновременности и последовательности действий могут заменяться сложносочиненными предложениями с союзом и. Части этих предложении отделяются друг от друга запятыми. ( можно поставить союз И) Например: Жжет солнце, слепить пыль. и [ ], [ ] последовательность

Запятая в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложении со значением одновременности и последовательности действий могут заменяться сложносочиненными предложениями с союзом и. Части этих предложении отделяются друг от друга запятыми.

( можно поставить союз И)

Например: Жжет солнце, слепить пыль.

и

[ ], [ ]

последовательность

Точка с запятой Ели части бессоюзного предложения более распространены, то между ними ставится точка с запятой. Например: Даурен Абиров был первым национальным танцовщиком и балетмейстером; он исполнял ведущие партии в классических балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан». [ ]; [ , , ] последовательность

Точка с запятой

Ели части бессоюзного предложения более распространены, то между ними ставится точка с запятой.

Например: Даурен Абиров был первым национальным танцовщиком и балетмейстером; он исполнял ведущие партии в классических балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан».

[ ]; [ , , ]

последовательность

сложное бессоюзное   БСП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ___________________ и разделенных _______________________________ __________________________.   нескольких независящих друг от друга  по смыслу и интонацией  знаками препинания: запятой, точкой с  запятой, двоеточием или тире  [ ] : [ ], [ ]. БСП

сложное бессоюзное

БСП ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ___________________ и разделенных _______________________________ __________________________.

нескольких независящих друг от друга

по смыслу и интонацией

знаками препинания: запятой, точкой

с запятой, двоеточием или тире

[ ] : [ ], [ ]. БСП

Домашнее задание.  Выучить правила, Упр-230 на странице 141  Желаю удачи, терпения и творческого вдохновения!

Домашнее задание. Выучить правила, Упр-230 на странице 141

Желаю удачи, терпения и творческого вдохновения!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Бессоюзное сложное предложение

Автор: Курмбаева Камила Тынсбековна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 139931

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект занятия на тему : Бессоюзное сложное предложение с отношениями одновременности, последовательности, сопоставления."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_na_temu_bessoiuznoe_slozhnoe_predlozhenie_s_otnosheniiami_odn"
    ["file_id"] => string(6) "533472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1577214062"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. "
    ["seo_title"] => string(112) "obobshchieniie-znanii-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-punktuatsiia-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "240456"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445013827"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-tirie-miezhdu-chastiami-biessoiuznogho-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450979564"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения" "
    ["seo_title"] => string(67) "itoghovaia-rabota-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "173569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424009083"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства