kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока русского языка в 10 «б» классе. Комплексный анализ текста по теме «Народ-патриот как подлинный творец истории»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В преподавании русского языка наметился новый подход: обучать не только языку, но и речи. Этот процесс слияния предусматривает формирование умений полноценного общения. Усвоение структуры русского языка, формирование грамматических операций  и действий учащихся должны иметь непосредственный выход в речь, которая осуществляется на основе системы грамматических представлений и понятий.

Решение этой проблемы – слияние обучения языку и речи – мы видим в лингвистическом анализе, основу которого составляет выявление системы языковых средств, использованных для передачи идейно-тематического и эстетического содержания высказывания. Лингвистический анализ текста способствует развитию лингвистических способностей учащихся, развивает лингвистический вкус, догадку, восприимчивость образного строя речи, учит оценивать изобразительно-выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения. Этим и определяется наше внимание к нему.

Что такое лингвистический анализ текста? По определению М.Р.Львова, лингвистический анализ текста – это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам Л.В.Щербы, цель такого анализа – учить читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей… и поэтов».

Учить лингвистическому анализу необходимо поточу, что это способствует развитию высокой культуры разговорной и письменной речи, развивает чувство русского языка, формирует умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим разнообразием, что, по словам В.В.Виноградова, является «самой лучшей рекомендацией для каждого человека в общественной и творческой деятельности».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 10 «б» классе. Комплексный анализ текста по теме «Народ-патриот как подлинный творец истории»»

План-конспект урока русского языка в 10 «б» классе


Тема урока: Комплексный анализ текста по теме «Народ-патриот как подлинный творец истории».

Цель урока: воспитание чувства патриотизма; воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти; развитие устной речи учащихся; проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации об Отечественной войне 1812 года.


Эпиграф к уроку:

  • «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины». (Дж. Кеннеди)

  • «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию». (П.И.Багратион)

  • «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». (Д.А.Медведев, Президент Российской Федерации)


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Во втором полугодии мы с вами будем изучать одно из масштабных художественных произведений русской литературы – роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором повествуется о ратном подвиге русского народа, об Отечественной войне 1812 года. И предваряя его изучение, мы сегодня на уроке будем работать с отрывком из книги В.Н. Балязина «1000 занимательных сюжетов из русской истории».

Итак, тема сегодняшнего урока. (Слайд № 1). Запишем в тетради.

Цель нашего урока: подготовиться к оформлению текста в виде сжатого изложения, которое вы будете выполнять дома. А для этого мы с вами проведём комплексную работу с текстом, проведём словарно-лексическую работу, отработаем навыки орфографической и пунктуационной грамотности, определим тему, основную мысль, а также вспомним военное прошлое русского и калмыцкого народов. (Слайд № 2).

Давайте прочитаем эпиграф к уроку. (Слайды № 3). По выбору запишите в своих тетрадях одно из высказываний.


Есть в истории России события, значение которых невозможно переоценить. К таким событиям относится Великая Отечественная война 1812 года. Россия – многонациональное государство, в ней проживают люди разных национальностей, а наша республика – это субъект Российской Федерации, т.е. неотъемлемая её часть. В 2009 году мы отметили юбилейную дату – 400-летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. (Слайд № 4).

Поэтому военное прошлое России, это и наше прошлое, военное прошлое нашего маленького народа. Итак, давайте прочитаем текст.


  1. Беседа по осмыслению текста. Чтение текста учителем.

    1. Какова тема, основная мысль текста? (Текст В.Н. Балязина об Отечественной войне 1812 года, о Бородинском сражении. Автор подчёркивает патриотизм русского народа, говорит о мужестве и самоотверженности солдат и офицеров разных национальностей). (Слайд № 5).

    2. А что такое патриотизм, Родина? (Определения слов ПАТРИОТИЗМ, РОДИНА проецируется на экране. Слайды № 6-8).

    3. Давайте определим стиль и тип речи. (Художественный стиль, тип речи – повествование).

    4. В каком предложении заключён основной смысл теста? (В последнем).

    5. Как можно ещё озаглавить текст? (Примерные ответы – Герои Бородинского сражения, Несокрушимая армия России, Солдатская доблесть героев Бородина).

    6. Дома при написании сжатого текста вы можете подобрать свой заголовок.

    7. Прежде чем написать сжатое изложение, мы должны поделить текст на микротемы и отметить ключевые слова (словосочетания) в каждой из этих тем.

    8. Составление плана, выделение микротем. (Слайд № 9).

    9. Ответьте на вопрос: «Чем, по вашему мнению, была сильна русская армия?» (Русская армия была сильна духом патриотизма, борьбы за правое дело. В сорстав наполеоновской армии входили люди из разных стран, у них у всех были разные родины, а у русского народа было одно Отечество. Единое Отечество в объединенной армии. Для нас это была война освободительная).


  1. Комплексная работа с текстом.

  1. Чтение текста учеником.

    • Учащиеся следят и отмечают карандашом слова, написание которых вызывает затруднение, необходимо для себя также отметить имена собственные.


  1. Лексическая работа.

    • Объясним значение слов НЕСОКРУШИМЫЙ, СЕЙ, ПЕХОТА, КАВАЛЕРИЯ, АРТИЛЛЕРИЯ, «ДВУНАДЕСЯТИ ЯЗЫКАМ», «ЯЗЫЦЕЙ», САМОТВЕРЖЕННОСТЬ, ДОБЛЕСТЬ, ФЕЙЕРВЕРК. (Значение данных слов спроецированы на экране. Слайды № 10-12).

    • Какие слова имеют пометы высок., устар. стар., назовите их. Для чего их использует автор? (Автор использует эти слова в тексте для того, чтобы полнее показать и передать атмосферу того времени).

    • Высокое слово означает, что слово придает речи оттенок торжественности. Устарелое – слово, которое вышло или выходит из живого употребления. Старое – слово принадлежит языку русской старины.

    • Найдите слова ПОДЛИННЫЙ, МОГУЧИЙ, ИНЫХ. Подберите к данным словам синонимы. (Подлинный – настоящий; могучий - великий, большой; иных – других).



  1. Словарно-орфографическая работа.

    • Морфемный разбор слов ИСКРОМЁТНЫЙ и НЕСОКРУШИМЫЙ. (Ученик разбирает слова у доски).



  1. Пунктуационная работа.

    • Найдите и прочитайте предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения.

    • Найдите в 4 абзаце словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (великая армия, о несокрушимую армию, из тех битв, наибольшие достоинства, наименьшие результаты).

    • Найдите и прочитайте в тексте предложения с нераспространенными обособленными определениями, объясните постановку знаков препинания.

    • Найдите предложения с обособленными обстоятельствами.

    • Составьте схему 3 предложения. (Ученик составляет схему у доски).

    • Найдите и отметьте в тексте все сложные предложения.

    • Найдите и прочитайте предложения с прямой речью. Попробуйте передать чужую речь, используя косвенную.


  1. Региональный компонент.

На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры русской армии, сплотившей в своих рядах людей разных национальностей.

В Отечественной войне 1812 года участвовал и наш калмыцкий народ. В 1811 году был издан указ о формировании двух калмыцких полков, которые в дальнейшем вписали достойные строки в летопись войны 1812 года.

      • А каких калмыцких героев войны 1812 года вы знаете.

Самые известные калмыцкие герои Отечественной войны 1812 года – это дербетовский нойон Джамбо-Даши Тундутов (слайд № 13), который возглавлял Первый калмыцкий полк, и Сербеджаб Тюмень (слайд № 14), командующий Второго калмыцкого полка. Оба полка вошли в состав третьей Западной армии.

В честь ратных подвигов живых и павших и в благодарность Будде, даровавшего победу, был возведён Хошеутовский хурул (слайд № 15), строительство которого было начато в 1814 году в родовом селе князей Тюменей Тюменевке, ныне это территория Астраханской области. (Слайд № 16). Время, к сожалению, не пощадило этот величественный архитектурный памятник, ведь прошло почти два века с тех времён. Идея строительства храма Победы принадлежала младшему брату Серебджаба Тюменя – Батур-Убуши Тюменю, который также являлся участником войны. Храм воздвигался на добровольные пожертвования калмыцкого народа и большую часть на средства Серебджаба Тюменя.


Тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение в калмыцкой литературе, живописи и музыке. Обратимся к живописи, у нашего калмыцкого художника Гарри Олеговича Рокчинского есть картина «Герой Отечественной войны 1812 г. Цо Манджи». (Слайд № 17). На ней изображён рядовой второго калмыцкого полка Цо-Манджи Буратов.

Кого напоминает Цо Манджи? (Калмыцкого богатыря из эпоса «Джангар», Цо Манджи является олицетворением силы и мужества калмыцкого народа).

С тех давних времен к нам пришла народная песня «Сом хамрта парнцс» (дословно переводится «большеносые французы», отметив тем самым их отличительную черту внешности).


  1. Подведение итогов.

Родные, близкие, друзья, дом, где ты родился и вырос, родная природа – такие простые человеческие ценности являются основой настоящей любви к Родине, основой истинного патриотизма. Они принадлежат каждому из нас и хранятся в самом сердце каждого из нас. (Слайд № 18).

Мы должны знать свои корни, свою историю, своё военное прошлое, поскольку нам есть чем и кем гордиться. Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. Ведь если забыть прошлое, то значит не иметь будущего.

В завершение урока я хочу прочитать вам стихотворение «Родина». Чтение стихотворения.


Родина.

Если скажут слово «родина», 

Сразу в памяти встаёт 

Старый дом, в саду смородина, 

Толстый тополь у ворот,

 

У реки берёзка-скромница 

И ромашковый бугор... 

А другим, наверно, вспомнится 

Свой родной московский двор.

 

В лужах первые кораблики, 

Где недавно был каток, 

И большой соседней фабрики 

Громкий, радостный гудок.

 

Или степь от маков красная, 

Золотая целина... 

Родина бывает разная, 

Но у всех она одна!


Часть души каждого из нас принадлежит нашей родине, Отечеству, нашей малой родине, об этом мы должны помнить всегда, где бы мы ни были. Спасибо всем за урок. (Слайд № 19).


  1. Домашнее задание: оформить текст в виде сжатого изложения.



Нашествие двунадесяти языков

От предков, живших 200 лет тому назад, нам досталась фраза-ключ к одной из особенностей вторжения войск Наполеона в российские пределы: нашествие двунадесяти языков (ударение на «ы»). Им открывается истина о национальном составе более чем 600-тысячной Великой Армии императора французов. А перечень «языков» позволяет назвать Отечественную войну 1812 года военной кампанией объединённой Европы против России. Её участники с нашей стороны предпочли истине красное словцо двунадесять, то есть дюжина. На самом деле 24 июня 1812 года на правый берег Немана в составе первых 390 тысяч неприятельских солдат перешло много больше языков.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коджаева Елена Эльдаевна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 259170


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства