Русский язык, 1 класс,
Учитель начальных классов Буланова Татьяна Егоровна
Раздел: Букварный период. Прописи «Мой алфавит»
Тема: Строчная и заглавная буква Мм.
Целевые установки уроков:
а) Выделять в словах звуки [м] — [м'], проводить слого-звуковой анализ слов с этими звуками в начале и середине слова;
б) характеризовать звуки [м] — [м']; обозначать их буквой Мм;
в) писать строчную и заглавную буквуМм;
г) определять последовательность действий при написании букв; использовать действие контроля и оценки при написании буквы;
д) составлять предложения по схеме и рассказывать по картинке (устная речь);
е) осознавать значение (позитивного) доброжелательного общения людей в семье.
Ход уроков
1. Задание «Загадки слов» (с. 20):
чтение слова по волшебной (акрофонической) записи (маки);
заполнение звуковой схемы, характеристика звука [м]: где находится (в начале, конце); гласный или согласный; твёрдый или мягкий.
2. Звуковой анализ слов «мишка», «мёд».
Сравнение звуков [м] — [м'] в словах «муха», «маска» — «мишка», «мёд»; характеристика звука [м'].
Почему буква М нарисована зелёным и синим цветом? (Буквам обозначает на письме твёрдый и мягкий звуки.)
3. Обозначение звуков [м] — [м'] буквой м; закрепление образа печатной буквы М, печатание её на строке, ориентируясь на стрелки.
4. Самостоятельное написание элементов и строчной буквым в вертикальной полосе справа; анализ ошибок.
5. Графический анализ строчной буквы м. Словесное описание: буква состоит из трёх элементов (плавной наклонной линии с точкой и двух линий с закруглением внизу).
— Начинаем писать буквум снизу, с плавной наклонной линии, которая немного поднимается над рабочей строкой; плавно переходим на письмо двух линий с закруглением внизу.
6. Упражнение в плавном написании буквым на рабочей строке на счёт «и — раз — и — два — и».
7. Запись слогов с новой буквой.
(Учитель обращает внимание на звучание слогов ми — мы);
придумывание слов с ними: задание «Доскажи словечко» (Мила, Миша — мыло, мыши).
8. Соотнесение звуковых схем с рисунками (с. 20). Печатание букв под схемами.
9. Физкультминутка.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А теперь мы отдохнём
И опять писать начнём.
10. Отгадывание ребусов, звуковой анализ слов со звуками [м] — [м'] (с. 21).
11. Сравнение заглавной и строчной буквыМм, их графический анализ.
12. Самостоятельное воспроизведение заглавной буквы М в вертикальной полосе, самоанализ, настрой на красивое письмо букв, слогов и слов.
13. Письмо заглавной буквы под счёт «и — раз — и — два — и». (Счёт «и» даётсяна письмо линий снизу вверх, а «раз» — сверху вниз.)
14. Упражнение в написании слогов и слов с новой буквой.
15. Составление рассказа «Мы и мама» (название рассказа написано на «доске»).
Запись предложений; правила оформления предложений на письме (заглавная буква в начале и точка в конце). Чтение записанных предложений.
16. Чтение названия сказки на основе схемы (с. 21, «Три медведя»).
17. «Секреты языка», которые помогают увеличивать количество слов в языке, делая его живым и интересным.
— Рассмотри рисунки молний. Где ты их видел? Подумай, почему молнии для сумок, сапог и курток так названы. Есть ли что-то похожее между ними? Почему слово «молния», связанное с небом (быстрый разряд электричества в воздухе), было перенесено на другие предметы, на застёжки, которые быстро застёгиваются?
Учитель обращает внимание ученика на правильное употребление в устной речи слова «сапоги» (во множественном числе, родительном падеже). (У меня нет сапог.)