В честь 67 годовщины Сталинградской битвы к военным мемориалам возложили цветы и венки. Как сообщили V1.ru в пресс-службе городской администрации, праздничные мероприятия в честь 67 годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве по традиции начались с возложения цветов и венков к Вечному огню на площади Павших борцов. В торжественной церемонии приняли участие официальные лица Волгоградской области и Волгограда, представители ветеранских организаций, казачьих и других общественных объединений, а также делегации из почти 50 регионов страны и нескольких зарубежных стран. Сегодня же возложение цветов и венков прошло на главной высоте города-героя – Мамаевом кургане. Корзины с живыми цветами были возложены к могилам маршала Советского Союза Василия Чуйкова, председателя Сталинградского городского совета обороны Алексея Чуянова, Героя Советского Союза, почетного гражданина Волгограда Василия Зайцева и к малой братской могиле у Храма всех святых. *** Газета «Труд» («Пламя все спишет») обращает внимание на разгул лесных пожаров в России. По данным газеты, в прошлом году ущерб от лесных пожаров в России составил почти 60 млрд. рублей, а в этом году этот показатель будет превышен («Труд», с. 1) По утверждению «Российской газеты» («Выживут ли врач и юрист на селе?»), согласно данным социологических опросов, главными проблемами выпускники российских сельских школ считают: получение профессионального образования (55%), трудоустройство (32%) и алкоголизм (29%) («Российская газета», с. 11) По утверждению газеты «Новые Известия» («Золото в школах не той пробы»), «золотые» и «серебряные» медалисты российских школ, особенно из «глубинки», очень часто не подтверждают своих оценок на вступительных экзаменах в вузы. В среднем «проваливается» около половины «медалистов», а на популярные специальности - до 80% «медалистов» («Новые Известия», с. 7) По утверждению газеты «Новые Известия» («Ситуация 01»), почти в половине российских школ отсутствует необходимая противопожарная сигнализация, что может привести к трагическим последствиям. Особое беспокойство газеты вызывает полное отсутствие специальной противопожарной сигнализации в школах-интернатах для слепых и слабослышащих детей: ни в одной из 172 школ-интернатов для слепых и слабослышащих детей нет специальной противопожарной сигнализации («Новые Известия», с. 1 и 3)
Личность Пытаясь определить личность, теряешься перед огромностью и неопределенностью задачи. Разве личность не то же, что человек? «Определять» ли нам человека вообще?.. Или, скорее, следует определить в человеке индивидуальное, отыскать индивида в нем, – но чем одно отличается от другого? И какая вообще необходимость в категории личности, если есть «индивид»? Та, очевидно, что личность есть нечто большее индивида. Но тогда не похоже ли, что разыскивая личность в индивиде, нам следует разыскать в нем – снова – человека?.. Личность – это «отдельный человек». Человек, однако, «животное общественное». Уже из этого видно, что понимания личности разными людьми могут быть полярными, едва ли не полностью противоположными друг другу, и, как всегда бывает в таких случаях, большинство привычных ее определений будет механически совмещать несовместимое или же с пафосом «утверждать ничего». Моя задача – обозначить как можно яснее оба полюса. Поневоле придется «впадать в крайности», но ведь иная крайность – это только пугающая, смущающая суть. – Итак, личность – это индивидуум в его отношении к социуму, либо – либо: – индивид в своей роли в социуме, вне которой, по природе своей, всякая живая особь (как предполагается) способна лишь без удержу потреблять; – индивид как самостоятельная единица, притом что человеческая особь от природы есть, как известно, и существо социальное («животное общественное»). Проблема личности – борьба индивидуального и социального за человека. Между одним и другим пониманием личности граница не абсолютна, и все же надо выяснить для себя, по какую ее сторону находимся мы. И, – главное, – если личность есть опора и цель гуманизма, то – какая именно, в каком ее понимании? Или так: какого именно гуманизма?.. Ответом может быть только выбор, выбор каждого (ибо дело не в верном выводе некой «теоремы», а в предпочтении нами самих «аксиом»). Но я убежден в том, что сознательный выбор поневоле выберет жизнь сознательную, – то есть до конца осознанно человек встанет лишь на путь индивидуальности, а не социальности, уже потому, что сам разум дан не социуму, а индивиду. Можно поступить иначе, пожертвовав разумом в пользу веры – в непостижимый частному рассудку божий промысел, вершащий судьбы народов, или в какие-нибудь «объективные законы истории», – все же мистицизм естественней там, где разум еще не просыпался... И еще одно предварительное замечание – терминологическое. Очевидно, каждый человек есть личность волей или неволей, и притом в обоих указанных смыслах. Потому «личность» часто употребляется скорее как синоним «личностного начала». Так поступаю и я. *** “Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной...”
Так написал когда-то Михаил Юрьевич Лермонтов на чистом листе бумаги собственной рукой. Он написал это стихотворение прежде всего для себя, но отныне его чувства известны всему образованному миру.
Когда я представляю себе кабинет, в котором мог бы работать Михаил Юрьевич, перед моими глазами встаёт комната с блестящим лакированным столом и огромным окном напротив. Оно всегда распахнуто, и длинные белые шторы вздымаются вверх при каждом дуновении ветра. В комнате всегда светло и легко, там очень любит проводить время ветер и тихо разговаривать с поэтом. Лермонтов часто путешествовал по Кавказу, и это отразилось во многих его произведениях, оттого я представляю его свободолюбивым человеком.
Вот я вижу Михаила Юрьевича, блуждающего по цветущему лугу. Ещё совсем рано, солнце только-только встало, поэтому в округе так тихо. Идёт он походкой уверенной, но в то же время небрежно. Он то поднимает голову вверх, то держит прямо, глядя вдаль, а то смотрит под ноги. Губы незаметно шевелились, произнося известные лишь Лермонтову слова. Я догадалась, что сейчас он погружён в мир размышлений, рифм и необъяснимых тайн. Он остановился рядом со мной, закрыл глаза и глубоко вдохнул свежий воздух:
–Придёт ли вестник избавленья Открыть мне жизни назначенье, Цель упований и страстей, Поведать-что мне бог готовил, Зачем так горько прекословил Надеждам юности моей...
Он сделал шаг вперёд и тут же остановился: увидел меня. Это дало мне шанс получше разглядеть его. В одежде Михаила Юрьевича не было ни единого изъяна, только ботинки изрядно истоптаны, что говорило о его любви к далёким странствиям. Лицо овальное, маленькие губы, густые усы, немного заострённый нос, выразительные глаза и красивой формы брови. Больше всего меня поразили его глаза: маленькие, но притягивающие к себе внимание глубиной и таинственностью взгляда.
Он удивлённо посмотрел на меня, а я из-за неловкости засмеялась. Михаил Юрьевич увидел в моём смешке укор:
–Безумец я! вы правы, правы! Смешно бессмертье на земли. Как смел желать я громкой славы, Когда вы счастливы в пыли?…
–Разве вы не хотели стать поэтом?
–Нет, не похож я на поэта! Я обманулся, вижу сам, Пускай, как он, я чужд для света, Но чужд зато и небесам...
–А Вам не кажется, что умение превращать из глупой рифмы мудрые фразы - не дар Бога?
–Его чело меж облаков, Он двух стихий жилец угрюмый. И, кроме бури да громов, Он никому не вверит думы...
Михаил Юрьевич замолчал, опустил глаза, отошёл в сторону, но вскоре вновь повернулся ко мне:
–Мои слова печальны: знаю; Но смысла их вам не понять. Я их от сердца отрываю, Чтоб муки с ними оторвать...
Я была слишком поражена, чтобы что-то сказать, а Михаил Юрьевич загадочно блеснул глазами и продолжил свой путь в одиночестве. В тот же миг луг наполнился отарой овец, детьми и пастухами. Овцы толпились вокруг меня, жалобно блея, дети отгоняли их, а затем к детям подошёл хромающих старик, опирающийся на палку, и произнёс:
–Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм и худ и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
Я открыла рот, чтобы возразить, но меня оглушил отвратительный писк будильника, и я проснулась. Подведение итогов. Обобщение учителя. Домашнее задание. Подумайте и объясните, каким может быть содержание публицистического теста ( очерка, информационной заметки, репортажа и статьи), заголовком которого станет одно из следующих выражений: «Зачем Дон Кихоту мерседес?», «Быть или казаться?», «Хочешь быть умным? Будь им», «Быть личностью – удел избранных?», «Рукописи не горят!», « Они стали первыми!», «меж ними все рождало споры...» Сформулируйте сюжет, подходящий к одному из заголовков. Напишите текст. |