kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ публицистического текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

- обобщить знания об особенностях публицистического стиля;

- уметь анализировать тексты публицистического стиля и выражать свою позицию по отношению к сформулированной проблеме.

 

Оборудование: раздаточный материл, компьютерная презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ публицистического текста»

Тема: Анализ публицистического текста

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

- обобщить знания об особенностях публицистического стиля;

- уметь анализировать тексты публицистического стиля и выражать свою позицию по отношению к сформулированной проблеме.


Оборудование: раздаточный материл, компьютерная презентация.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. Эссе на заданную тему



  1. Слово учителя.

Сегодня нам предстоит серьезная и интересная работа – работа с текстом. Мы будем анализировать тексты публицистического стиля.Это тема нашего урока. Цель нашей работы – научиться анализировать публицистический текст с точки зрения функционального стиля, жанра и типа речи. Давайте вспомним основные жанры публицистического стиля.


Информационные: заметка, репортаж, интервью, отчет.

Аналитические: беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор.

Художественно-публицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет. Для анализа группам учащихся предоставляются три разных текста.

  1. Работа учащихся по группам.

Примерная схема анализа.

  • Стиль текста

  • Тип речи

  • Жанр текста

  • Тема

  • Основные проблемы

  • Анализ языковых и речевых средств

  • Авторская позиция

  • Актуальность


Тексты для анализа.



Дом строится.

Живу я на улице, которая еще месяц назад была, наверное, самой тихой улицей нашего города. Но так было месяц назад, а сейчас…

Натужно урчит мотор красно-желтого огромного бульдозера, рушит остатки стен маленьких ветхих домиков стальной шар, раскачиваюшийся на стреле крана. Бабахнет по стене - клубы пыли взовьются в воздух. Осядет пыль – смотришь, а стены-то и нет. Уже сдвинул бульдозерист ножом своего танка груду битого кирпича и обломков досок к краю площадки. Два взмаха ковша – и доверху нагруженный самосвал с зубром на радиаторе медленно выползает из ворот и , взревев мотором, скрывается за углом.

На другом конце стройплощадки ровные штабеля огромных бетонных блоков. Я уже знаю, что это блоки фундамента. Скоро они лягут в котлован, примут на свои плечи тяжесть всех шестнадцати этажей нового дома. Это будет очень скоро.



В Волгограде прошли торжественные возложения


В честь 67 годовщины Сталинградской битвы к военным мемориалам возложили цветы и венки.

Как сообщили V1.ru в пресс-службе городской администрации, праздничные мероприятия в честь 67 годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве по традиции начались с возложения цветов и венков к Вечному огню на площади Павших борцов.

В торжественной церемонии приняли участие официальные лица Волгоградской области и Волгограда, представители ветеранских организаций, казачьих и других общественных объединений, а также делегации из почти 50 регионов страны и нескольких зарубежных стран.

Сегодня же возложение цветов и венков прошло на главной высоте города-героя – Мамаевом кургане. Корзины с живыми цветами были возложены к могилам маршала Советского Союза Василия Чуйкова, председателя Сталинградского городского совета обороны Алексея Чуянова, Героя Советского Союза, почетного гражданина Волгограда Василия Зайцева и к малой братской могиле у Храма всех святых.

***

Газета «Труд» («Пламя все спишет») обращает внимание на разгул лесных пожаров в России. По данным газеты, в прошлом году ущерб от лесных пожаров в России составил почти 60 млрд. рублей, а в этом году этот показатель будет превышен («Труд», с. 1)

По утверждению «Российской газеты» («Выживут ли врач и юрист на селе?»), согласно данным социологических опросов, главными проблемами выпускники российских сельских школ считают: получение профессионального образования (55%), трудоустройство (32%) и алкоголизм (29%) («Российская газета», с. 11)

По утверждению газеты «Новые Известия» («Золото в школах не той пробы»), «золотые» и «серебряные» медалисты российских школ, особенно из «глубинки», очень часто не подтверждают своих оценок на вступительных экзаменах в вузы. В среднем «проваливается» около половины «медалистов», а на популярные специальности - до 80% «медалистов» («Новые Известия», с. 7)

По утверждению газеты «Новые Известия» («Ситуация 01»), почти в половине российских школ отсутствует необходимая противопожарная сигнализация, что может привести к трагическим последствиям. Особое беспокойство газеты вызывает полное отсутствие специальной противопожарной сигнализации в школах-интернатах для слепых и слабослышащих детей: ни в одной из 172 школ-интернатов для слепых и слабослышащих детей нет специальной противопожарной сигнализации («Новые Известия», с. 1 и 3)



Личность

Пытаясь определить личность, теряешься перед огромностью и неопределенностью задачи. Разве личность не то же, что человек? «Определять» ли нам человека вообще?.. Или, скорее, следует определить в человеке индивидуальное, отыскать индивида в нем, – но чем одно отличается от другого? И какая вообще необходимость в категории личности, если есть «индивид»? Та, очевидно, что личность есть нечто большее индивида. Но тогда не похоже ли, что разыскивая личность в индивиде, нам следует разыскать в нем – снова – человека?..

Личность – это «отдельный человек». Человек, однако, «животное общественное». Уже из этого видно, что понимания личности разными людьми могут быть полярными, едва ли не полностью противоположными друг другу, и, как всегда бывает в таких случаях, большинство привычных ее определений будет механически совмещать несовместимое или же с пафосом «утверждать ничего». Моя задача – обозначить как можно яснее оба полюса. Поневоле придется «впадать в крайности», но ведь иная крайность – это только пугающая, смущающая суть. – Итак,

личность – это индивидуум в его отношении к социуму, либо – либо:
– индивид в своей роли в социуме, вне которой, по природе своей, всякая живая особь (как предполагается) способна лишь без удержу потреблять;
– индивид как самостоятельная единица, притом что человеческая особь от природы есть, как известно, и существо социальное («животное общественное»).
Проблема личности – борьба индивидуального и социального за человека.

Между одним и другим пониманием личности граница не абсолютна, и все же надо выяснить для себя, по какую ее сторону находимся мы. И, – главное, – если личность есть опора и цель гуманизма, то – какая именно, в каком ее понимании? Или так: какого именно гуманизма?..

Ответом может быть только выбор, выбор каждого (ибо дело не в верном выводе некой «теоремы», а в предпочтении нами самих «аксиом»). Но я убежден в том, что сознательный выбор поневоле выберет жизнь сознательную, – то есть до конца осознанно человек встанет лишь на путь индивидуальности, а не социальности, уже потому, что сам разум дан не социуму, а индивиду. Можно поступить иначе, пожертвовав разумом в пользу веры – в непостижимый частному рассудку божий промысел, вершащий судьбы народов, или в какие-нибудь «объективные законы истории», – все же мистицизм естественней там, где разум еще не просыпался...

И еще одно предварительное замечание – терминологическое. Очевидно, каждый человек есть личность волей или неволей, и притом в обоих указанных смыслах. Потому «личность» часто употребляется скорее как синоним «личностного начала». Так поступаю и я.


***


“Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...”

Так написал когда-то Михаил Юрьевич Лермонтов на чистом листе бумаги собственной рукой. Он написал это стихотворение прежде всего для себя, но отныне его чувства известны всему образованному миру.

Когда я представляю себе кабинет, в котором мог бы работать Михаил Юрьевич, перед моими глазами встаёт комната с блестящим лакированным столом и огромным окном напротив. Оно всегда распахнуто, и длинные белые шторы вздымаются вверх при каждом дуновении ветра. В комнате всегда светло и легко, там очень любит проводить время ветер и тихо разговаривать с поэтом. Лермонтов часто путешествовал по Кавказу, и это отразилось во многих его произведениях, оттого я представляю его свободолюбивым человеком.

Вот я вижу Михаила Юрьевича, блуждающего по цветущему лугу. Ещё совсем рано, солнце только-только встало, поэтому в округе так тихо. Идёт он походкой уверенной, но в то же время небрежно. Он то поднимает голову вверх, то держит прямо, глядя вдаль, а то смотрит под ноги. Губы незаметно шевелились, произнося известные лишь Лермонтову слова. Я догадалась, что сейчас он погружён в мир размышлений, рифм и необъяснимых тайн. Он остановился рядом со мной, закрыл глаза и глубоко вдохнул свежий воздух:

–Придёт ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать-что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей...

Он сделал шаг вперёд и тут же остановился: увидел меня. Это дало мне шанс получше разглядеть его. В одежде Михаила Юрьевича не было ни единого изъяна, только ботинки изрядно истоптаны, что говорило о его любви к далёким странствиям. Лицо овальное, маленькие губы, густые усы, немного заострённый нос, выразительные глаза и красивой формы брови. Больше всего меня поразили его глаза: маленькие, но притягивающие к себе внимание глубиной и таинственностью взгляда.

Он удивлённо посмотрел на меня, а я из-за неловкости засмеялась. Михаил Юрьевич увидел в моём смешке укор:

–Безумец я! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли?…

–Разве вы не хотели стать поэтом?

–Нет, не похож я на поэта!
Я обманулся, вижу сам,
Пускай, как он, я чужд для света,
Но чужд зато и небесам...

–А Вам не кажется, что умение превращать из глупой рифмы мудрые фразы - не дар Бога?

–Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый.
И, кроме бури да громов,
Он никому не вверит думы...

Михаил Юрьевич замолчал, опустил глаза, отошёл в сторону, но вскоре вновь повернулся ко мне:

–Мои слова печальны: знаю;
Но смысла их вам не понять.
Я их от сердца отрываю,
Чтоб муки с ними оторвать...

Я была слишком поражена, чтобы что-то сказать, а Михаил Юрьевич загадочно блеснул глазами и продолжил свой путь в одиночестве. В тот же миг луг наполнился отарой овец, детьми и пастухами. Овцы толпились вокруг меня, жалобно блея, дети отгоняли их, а затем к детям подошёл хромающих старик, опирающийся на палку, и произнёс:

–Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

Я открыла рот, чтобы возразить, но меня оглушил отвратительный писк будильника, и я проснулась.


  1. Подведение итогов. Обобщение учителя.


  1. Домашнее задание.

Подумайте и объясните, каким может быть содержание публицистического теста ( очерка, информационной заметки, репортажа и статьи), заголовком которого станет одно из следующих выражений: «Зачем Дон Кихоту мерседес?», «Быть или казаться?», «Хочешь быть умным? Будь им», «Быть личностью – удел избранных?», «Рукописи не горят!», « Они стали первыми!», «меж ними все рождало споры...» Сформулируйте сюжет, подходящий к одному из заголовков. Напишите текст.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Анализ публицистического текста

Автор: Морозова Ирина Викторовна

Дата: 18.04.2016

Номер свидетельства: 320045

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Учимся писать сочинение-рассуждение.Анализ публицистического текста."
    ["seo_title"] => string(79) "uchimsia_pisat_sochinieniie_rassuzhdieniie_analiz_publitsistichieskogho_tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "420281"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496496160"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Анализ публицистического текста"
    ["seo_title"] => string(33) "analiz_publitsisticheskogo_teksta"
    ["file_id"] => string(6) "476211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1534960605"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Составление собственного речевого высказывания публицистического характера""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_9_klasse_na_temu_sostavlenie_sobstvennogo_re"
    ["file_id"] => string(6) "519727"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568528715"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "разработка урока по литературе «Звезда по имени Фариза» "
    ["seo_title"] => string(57) "razrabotka-uroka-po-litieraturie-zviezda-po-imieni-fariza"
    ["file_id"] => string(6) "170596"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423573882"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект классного часа о доброте в рамках Всероссийской  добровольческой акции   «Весенняя неделя добра»"
    ["seo_title"] => string(103) "konspiektklassnoghochasaodobrotievramkakhvsierossiiskoidobrovolchieskoiaktsiiviesienniaianiedieliadobra"
    ["file_id"] => string(6) "320095"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461004045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства