Просмотр содержимого документа
«Учимся писать сочинение-рассуждение.Анализ публицистического текста.»
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ (часть С)
Открытый урок по русскому языку
Учимся писать сочинение-рассуждение.
Анализ публицистического текста
Учитель русского языка и литературы
Сталевич О.Г.
Г.МЕГИОН .
Цели:
Способствовать развитию у учащихся адекватного восприятия жизни;
Формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
Формировать навык работы в группах у учащихся.
Ход урока.
Организационный момент. Постановка целей.
- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока, «Учимся писать сочинение – рассуждение. Анализ публицистического текста» Сегодня мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за все 10 лет вашей учебы в школе, и будем готовиться к главному испытанию по русскому языку- экзамену в форме и по материалам ЕГЭ. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений. На выполнение части С-1 отводится 90-100 мин. Написание сочинения- рассуждения вызывает у выпускников наибольшие затруднения.
Сегодня на уроке мы попробуем выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с этой частью экзаменационной работы.
Этап актуализации знаний. Кластер.
- Я предлагаю вам подумать над словами
Интеллигентность–Воспитанность – Образованность
- Какие ассоциации возникают у вас?
- Всегда ли мы можем поставить знак равенства между этими понятиями?
Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (выразительное чтение текста)
(1) Моя жизнь сложилась так, что я навсегда остался самоучкой. (2) Хорошо это или плохо? (3) Не знаю. (4) Во всяком случае, я ни о чем не жалею. (5) Ибо занимаясь самостоятельно своим образованием «на ощупь», потом все более и более целенаправленно и целеустремленно, я в конце концов нашел свою настоящую любовь, которая заполнила меня всего без остатка, стало смыслом и целью моей жизни, - ИСТОРИЮ.
(6) Образование чрезвычайно важно в становлении личности. (7) Однако в моём представлении образован не тот, кто получил аттестат зрелости или диплом института, а тот, кто всю жизнь непрестанно учится. (8) Бывает так: встретишься с учёным и убедишься - хам, а поговоришь с водопроводчиком и видишь в нём аристократа духа.(9) Интеллигентность, на мой взгляд, определяется благородством натура, добротой, отзывчивостью души, стремлением помочь ближнему. (10) Значимость личности сегодня в обновляющемся обществе возросла. (11) Думаю, что человек обязан оставаться самим собой, не растворяться в коллективе, а, напротив, должен стремиться именно выделяться…
(12) Очень большое влияние на меня как литератора оказала (и продолжает оказывать) русская классическая и мировая живопись. (13) Музеи научили многое понимать, а картины обострили мой глаз.
(14) У меня очень органично соприкоснулась любовь к русской генеалогии с любовью к русской иконографии. (15) Некоторые думают, что иконография связана с иконами.(16) На самом деле это область исторической науки, и область очень интересная.(17) Иконография изучает не только портрет, но и судьбу изображённого на ней лица. (18) Вот тут вступает в дело история. (19) Иногда узнаешь имя, отчество, фамилию человека, а дальше – тьма. (20) Судьбы его не знаешь. (21) Чтобы узнать её, требуются годы. (22) Это даже не исследовательская, а следовательская работа.(23) Но работа захватывающе интересная.
( По В. Пикулю)
- О чем этот текст?
-Ознакомьтесь с основными положениями авторской информации, зафиксированной в виде назывного плана. Сверьте пункты плана с контекстом.
Назывной план
Проблематика текста
- А как вы понимаете, что такое проблема текста? (ответы учащихся)
- Давайте послушаем, как толкуется это слово в словаре( подготовленный ответ ученика)
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную.
- Какие проблемы ставит перед читателями автор?
( Самообразование; проблема важности образования в становлении личности и др.)
Идея текста
- Какова основная идея писательского высказывания?
- Что хотел сказать своим читателям автор, создавая этот текст?
- Как определяет автор понятие интеллигентности, образованности?
Помните! Требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме.
Авторская позиция
- Скажите, какова позиция автора в данном тексте? Каким образом он выражает свое отношение?
Ознакомьтесь с краткой лингвистической характеристикой предложений текста. Выполните поисковую работу данной информации и отметьте те факты, которые точнее определяют авторское отношение.
Лингвистическая картина текста.
№ 2 – Риторический вопрос
№ 4 – Вводное слово
№ 5 – Сложное предложение
Деепричастный оборот
Уточнение
Приложение
№ 8 – «Не тот, а этот».
Бессоюзное предложение
№ 9 – Вводное слово
Однородные члены предложения
№ 11 - Вводные слова
№ 12 - Вставная конструкция
№ 13 - «Музеи научили, картины обострили»
№ 16 – присоединительная конструкция
№ 17 – «Не только, но и»
№19 – Однородные члены предложения.
«тьма»
№22 – « не исследовательская, а следовательская»
- Итак, перед нами схематично составленная лингвистическая картина всего текста. Каждый отмеченный факт играет определенную роль. Подведем итог по этой части работы:
Тестовые задания.
Задание № 1
Определите, какое утверждение неверно:
Самообразованием В.Пикуль сразу начал заниматься по определенной системе.
Целью и смыслом жизни автора стала история.
Образованность - постоянное стремление человека к знаниям.
Человек должен в жизни самоутвердиться.
Задание № 2.
Определите, какое утверждение соответствует точке зрения автора?
Интеллигентность определяется воспитанием человека.
Интеллигентность определяется нравственными качествами человека.
Интеллигентность определяется степенью образованности.
Интеллигентность определяется уровнем культуры.
Аргументация собственной позиции
Цель – убедить, в чем-либо, укрепить или изменить свое мнение.
Схема рассуждения
Тезис – Аргументация – Вывод.
Тезис- главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументы – доказательство, приводимые в поддержку тезиса, факты , примеры, утверждения, объяснения.
Аргументы «ЗА» должны быть:
Правдивыми, опираться на авторитетные источники
Доступными, простыми, понятными
Отражающими объективную реальность, соответствующие здравому смыслу.
Аргументы «против»:
Должны убедить в том, что аргументация автора не убедительна
Опровержения должны быть тактичны и подчеркнуто, корректны (см. приложение)
Приложение
Используйте связующие слова:
К тому же;
В то же время;
Тем не менее;
Хотя, даже;
Несмотря на то что;
Вместо того;
Используйте слова, представляющие разные точки зрения:
С одной стороны; с другой стороны;
В этом случае; в другом случае;
Это может означать;
Трудно не согласиться
Чтобы ваша позиция выглядела убедительно, пишите ( когда это возможно ) «Мы».
Мы все об этом слышали.
Наше будущее зависит.
Мы не можем остаться равнодушными.
Проблемы, с которыми сталкивается общество.
это влияет на всех нас.
Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам.
Трудно не согласится с автором в том, что…
Автор прав, утверждая, что…
Справедливо утверждение автора о том, что…
Мне (нам) близка мысль писателя о том, что…
Если вы оспариваете точку зрения автора исходного текста, выберите следующие речевые структуры:
Трудно согласиться с автором в том, что …
Позиция писателя, на наш взгляд, противоречива…
Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что …
Используйте Вопросы для обозначения мысли, например:
Неужели это применимо для нашего общества?
Может ли мне кто – то сказать…
Таким способом вы заставляете читателя рассуждать вместе с вами.
Типичные ошибки
Не превращайте сочинение в изложение
Не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи: «В этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» и т.п.
Не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные.
Аргументы должны приводиться по силе возрастания, потому что последний в памяти фиксируется лучше, чем первый.
Не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте, анализируйте.
Несколько советов в работе над сочинением.
Прочитайте текст
Внимательно прочтение поможет вам понять основную мысль текста и позицию автора.
Запишите аргументы «За» или «против» позиции автора.
Постарайтесь понять Точку зрения автора.
Продумайте вступление, оно может быть нестандартным, постепенно или сразу подводящим к теме ваших рассуждений.
Еще раз перечитайте те мысли, которые прозвучат в вашей работе, и подумайте о концовке.
Вы можете еще раз повторить ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.
Суммировать все сказанное.
Согласиться или поспорить с точкой зрения автора.
Использовать открытый финал – закончить сочинение риторическим вопросом.
Сочинение необходимо закончить вовремя . Оставьте время на окончание.
Никогда не пренебрегайте финалом. Даже хорошая работа может выглядеть оборванной на полуслове.
Концовка сочинения так же важна, как и начало.
Пишите сочинение, не забывая об образности и красоте собственной речи.
Следите за точностью и правильностью речи, избегайте речевых повторов.
Соединяйте мысли вашей работы в единое целое. Не «прыгайте» с одной мысли на другую.
Начинайте каждую новую мысль с новой строки.
Работа в группах
- Сейчас вы приступаете к самому ответственному этапу работы- формированию собственных тезисов. Совместными усилиями вы через 7 минут представите плоды ваших трудов. На предыдущих уроках мы работали таким образом, поэтому, приняв к сведению ваши особенности , я разделила вас на 3 группы.
Первая группа должна сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором.
Вторая группа будет формулировать тезисы , в которых выразит позицию автора.
Третья группа выразить собственное восприятие текста и одной из его проблем, помня о том, что необходимо два аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом.
У вас на столах лежат материалы, которые понадобятся вам при написании работ.
- Итак, можете приступать к работе. Удачи!
Этап контроля знаний и полученных фрагментов сочинения.
Учимся зачитывать свои работы как единое целое.
Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился
вам урок, чем понравился (ответы)
Итог урока и домашнее задание.
- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.