kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учимся писать сочинение-рассуждение.Анализ публицистического текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен анализ публицистического текста,показана  лингвистическая картина текста,приведены аргументы автора- аргументы обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать сочинение-рассуждение.Анализ публицистического текста.»












ПОДГОТОВКА К ЕГЭ (часть С)


Открытый урок по русскому языку




Учимся писать сочинение-рассуждение.

Анализ публицистического текста






Учитель русского языка и литературы

Сталевич О.Г.







Г.МЕГИОН .


Цели:

  • Способствовать развитию у учащихся адекватного восприятия жизни;

  • Формировать коммуникативную компетенцию учащихся;

  • Формировать навык работы в группах у учащихся.



Ход урока.


    1. Организационный момент. Постановка целей.

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока, «Учимся писать сочинение – рассуждение. Анализ публицистического текста» Сегодня мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за все 10 лет вашей учебы в школе, и будем готовиться к главному испытанию по русскому языку- экзамену в форме и по материалам ЕГЭ. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений. На выполнение части С-1 отводится 90-100 мин. Написание сочинения- рассуждения вызывает у выпускников наибольшие затруднения.

Сегодня на уроке мы попробуем выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с этой частью экзаменационной работы.


    1. Этап актуализации знаний. Кластер.

- Я предлагаю вам подумать над словами


Интеллигентность–Воспитанность – Образованность


- Какие ассоциации возникают у вас?

- Всегда ли мы можем поставить знак равенства между этими понятиями?

    1. Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (выразительное чтение текста)

(1) Моя жизнь сложилась так, что я навсегда остался самоучкой. (2) Хорошо это или плохо? (3) Не знаю. (4) Во всяком случае, я ни о чем не жалею. (5) Ибо занимаясь самостоятельно своим образованием «на ощупь», потом все более и более целенаправленно и целеустремленно, я в конце концов нашел свою настоящую любовь, которая заполнила меня всего без остатка, стало смыслом и целью моей жизни, - ИСТОРИЮ.

(6) Образование чрезвычайно важно в становлении личности. (7) Однако в моём представлении образован не тот, кто получил аттестат зрелости или диплом института, а тот, кто всю жизнь непрестанно учится. (8) Бывает так: встретишься с учёным и убедишься - хам, а поговоришь с водопроводчиком и видишь в нём аристократа духа.(9) Интеллигентность, на мой взгляд, определяется благородством натура, добротой, отзывчивостью души, стремлением помочь ближнему. (10) Значимость личности сегодня в обновляющемся обществе возросла. (11) Думаю, что человек обязан оставаться самим собой, не растворяться в коллективе, а, напротив, должен стремиться именно выделяться…

(12) Очень большое влияние на меня как литератора оказала (и продолжает оказывать) русская классическая и мировая живопись. (13) Музеи научили многое понимать, а картины обострили мой глаз.

(14) У меня очень органично соприкоснулась любовь к русской генеалогии с любовью к русской иконографии. (15) Некоторые думают, что иконография связана с иконами.(16) На самом деле это область исторической науки, и область очень интересная.(17) Иконография изучает не только портрет, но и судьбу изображённого на ней лица. (18) Вот тут вступает в дело история. (19) Иногда узнаешь имя, отчество, фамилию человека, а дальше – тьма. (20) Судьбы его не знаешь. (21) Чтобы узнать её, требуются годы. (22) Это даже не исследовательская, а следовательская работа.(23) Но работа захватывающе интересная.

( По В. Пикулю)



- О чем этот текст?

-Ознакомьтесь с основными положениями авторской информации, зафиксированной в виде назывного плана. Сверьте пункты плана с контекстом.






Назывной план

Проблематика текста

- А как вы понимаете, что такое проблема текста? (ответы учащихся)

- Давайте послушаем, как толкуется это слово в словаре( подготовленный ответ ученика)

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную.

- Какие проблемы ставит перед читателями автор?

( Самообразование; проблема важности образования в становлении личности и др.)

Идея текста

- Какова основная идея писательского высказывания?

- Что хотел сказать своим читателям автор, создавая этот текст?

- Как определяет автор понятие интеллигентности, образованности?


Помните! Требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме.

Авторская позиция

- Скажите, какова позиция автора в данном тексте? Каким образом он выражает свое отношение?

Ознакомьтесь с краткой лингвистической характеристикой предложений текста. Выполните поисковую работу данной информации и отметьте те факты, которые точнее определяют авторское отношение.

Лингвистическая картина текста.

2 – Риторический вопрос

4 – Вводное слово

5 – Сложное предложение

  • Деепричастный оборот

  • Уточнение

  • Приложение

8 – «Не тот, а этот».

  • Бессоюзное предложение

9 – Вводное слово

  • Однородные члены предложения

11 - Вводные слова

12 - Вставная конструкция

13 - «Музеи научили, картины обострили»

16 – присоединительная конструкция

17 – «Не только, но и»

19 – Однородные члены предложения.

  • «тьма»

22 – « не исследовательская, а следовательская»


- Итак, перед нами схематично составленная лингвистическая картина всего текста. Каждый отмеченный факт играет определенную роль. Подведем итог по этой части работы:

Тестовые задания.

Задание № 1

Определите, какое утверждение неверно:

  1. Самообразованием В.Пикуль сразу начал заниматься по определенной системе.

  2. Целью и смыслом жизни автора стала история.

  3. Образованность - постоянное стремление человека к знаниям.

  4. Человек должен в жизни самоутвердиться.


Задание № 2.

Определите, какое утверждение соответствует точке зрения автора?

  1. Интеллигентность определяется воспитанием человека.

  2. Интеллигентность определяется нравственными качествами человека.

  3. Интеллигентность определяется степенью образованности.

  4. Интеллигентность определяется уровнем культуры.


Аргументация собственной позиции


Цель – убедить, в чем-либо, укрепить или изменить свое мнение.


Схема рассуждения

Тезис – Аргументация – Вывод.


Тезис- главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументы – доказательство, приводимые в поддержку тезиса, факты , примеры, утверждения, объяснения.


Аргументы «ЗА» должны быть:

  • Правдивыми, опираться на авторитетные источники

  • Доступными, простыми, понятными

  • Отражающими объективную реальность, соответствующие здравому смыслу.


Аргументы «против»:

  • Должны убедить в том, что аргументация автора не убедительна

  • Опровержения должны быть тактичны и подчеркнуто, корректны (см. приложение)

Приложение

Используйте связующие слова:

  • К тому же;

  • В то же время;

  • Тем не менее;

  • Хотя, даже;

  • Несмотря на то что;

  • Вместо того;



Используйте слова, представляющие разные точки зрения:

  • С одной стороны; с другой стороны;

  • В этом случае; в другом случае;

  • Это может означать;

  • Трудно не согласиться


Чтобы ваша позиция выглядела убедительно, пишите ( когда это возможно ) «Мы».

  • Мы все об этом слышали.

  • Наше будущее зависит.

  • Мы не можем остаться равнодушными.

  • Проблемы, с которыми сталкивается общество.

  • это влияет на всех нас.


Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам.

  • Трудно не согласится с автором в том, что…

  • Автор прав, утверждая, что…

  • Справедливо утверждение автора о том, что…

  • Мне (нам) близка мысль писателя о том, что…


Если вы оспариваете точку зрения автора исходного текста, выберите следующие речевые структуры:

  • Трудно согласиться с автором в том, что …

  • Позиция писателя, на наш взгляд, противоречива…

  • Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что …

Используйте Вопросы для обозначения мысли, например:

  • Неужели это применимо для нашего общества?

  • Может ли мне кто – то сказать…

  • Таким способом вы заставляете читателя рассуждать вместе с вами.


Типичные ошибки

  • Не превращайте сочинение в изложение

  • Не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи: «В этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» и т.п.

  • Не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные.

  • Аргументы должны приводиться по силе возрастания, потому что последний в памяти фиксируется лучше, чем первый.

  • Не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте, анализируйте.


Несколько советов в работе над сочинением.


  • Прочитайте текст

Внимательно прочтение поможет вам понять основную мысль текста и позицию автора.

  • Запишите аргументы «За» или «против» позиции автора.

Постарайтесь понять Точку зрения автора.

  • Продумайте вступление, оно может быть нестандартным, постепенно или сразу подводящим к теме ваших рассуждений.

  • Еще раз перечитайте те мысли, которые прозвучат в вашей работе, и подумайте о концовке.

Вы можете еще раз повторить ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.

Суммировать все сказанное.

Согласиться или поспорить с точкой зрения автора.

Использовать открытый финал – закончить сочинение риторическим вопросом.

Сочинение необходимо закончить вовремя . Оставьте время на окончание.

Никогда не пренебрегайте финалом. Даже хорошая работа может выглядеть оборванной на полуслове.

Концовка сочинения так же важна, как и начало.

  • Пишите сочинение, не забывая об образности и красоте собственной речи.

  • Следите за точностью и правильностью речи, избегайте речевых повторов.

Соединяйте мысли вашей работы в единое целое. Не «прыгайте» с одной мысли на другую.

Начинайте каждую новую мысль с новой строки.


    1. Работа в группах


- Сейчас вы приступаете к самому ответственному этапу работы- формированию собственных тезисов. Совместными усилиями вы через 7 минут представите плоды ваших трудов. На предыдущих уроках мы работали таким образом, поэтому, приняв к сведению ваши особенности , я разделила вас на 3 группы.

Первая группа должна сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором.

Вторая группа будет формулировать тезисы , в которых выразит позицию автора.

Третья группа выразить собственное восприятие текста и одной из его проблем, помня о том, что необходимо два аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом.

У вас на столах лежат материалы, которые понадобятся вам при написании работ.

- Итак, можете приступать к работе. Удачи!


    1. Этап контроля знаний и полученных фрагментов сочинения.

Учимся зачитывать свои работы как единое целое.

    1. Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился

вам урок, чем понравился (ответы)


    1. Итог урока и домашнее задание.

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Учимся писать сочинение-рассуждение.Анализ публицистического текста.

Автор: Сталевич Ольга Геннадьевна

Дата: 03.06.2017

Номер свидетельства: 420281


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства