kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронное пособие. «Изобразительно-выразительные средства языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: подготовка обучающихся к выполнению экзаменационного задания В-8 по комплексному анализу текста и определению изобразительно-выразительных средств языка.

Задачи:

совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры;

развитие речи учащихся, восприятия художественной образности текста;

воспитание любви к родной речи на лучших образцах художественных произведений.

Одно из самых сложных заданий части В – задание В8.Это задание проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления. 

Здесь необходимо проанализировать средства выразительности. 

Для этого надо прочитать фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены.

 Вам нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Часто в заданиях встречаются тропы и стилистические фигуры. Знание их важно как при подготовке к ЕГЭ, так и для уроков литературы: они помогут при анализе художественных текстов.

Зная тропы и стилистические фигуры умея ими пользоваться, мы делаем свою речь ярче, образнее.

   Что же сближает тропы и фигуры? 

И то и другое – намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл.

Языковые средства выразительности

Практические задания. Тестирование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Электронное пособие. «Изобразительно-выразительные средства языка» »

Цель: подготовка обучающихся к выполнению экзаменационного задания В-8 по комплексному анализу текста и определению изобразительно-выразительных средств языка. Задачи: совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры; развитие речи учащихся, восприятия художественной образности текста; воспитание любви к родной речи на лучших образцах художественных произведений.

Цель: подготовка обучающихся к выполнению экзаменационного задания В-8 по комплексному анализу текста и определению изобразительно-выразительных средств языка.

Задачи:

совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры;

развитие речи учащихся, восприятия художественной образности текста;

воспитание любви к родной речи на лучших образцах художественных произведений.

Одно из самых сложных заданий части В – задание В8.Это задание проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления. Здесь необходимо проанализировать средства выразительности. Для этого надо прочитать фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены.  Вам нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Одно из самых сложных заданий части В – задание В8.Это задание проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.

Здесь необходимо проанализировать средства выразительности.

Для этого надо прочитать фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены.

Вам нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Часто в заданиях встречаются тропы и стилистические фигуры. Знание их важно как при подготовке к ЕГЭ, так и для уроков литературы: они помогут при анализе художественных текстов. Зная тропы и стилистические фигуры умея ими пользоваться, мы делаем свою речь ярче, образнее.  Что же сближает тропы и фигуры? И то и другое – намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл.

Часто в заданиях встречаются тропы и стилистические фигуры. Знание их важно как при подготовке к ЕГЭ, так и для уроков литературы: они помогут при анализе художественных текстов.

Зная тропы и стилистические фигуры умея ими пользоваться, мы делаем свою речь ярче, образнее.

Что же сближает тропы и фигуры?

И то и другое – намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл.

Языковые средства выразительности

Языковые средства выразительности

Сложные:  Аллегория  Ирония  Олицетворение  Метафора  Метонимия Простые:  Перифраз Эпитет  Сравнение  Синекдоха  Гипербола  Лилота

Сложные:

Аллегория

Ирония

Олицетворение

Метафора

Метонимия Простые:

Перифраз Эпитет

Сравнение

Синекдоха

Гипербола

Лилота

Риторические и стилистические фигуры Инверсия Повтор Антитеза Параллелизм Оксюморон Анафора Эпифора Градация Парцелляция Плеоназм Риторический вопрос, риторическое обращение и  риторическое восклицание

Риторические и стилистические фигуры

  • Инверсия
  • Повтор
  • Антитеза
  • Параллелизм
  • Оксюморон
  • Анафора
  • Эпифора
  • Градация
  • Парцелляция
  • Плеоназм
  • Риторический вопрос,

риторическое обращение и

риторическое восклицание

– это изображение одного предмета (предмета сравнения ) путём сопоставления его с другим (образом сравнения). В отличие от метафоры есть объект сравнения.  Пример:  Под голубыми небесами  Великолепными коврами   Блестя на солнце , снег лежит. А она за мною мчится и кусает , как волчица . Роль в языке: придает тексту образность, эмоциональность, выразительность, формирует новое осмысление, помогает живо, образно  представить предмет.

это изображение одного предмета (предмета сравнения ) путём сопоставления его с другим (образом сравнения). В отличие от метафоры есть объект сравнения.

Пример:

  • Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце , снег лежит.

  • А она за мною мчится и кусает , как волчица .

Роль в языке: придает тексту образность, эмоциональность, выразительность, формирует новое осмысление, помогает живо, образно представить предмет.

-это художественное определение предмета или явления, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Пример:  Воздух чист и свеж , как поцелуй ребенка. Поют голосистые дрозды. Ночевала тучка золотая …, по лазури весело играя . Роль в языке : дают образную характеристику предмета.

-это художественное определение предмета или явления, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления.

Пример:

  • Воздух чист и свеж , как поцелуй ребенка.
  • Поют голосистые дрозды.
  • Ночевала тучка золотая …,

по лазури весело играя .

Роль в языке : дают образную характеристику предмета.

- это иносказательное изображение явления. - Близок локоть, да не укусишь. - Дорога ложка к обеду. - Соловья баснями не кормят.  Грустит соловей у поверженной розы,  надрывно поёт над цветком.  Но льёт и садовое пугало слёзы,  любившее розу тайком.

- это иносказательное изображение явления.

- Близок локоть, да не укусишь.

- Дорога ложка к обеду.

- Соловья баснями не кормят.

Грустит соловей у поверженной розы,

надрывно поёт над цветком.

Но льёт и садовое пугало слёзы,

любившее розу тайком.

ирония Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Пример  «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…»

ирония

Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному.

Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Пример

«Ну ты храбрец!», «Умён-умён…»

ФОРМЫ ИРОНИИ Прямая ирония — способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.  Антиирония противоположна прямой иронии и позволяет представить объект антииронии недооценённым.  Самоирония — ирония, направленная на собственную персону. В самоиронии и антииронии отрицательные высказывания могут подразумевать обратный (положительный) подтекст. Пример: «Где уж нам, дуракам, чай пить».

ФОРМЫ ИРОНИИ

Прямая ирония — способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.

Антиирония противоположна прямой иронии и позволяет представить объект антииронии недооценённым.

Самоирония — ирония, направленная на собственную персону. В самоиронии и антииронии отрицательные высказывания могут подразумевать обратный (положительный) подтекст. Пример: «Где уж нам, дуракам, чай пить».

это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. Пример:
  • это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить.

Пример:

  • Белка песенки поёт.

  • Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

- это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями. Пример:  Волшебный сон. Лёгкая пуховая цепь. Разрываюсь на части. Роль в языке : придает речи особую выразительность,эмоциональность. Используется для выражения личностной оценки автора, его неповторимой индивидуальности.

- это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями.

Пример:

  • Волшебный сон.
  • Лёгкая пуховая цепь.
  • Разрываюсь на части.

Роль в языке : придает речи особую выразительность,эмоциональность.

Используется для выражения личностной оценки автора, его неповторимой индивидуальности.

Метафорические высказывания в художественном тексте связаны с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.  Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает образ, волнующий нас и эмоционально воздействующий на нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу.

Метафорические высказывания в художественном тексте связаны с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает образ, волнующий нас и эмоционально воздействующий на нас образ художественного произведения.

Слова приобретают дополнительные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу.

это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями (скрытое сравнение). Пример:  Волка ноги кормят. Бить челом. Я три тарелки съел. Его перо любовью дышит. Роль в языке
  • это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями (скрытое сравнение).

Пример:

  • Волка ноги кормят.
  • Бить челом.
  • Я три тарелки съел.
  • Его перо любовью дышит.

Роль в языке : позволяет кратко выразить мысль,служит источником образности.

Например:  1. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются. (В.М. Шукшин) (Вместо: коптят трубы печей). 2. Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц, прыгали лошади, разукрашенные разноцветными перьями, кружились карусели. (Ю.К. Олеша) (Шумели люди, живущие в городе). 3. Я три тарелки съел. (Съел суп в тарелках). Все эти переносы значений, смешения их возможны потому, что предметы, которые имеют одно и то же наименование, находятся рядом, то есть являются смежными.

Например:

1. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются. (В.М. Шукшин) (Вместо: коптят трубы печей).

2. Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц, прыгали лошади, разукрашенные разноцветными перьями, кружились карусели. (Ю.К. Олеша) (Шумели люди, живущие в городе).

3. Я три тарелки съел. (Съел суп в тарелках).

Все эти переносы значений, смешения их возможны потому, что предметы, которые имеют одно и то же наименование, находятся рядом, то есть являются смежными.

ПЕРИФРАЗ это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.  Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания Пример, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!». В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат». Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»).

ПЕРИФРАЗ

  • это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

  • Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания

Пример,

«ночное светило» = «луна»

или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!».

В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат».

Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»).

это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями (единственное-множественное, часть-целое, определённое-неопределённое количество).  Пример:
  • это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями (единственное-множественное, часть-целое, определённое-неопределённое количество).

Пример:

Единственное число вместо множественного: «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь);

Множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны». (Пушкин);

Часть вместо целого: «Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства». (Герцен);

Родовое название вместо видового: «Ну что ж, садись, светило». (Маяковский) (вместо: солнце);

Видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку». (Гоголь) (вместо: деньги).

-это художественное преувеличение. Пример:  Пир горой. Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. «море слёз» «быстрый как молния», «молниеносный» «многочисленный как песок на берегу моря» «мы не виделись уже сто лет!»

-это художественное преувеличение.

Пример:

Пир горой.

Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером.

«море слёз»

«быстрый как молния», «молниеносный»

«многочисленный как песок на берегу моря»

«мы не виделись уже сто лет!»

- Определение предмета путем отрицания противоположного. Пример:  «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг» Не дорого ценю я громкие слова, От коих не одна кружится голова. - Художественное преуменьшение (обратная гипербола). Пример: В больших сапогах, а сам с ноготок.

- Определение предмета путем отрицания противоположного.

Пример:

«Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг»

Не дорого ценю я громкие слова,

От коих не одна кружится голова.

- Художественное преуменьшение (обратная гипербола).

Пример:

В больших сапогах, а сам с ноготок.

-это необычный порядок слов в предложении. Пример: Идёт Жилин, всё тени держится.  Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную.  Минутных жизни впечатлений  Не сохранит душа моя…

-это необычный порядок слов в предложении.

Пример:

Идёт Жилин, всё тени держится.

Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную.

Минутных жизни впечатлений

Не сохранит душа моя…

в художественном произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску. Пример: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто!»  И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки…

в художественном произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.

Пример:

  • «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто!»

И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки…

это изобразительное средство языка: резкое противопоставление слов, предложений, героев, картин, эпизодов.  Пример:
  • это изобразительное средство языка: резкое противопоставление слов, предложений, героев, картин, эпизодов.

Пример:

Вблизи- вдали, вверху- внизу, белое- чёрное, толстый- тонкий.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник…

И мира нет — и нет нигде врагов;

Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;

В пыли влачусь — и в небесах витаю;

Всем в мире чужд — и мир обнять готов.

параллелизм  -это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Пример:  Молодым везде у нас дорога,  Старикам везде у нас почет.   В синем море волны хлещут,  В синем небе звезды блещут .

параллелизм

-это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Пример:

  • Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет.

  • В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут .

оксюморон - сочетание несовместимых понятий в одном художественном образе, создающем новое понятие или представление (соединение несоединимого). Пример:  Честный вор. Грустная радость. Сволочь ненаглядная. О, как мучительно тобою счастлив я. (А.Пушкин)

оксюморон

- сочетание несовместимых понятий в одном художественном образе, создающем новое понятие или представление (соединение несоединимого).

Пример:

  • Честный вор.
  • Грустная радость.
  • Сволочь ненаглядная.
  • О, как мучительно тобою счастлив я. (А.Пушкин)

АНАФОРА Это  стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). Пример Черноглазую девицу, Черногривого коня.  Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.  Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных,  Я предаюсь моим мечтам.

АНАФОРА

  • Это стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

Пример

  • Черноглазую девицу,
  • Черногривого коня.

  • Не напрасно дули ветры,
  • Не напрасно шла гроза.

  • Брожу ли я вдоль улиц шумных,
  • Вхожу ль во многолюдный храм,
  • Сижу ль меж юношей безумных,
  • Я предаюсь моим мечтам.

эпифора - это риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто — в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф  Пример  Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики. — Н. В. Гоголь. Мёртвые души

эпифора

- это риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.

Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто — в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф

Пример

Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики. — Н. В. Гоголь. Мёртвые души

градация Это стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления. Ряд может быть построен с нарастанием или убыванием какого-либо значения. Пример Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез. (Ф.М. Достоевский.) «Не жалею, не зову, не плачу» (С. А. Есенин). «Пришел, увидел, победил» (Юлий Цезарь)

градация

  • Это стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления.

Ряд может быть построен с нарастанием или убыванием какого-либо значения.

Пример

Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез. (Ф.М. Достоевский.)

«Не жалею, не зову, не плачу» (С. А. Есенин).

«Пришел, увидел, победил» (Юлий Цезарь)

парцелляция   это конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного предложения на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков.   Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет. — Василий Шукшин  Ночь, улица, фонарь, аптека,  Бессмысленный и тусклый свет.  Живи ещё хоть четверть века —  Все будет так. Исхода нет.

парцелляция

это конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного предложения на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков.

Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет. — Василий Шукшин

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

плеоназм это оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста; а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование. Пример «Мы поднялись вверх по лестнице»; «Каждый покупатель получает бесплатный подарок». «Другой альтернативы нет».

плеоназм

  • это оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста; а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.
  • Пример
  • «Мы поднялись вверх по лестнице»;
  • «Каждый покупатель получает бесплатный подарок».
  • «Другой альтернативы нет».

Риторический вопрос, риторическое обращение и риторическое восклицание изобразительные средства языка, которое служат для выражения сильного чувства. Пример: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! «А судьи кто?» (Грибоедов, Александр Сергеевич. Горе от ума) «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» (Пушкин. Медный всадник) «А был ли мальчик?» (Горький, Максим, «Жизнь Клима Самгина») «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Гоголь, Николай Васильевич. «Мертвые души»)

Риторический вопрос, риторическое обращение и риторическое восклицание

изобразительные средства языка, которое служат для выражения сильного чувства.

Пример:

Знаете ли вы украинскую ночь?

О, вы не знаете украинской ночи!

«А судьи кто?» (Грибоедов, Александр Сергеевич. Горе от ума)

«Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» (Пушкин. Медный всадник)

«А был ли мальчик?» (Горький, Максим, «Жизнь Клима Самгина»)

«И какой же русский не любит быстрой езды?» (Гоголь, Николай Васильевич. «Мертвые души»)

Русский язык делает нашу речь образной, яркой, выразительной.

Русский язык делает нашу речь образной, яркой, выразительной.

Практические задания. Тестирование 1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) У дороги застыли вербы в серебряном пуху. 2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. 3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. 4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.  2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем... 2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. 3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. 4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.

Практические задания. Тестирование

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.

2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...

2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.

4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.

3. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной. 1) сравнительный оборот 2) эпитеты 3) метафора 4) аллитерация 4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке. 2) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «... и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы». 3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе. 4) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.

3. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении:

Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной.

1) сравнительный оборот

2) эпитеты

3) метафора

4) аллитерация

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.

2) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «... и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».

3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.

4) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.

2) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

3) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

4) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

6. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1) Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.

2) Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.

3) На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.

4) Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё...


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Электронное пособие. «Изобразительно-выразительные средства языка»

Автор: Яркова Вера Ивановна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104793


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства