Тема:
Звук (ц), буква Ц, ц, письмо строчной и заглавной буквы - ц.
Цель:
Познакомить с новым звуком и новой буквой, научить писать эту букву и слова с ней.
Задачи:
- образовательные: учить правильно, обозначать звук (ц) буквой - ц, писать строчную и заглавную букву - Ц; упражнять в чтении слов, предложений, в выполнении звукового анализа, формировать навык орфографической зоркости.
- развивающие: развивать фонематический слух и речь, умение обобщать, внимание и память, логическое мышление, познавательный интерес, развивать умение работать с разной информацией.
- воспитательные: воспитывать и развивать коммуникативную культуру, чувство коллективизма, ответственности, любовь к природе
Оборудование:
Медиаустановка, видеозапись, аудиозапись, картинки.
Ход урока:
1 урок
1.Организационный момент.
Прежде чем за парту сесть,
Посмотри, на ней всё есть:
Учебник, прописи, пенал, светофор.
2. Проверка пройденного материала.( Слайд 1)
А) об изученной букве.
-С какой буквой познакомились на прошлых уроках?
(-ш) Что можете сказать об этой букве?
Отгадайте ребусы: (шарф, шест, шина)
Ф
6,
,,
Б) об изученных буквах. (Слайд 2,3,4)
Что знаете об этих буквах?
-М Н Р Л Й;
- З Д Ж В Г
С Т Ш Ф К;
- А О Ы Э У
Я Ё И Е Ю.
3.Сообщение темы урока. Сегодня мы познакомимся с новым звуком, научимся правильно обозначать его буквой и писать новую строчную и заглавную букву и слова с нею.
4.Выделение нового звука.(слайд 5)
Отгадайте загадки и какая отгадка подойдёт к схеме?
-Явился в жёлтой шубке-
Прощайте две скорлупки.
-Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
( Схема для слова - курица.) Докажите, что именно это слово подходит к схеме. Какой новый звук услышали? (произносят хором)
Что можете о нём сказать? Назовите слова, в которых есть этот звук.
5.Знакомство с новой буквой.
-Сегодня узнаем, какая буква есть для этого звука, чтобы обозначать на письме согласный звук (ц) буквой.
( Показ буквы) - Это буква Ц.
-Почему даны две буквы: заглавная и строчная?
-На что похожа буква Ц (мнения детей). Давайте прочитаем, что о ней сказано в азбуке. ( стр.100, 1 часть)- читают дети.
- А теперь послушайте стихи об этой букве (аудиозапись - " Занимательная азбука" Волина).
6.Физминутка (под песню " Алфавит")
7.Написание буквы Ц. -Сейчас мы научимся эту букву печатать и писать в прописях.
(Показ написания печатной заглавной и строчной буквы в тетрадях).
-На какую букву похожа строчная и заглавная буква Ц? ( Показ учителем написание буквы на доске, дети пишут в прописях -1 сточку на стр.5, 1 строчку на стр.6). Сравнить написание букв строчных - и, у, ц и прописать их на стр.6.
Физминутка для пальчиков.
-На какие 2 группы можно разделить строчные буквы на стр.5? На какие 2 группы можно разделить буквы согласных звуков? Потренируйтесь их писать.
8.Работа буквы в словах.
-Прочитайте столбики слов с буквой Ц (стр.100 "Азбука", 1 часть)
-Что должна показывать буква - е в этих словах? А как мы читаем? Почему?
(Вывод - эта буква обозначает только твёрдый согласный звук).
-Найдите однокоренные слова в 1 столбике.
-Прочитайте 2 столбик слов. Что должна показывать буква - и в этих словах? А как мы читаем? Почему?
- Прочитайте слова 3 столбика. Проблема: Почему в некоторых словах пишется - и после - ц, а в некоторых - ы? ( Наблюдают за месторасположением буквы)
Вывод: Если - ц в середине или в начале слова, то будем писать - и, а в конце после - ц - ы.
-Но есть исключения из этого правила (слайд 6):
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.- и их однокоренные слова
(прочитать, заучить)
8.Работа в прописях. - чтение слогов. Вспомните слова, в которых есть такие слоги. Чтение слов. Постановка ударения, определение количества слогов. Последнее слово (цыпки) является однокоренным, к какому слову исключений.
Запишите слоги и слова.
Найдите слова, в которых есть звук - Ц. (стр.5-рисунок).
9.Итог 1 урока: С какой новой буквой познакомились? Что узнали о ней?
2 урок.
1.Повторение изученного на прошлом уроке.
Что узнали о новой букве?
2.Сообщение темы урока.
Мы будем продолжать работать с этой буквой, читать слова, тексты, записывать предложения.
3. Подготовка к чтению текста.
-Сейчас мы отправимся в гости. А вот к кому вы узнаете, поработав в группах (1 минута) Надо составить из букв слова:
1 группа
2 группа
3 группа
р а ц
в о в
р о р
и
т
а з
а ц
е ц
й и
( сначала ответы показывают только первые 2 команды)
(Слайд 7) Царица цветов.
- О ком так говорят? Почему?
- Чтение загадки о розе (стр. 101 "Азбука",1 часть)
-Посмотрите, какие это замечательные цветы. ( Слайд 8)
4.Работа с текстом " Царица цветов".
-Это произведение написал К.Д. Ушинский (Слайд 9).
Вы догадались, о чём будем читать?
А) (Читает учитель или хорошо читающий ученик) - (стр.102 " Азбука" 1 часть).
Б) Физминутка
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
-Что вы представили себе? Какая она? Почему так легко представили розу?
- Такое описание можно назвать словесным рисованием. Рисунка нет, но мы хорошо представили, как выглядит роза.
В) повторное чтение.
Г) Выборочное чтение.
-Прочитайте, где растёт роза.
-Что есть на стволе и побегах.
- Какого цвета они бывают?
Д) А какое слово получилось у 3 команды? А что это такое? (Можно воспользоваться словарём) - Ребята из сделанных роз составляют розарий.
6. Работа в прописях
А) Разговор о цветах.
-А где растут цветы? Представьте, что вы на лугу, где много цветов. (Видеозапись- "Луг весной" с музыкой. )
Вы почувствовали аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом… выдох ртов (2-3 раза).
Как, одним словом назвать растения, растущие на лугу?
Б) А теперь посмотрите в прописи на стр. 7, что вы видите?
Нам надо печатное слово перевести в письменное. Поставь ударение и найди опасное место в этом слове.
Как проверить? Раздели его на слоги. Это название к нашему рассказу, который мы составим в конце урока о цветах.
В) А какие нарисованы цветы? Как их называют? (лесные, водные) - раскрасьте их.
7.Узнай цветок.(Слайд 10)
Какие цветы вам знакомы? (последний тюльпан и нарцисс) А эти, какие цветы? Почему?
8. Запись предложения и слов в прописях. (стр.7)
-Восстанови предложение, дополни слова в образце недостающими буквами. Какие правила есть в предложении? Обведи всё предложение по образцу. Поставь ударение в словах и раздели его на слоги. Подчеркни опасные места.
-Физминутка для пальчиков.
-Работа с парами слов. Как понимаете смысл этих слов. Где можно узнать? ( Читают в словаре смысл слова - светлый и цветной)
Прочитайте слова, как мы их говорим, а теперь как они записаны. В каком слове написанное совпадает с произнесённым. Почему? Где опасное место? Почему? Записать с какими словами связаны эти слова - свет, цвет.
- чтение однокоренных слов в "Азбуке" и выделение корня. В каких словах есть опасные места.?
9. Беседа о цветах.
-А для чего существуют цветы?
( Подарить цветы - значит выразить искренние чувства любви, уважения к человеку. Цветы помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными)
- Цветы даже умеют " танцевать". Послушайте музыку, которая называется " Вальс цветов". Кто знает композитора этого произведения? (Слайд 11)
-Как надо относиться к цветам? Почему? Многие виды цветов исчезают, они занесены в "Красную книгу". ( Показать "Красную книгу" и объяснить, почему она так называется).
10.Составление ребятами обобщающего рассказа о цветах.
11. Итог урока.
-С какой новой буквой вы познакомились? Что о ней узнали? Что интересного услышали на уроке?