Тема занятия Анализ языковых средств выразительности
Цель: проанализировать языковые средства выразительности
Задачи:
Обучающие: повторение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики; подготовка к сдаче ЕГЭ.
Практические: продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; дальнейшее развитие навыков работы с текстом;
Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.
Тип занятия: повторение и систематизация знаний и способов деятельности.
Оборудование: презентация, выполненная в PowerPoint; раздаточный материал.
Выполнение итогового теста с последующей взаимопроверкой.
Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент. Постановка цели.
Чтобы успешно сдать экзамены, мы сегодня повторим основные виды изобразительно-выразительных средств языка.
II. Терминологический диктант. Повторение пройденного материала.
Я читаю определение, вы устно называете изобразительно-выразительного средства.
Одинаковое построение соседних предложений (Синтаксический параллелизм).
С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов (случился случай), с другой стороны, в устной и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака и т.п. (черным-черно, думу думать) (Тавтология).
Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте. Обратимся к тексту (во время чтения текста обратить внимание на произношение слов в стенАх, чЕрпая. ).
(1)Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них (однородные члены). (2)Его почти 250-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц (эпитет), на которых с любовью останавливается взор(олицетворение) каждого патриота, ревнующего(архаизм, устаревшее значение)о благе и славе родной земли (метафора). (3)Но не быть патриотом — значит не быть русским человеком, ибо(устаревшее употребление) патриотизм не есть качество, не есть добродетель (синтаксический параллелизм), а есть долг, обязательный для всех. (4)Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце(метафора), где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает (олицетворение) восторг и любовь (синтаксический параллелизм) — везде любим и славим Московский университет
как главный рассадник истинного знания(метафора, оксюморон - «рассадник знания»), как хранитель Просвещения(олицетворение). (5)Мирно и тихо течёт учёная и учебная жизнь(метафора)в стенАх Московского университета(синекдоха, метонимия), и поколение за поколением проходит в стенах его, чЕрпая здесь знания(метафора), необходимые для дальнейшей трудовой жизни во славу Бога, на службу Родине. (6)Пройдут ещё века, и всё так же Московский университет, великий в своей седой древности(метафора), богатый лучшими преданиями своих былых времён, по-прежнему будет зажигать священный огонь знания в груди своих многочисленных питомцев(развёрнутая метафора, которая развивается в тексте, образуя целые цепочки образных выражений), пока мало-помалу — хочется этому верить — в стенАх именно Московского университета (метонимия, синекдоха) впервые не выработается и не укрепится на Руси высочайший идеал человеческого знания, состоящий, с одной стороны, в стремлении овладеть вполне всеми тайнами чувственного(эпитет)мира(метафора), с другой, — в смиренном(эпитет)сознании (метонимия), что есть ещё целая область бытия, куда не дерзает и не может проникнуть пытливый (эпитет)скальпель учёного(метафора), но которая вполне открыта всякому верующему; идеал, состоящий в сознании, что полнота знания без веры невозможна. (7)Стоя на этой строго научной дороге, сбросив с себя путы материализма, который есть отрицание науки как полноты знания; смиренно преклоняясь перед вечным светом Христианства, Московский университет оправдывает ту любовь и доверие, с какими вся Россия обращается от Москвы до самых до окраин. (8)Дай Бог, чтобы скорее настало это золотое время, время полной славы для Московского университета! (9)Московский университет заключает в своих стенах Божий храм, посвященный св. мученице Татиане, и особенно указываю на это обстоятельство, так как в нём можно видеть залог величия и славы нашего университета.
Протоиерей Максим Козлов
О чём текст? Какова тема текста?
О Московском государственном университете. О величии, о славе, о значимости университета.
Какому стилю принадлежит текст?
Публицистическому.
Определите, какие тропы и фигуры можно выделить в данном тексте. Самостоятельная работа
1 ряд работает с предложениями 1-3;
2 ряд – с 4-5 предложениями;
Сделаем вывод. Какое значение имеют средства выразительности в тексте?
Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение автора, все его мысли и чувства.
IV. Комментирование задания 24 экзаменационной работы.
Знание средств выразительности, как мы уже сказали, понадобится нам при выполнении 24 задания.
Выполним задание 24 по тексту Максима Козлова (7-9 предложения).
«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление 6 («путы материализма», «золотое время») обогащает текст различными ассоциациями. ____9____ («от Москвы до самых до окраин») служит для усиления художественного впечатления. Такое синтаксическое средство, как 3 (предложение №8), позволяет автору усилить эмоциональное звучание своего слова. Речь автора особенно образна, когда он говорит о славе университета. Это подчёркивает такой троп, как 2 («смиренно», «вечный свет»)».
Список терминов:
антитеза
эпитет
риторическое восклицание
синтаксический параллелизм
лексический повтор
метафоры
сравнение
вопросно-ответная форма
гипербола
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ.
В рецензии задания 24 возможно употребление терминов «тропы», «синтаксическое средство» или «приемы», «лексические средства», поэтому необходимо знать их перечень.
V. Выполнение итогового теста с последующей взаимопроверкой.
Выполним тест по теме занятия. Работаем по вариантам (Приложение 2).
Взаимопроверка. Обменяйтесь выполненной работой с соседом по парте. Представьте, что вы эксперт на ЕГЭ
Проверьте работу в соответствии с критериями оценивания задания 24:
4 балла: нет ошибок
3 балла: допущена 1 ошибка
2 балла: допущены 2 ошибки
1 балл: верно указана только одна цифра
0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие).
VI. Итог занятия.
Скоро вы станете выпускниками школы. Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно; чтобы вы использовали в своей речи весь арсенал изобразительно-выразительных слов.
Я хочу пожелать вам всем поступить в университеты, колыбели знаний, и стать усердными тружениками науки в стенах лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды.
Прокомментируйте моё напутственное слово вам с точки зрения употребления изобразительно-выразительных средств.
Я хочу пожелать вам всем поступить в колыбели знаний, (метафора, перифраз) и стать усердными тружениками науки(метафора)в стенах(метонимия) лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды(метафора).
Благодарю всех за работу на занятии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ языковых средств выразительности »
Тема занятия Анализ языковых средств выразительности
Цель: проанализировать языковые средства выразительности
Задачи:
Обучающие: повторение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики; подготовка к сдаче ЕГЭ.
Практические: продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; дальнейшее развитие навыков работы с текстом;
Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.
Тип занятия: повторение и систематизация знаний и способов деятельности.
Оборудование: презентация, выполненная в PowerPoint; раздаточный материал.
Выполнение итогового теста с последующей взаимопроверкой.
Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент. Постановка цели.
Чтобы успешно сдать экзамены, мы сегодня повторим основные виды изобразительно-выразительных средств языка.
II. Терминологический диктант. Повторение пройденного материала.
Я читаю определение, вы устно называете изобразительно-выразительного средства.
Одинаковое построение соседних предложений (Синтаксический параллелизм).
С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов (случился случай), с другой стороны, в устной и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака и т.п. (черным-черно, думу думать) (Тавтология).
Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте. Обратимся к тексту (во время чтения текста обратить внимание на произношение слов в стенАх, чЕрпая. ).
(1)Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них (однородные члены). (2)Его почти 250-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц (эпитет), на которых с любовью останавливается взор(олицетворение) каждого патриота, ревнующего(архаизм, устаревшее значение)о благе и славе родной земли (метафора). (3)Но не быть патриотом — значит не быть русским человеком, ибо(устаревшее употребление) патриотизм не есть качество, не есть добродетель (синтаксический параллелизм), а есть долг, обязательный для всех. (4)Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце(метафора), где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает (олицетворение) восторг и любовь (синтаксический параллелизм) — везде любим и славим Московский университет
как главный рассадник истинного знания(метафора, оксюморон - «рассадник знания»), как хранитель Просвещения(олицетворение). (5)Мирно и тихо течёт учёная и учебная жизнь(метафора)в стенАх Московского университета(синекдоха, метонимия), и поколение за поколением проходит в стенах его, чЕрпая здесь знания(метафора), необходимые для дальнейшей трудовой жизни во славу Бога, на службу Родине. (6)Пройдут ещё века, и всё так же Московский университет, великий в своей седой древности(метафора), богатый лучшими преданиями своих былых времён, по-прежнему будет зажигать священный огонь знания в груди своих многочисленных питомцев(развёрнутая метафора, которая развивается в тексте, образуя целые цепочки образных выражений), пока мало-помалу — хочется этому верить — в стенАх именно Московского университета (метонимия, синекдоха) впервые не выработается и не укрепится на Руси высочайший идеал человеческого знания, состоящий, с одной стороны, в стремлении овладеть вполне всеми тайнами чувственного(эпитет)мира(метафора), с другой, — в смиренном(эпитет)сознании (метонимия), что есть ещё целая область бытия, куда не дерзает и не может проникнуть пытливый (эпитет)скальпель учёного(метафора), но которая вполне открыта всякому верующему; идеал, состоящий в сознании, что полнота знания без веры невозможна. (7)Стоя на этой строго научной дороге, сбросив с себя путы материализма, который есть отрицание науки как полноты знания; смиренно преклоняясь перед вечным светом Христианства, Московский университет оправдывает ту любовь и доверие, с какими вся Россия обращается от Москвы до самых до окраин. (8)Дай Бог, чтобы скорее настало это золотое время, время полной славы для Московского университета! (9)Московский университет заключает в своих стенах Божий храм, посвященный св. мученице Татиане, и особенно указываю на это обстоятельство, так как в нём можно видеть залог величия и славы нашего университета.
Протоиерей Максим Козлов
О чём текст? Какова тема текста?
О Московском государственном университете. О величии, о славе, о значимости университета.
Какому стилю принадлежит текст?
Публицистическому.
Определите, какие тропы и фигуры можно выделить в данном тексте. Самостоятельная работа
1 ряд работает с предложениями 1-3;
2 ряд – с 4-5 предложениями;
Сделаем вывод. Какое значение имеют средства выразительности в тексте?
Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение автора, все его мысли и чувства.
IV. Комментирование задания 24 экзаменационной работы.
Знание средств выразительности, как мы уже сказали, понадобится нам при выполнении 24 задания.
Выполним задание 24 по тексту Максима Козлова (7-9 предложения).
«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление 6 («путы материализма», «золотое время») обогащает текст различными ассоциациями. ____9____ («от Москвы до самых до окраин») служит для усиления художественного впечатления. Такое синтаксическое средство, как 3 (предложение №8), позволяет автору усилить эмоциональное звучание своего слова. Речь автора особенно образна, когда он говорит о славе университета. Это подчёркивает такой троп, как 2 («смиренно», «вечный свет»)».
Список терминов:
антитеза
эпитет
риторическое восклицание
синтаксический параллелизм
лексический повтор
метафоры
сравнение
вопросно-ответная форма
гипербола
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ.
В рецензии задания 24 возможно употребление терминов «тропы» , «синтаксическое средство» или «приемы», «лексические средства», поэтому необходимо знать их перечень.
V. Выполнение итогового теста с последующей взаимопроверкой.
Выполним тест по теме занятия. Работаем по вариантам (Приложение 2).
Взаимопроверка. Обменяйтесь выполненной работой с соседом по парте. Представьте, что вы эксперт на ЕГЭ
Проверьте работу в соответствии с критериями оценивания задания 24:
4 балла: нет ошибок 3 балла: допущена 1 ошибка 2 балла: допущены 2 ошибки 1 балл: верно указана только одна цифра 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие).
VI. Итог занятия.
Скоро вы станете выпускниками школы. Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно; чтобы вы использовали в своей речи весь арсенал изобразительно-выразительных слов.
Я хочу пожелать вам всем поступить в университеты, колыбели знаний, и стать усердными тружениками науки в стенах лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды.
Прокомментируйте моё напутственное слово вам с точки зрения употребления изобразительно-выразительных средств.
Я хочу пожелать вам всем поступить в колыбели знаний, (метафора, перифраз) и стать усердными тружениками науки(метафора)в стенах(метонимия) лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды(метафора).