Тема: «Алфавит. Написание заглавной буквы в словах».
Цели:
1. Закрепление знания порядка букв русского алфавита.
2. Показать необходимость знания алфавита.
3. Правильно писать имена, отчества и фамилии людей.
4. Располагать слова в алфавитном порядке.
План урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку:
На странице букваря
33 богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.
- Правильно, это алфавит. Запишите это слово, поставьте ударение. Запомните написание и произношение этого слова.
А ЛФА ВИ́Т
- Что такое алфавит? (буквы в определённом порядке)
- Зачем нужно знать алфавит?
- Где можно использовать знание алфавита?
3. Закрепление знания алфавита.
- Перед вами алфавит.
- Давайте повторим и прочитаем буквы русского алфавита.
- Запишите букву, о которой идёт речь в загадке:
а) . Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы!» А между тем
Получили букву…(М)
б). Эта буква «в антенну превратилась
И на крыше очутилась» (Т)
в). Посмотри на колесо –
И увидишь букву…(О)
г). Чтобы «О» не укатилась,
Крепко столбику прибью.
Ой, смотри – ка, что случилось:
Получилась буква…(Ю)
- Молодцы!!!
4. Работа с деятельностной схемой.
- Обратимся к карте темы .
- Какую большую тему нам предстоит изучить? (Строчная и заглавная буква)
- А с какими понятиями нам предстоит ознакомиться? (Написание имен собственных)
- С помощью деятельностной схемы мы научимся правильно записывать имена, отчества и фамилии.
Деятельностная схема написания
заглавной (Большой) буквы
Слово
Смысл (что это?)
Название
Город
Деревни
Сёла
Улицы
Реки
...
Первая буква Заглавная (БОЛЬШАЯ)
Фамилия
Имя
Отчество
Кличка животного
Коллективная работа.
Задание. Образуйте от данных слов фамилии. Запишите их в алфавитном порядке.
Кузнец – Кузнецов;
Сокол – Соколов;
Матрос – Матросов;
Бочка – Бочкин;
Ёлка – Ёлкин.
- Воспользуемся алфавитом, чтобы написать фамилии в алфавитном порядке:
Б очкин, Ё лкин, К узнецов, М атросов, С околов.
(Проверка по шаблону).
Полусамостоятельная работа.
- Какие «шаги» мы должны выполнить, чтобы правильно написать фамилии?
Бумага – Б умагин;
Нос – Н осов;
Малыш – М алышев;
Петр – П етров;
Лебедь – Л ебедев.
Б умагин, Л ебедев, М алышев, Н осов, П етров.
(Проверка по шаблону).
Самостоятельная работа.
Мельник – М ельников;
Король – К оролёв;
Иван – И ванов;
Огурец – О гурцов;
Рыжий – Р ыжиков;
И ванов, К оролёв, М ельников, О гурцов, Р ыжиков.
- Поменяйтесь тетрадями.
- Проверьте друг у друга работу.
Задание. Вставьте подходящие по смыслу слова.
Коллективная работа.
Меня зовут ____________________.
Моё отчество __________________.
Моя фамилия __________________.
Полусамостоятельная работа.
Моего друга (подругу) зовут _____________________.
Сегодня в классе дежурят ________________________.
Самостоятельная работа.
Нашу учительницу зовут ________________________.
Мы любим читать книги писателя _________________________.
Задание. Вставьте подходящие имена, отчества, фамилии.
Коллективная работа.
_________________________________________________________
________________жил у бабушки ___________________________.
Был у ____________________ брат ___________________________.
________________ и ___________________ходили удить рыбу. Мальчики жили очень дружно.
Полусамостоятельная работа.
_______________________________________________________________
Вышли __________________ и _________________________________ во двор. ___________________________ увидели в канаве щенка. Он принёс щенка домой. ______________________________ назвал щенка Бимом. Скоро Бим вырос и стал сильной собакой.
Срезовая работа.
1. Образуй от данных слов фамилии. Запиши их в алфавитном порядке.
Герасим – …
Берёзка – …
Серый – …
Кот – …
Медведь – …
2. Вставь подходящие имена, отчества, фамилии.
Дежурный … и … поливают цветы.
… и … смотрят книгу.
… и … играют в шашки.
Учительница … пишет на доске.
5. Итог урока:
Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала,
Вы это слово знать должны:
Оно название страны. (Япония)
- Для чего нужно знать алфавит?
- Как правильно записывать имена, отчества, фамилии?
6. Домашнее задание.