Начало урока (7 мин) | Организационный этап. «Эмоциональный настрой. «Подари улыбку» Звучит музыкальное произведение Баха «Шутка» -Какое настроение у вас возникло? Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. Цель данного тренинга - установление атмосферы сотрудничества, доверия, создание позитивного настроения На этапе мотивации происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне: учащиеся читают эпиграф: «Береги в себе человека» А.П.Чехов Как вы понимаете эти слова? Ф.О. Комментарий учителя Актуализация. Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.П. Чехова. Чехов – великий мастер художественного слова. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. - Какие основные темы поднимал в своем творчестве А.П. Чехов? (одна из них тема «маленького человека»: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника») П. «Мозговой штурм»: Ребята, в течение минуты обсудите в парах и представьте свои выводы по вопросу: «Портрет маленького человека» Задание 1 Предлагаю составить свой образ «маленького человека»: составление кластера (Примерные ответы: приниженность, смирение, робость, сожаление, смятение, обида, унижение, жалкое существо, издевательство, никчемность, рабство души, низкий достаток и сословие, незаметность, серость, скучный образ жизни, бесправный, невзрачность, униженный в жизни и т.д.) ФО. Взаимооценивание «Комплимент», используя фразы «Вы просто молодцы…», У вас многое получилось…», «Вы должны поработать над…» и т.д. Учитель помогает обобщить информацию: Вывод: в русской литературе сложилась традиция, что «маленького человека» следует жалеть, защищать и сострадать ему. Обратимся к рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий» и выясним, каков чеховский герой. Целеполагание: - Какое эмоциональное состояние вы испытали, прочитав рассказ? Было ли вам смешно? - О чём или о ком пойдет речь на уроке? Как можно сформулировать тему нашего урока? -Какие же цели мы можем поставить перед собой на уроке по этой теме? (ученики формулируют цель), учитель помогает при помощи фраз: сегодня мы познакомимся с …. охарактеризуем ……, узнаем……., научимся….. и так далее. (Ученики записываю число и тему урока в тетрадь) Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев. Деление на группы Учителем заранее распределены группы учащихся по сложности заданий | Аудио Музыкальный фрагмент из сюиты Баха «Шутка» http://www.inpearls.ru/35024 На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки Вместе с улыбкой учащиеся обмениваются картинками Презентация кластер Правила работы в группе 1.Говорить по очереди 2.Выслушать мнение каждого 3.Активно слушать 4.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы 5.Найти общее решение |
Середина урока (8-18 мин.) 18-28 мин. 28-29 мин 29-38 | Учитель нацеливает на выполнение группового задания №1: ЦО: 8.2.5.1- характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значения имён и фамилий Г Задание 2. Дифференциация по источникам Группа С «Критики» Блиц-опрос по рассказу «Вопрос автору» Один учащийся в роли автора выходит к доске, а остальные готовят по одному вопросу по содержанию рассказа. Если учащийся не ответил на вопрос, его место занимает учащийся, задававший вопрос. Группа В «Историки». Расскажите об исторических личностях Герострате и Эфиальте. Почему Чехов награждает своих героев такими прозвищами? (Приложение № 1) Группа А «Литературоведы» - Объясните значение подчеркнутых слов. - Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею Ну, а ты как? Небось уже статский? - Нет, милый мой, поднимай выше,- сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею. - … Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка. Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Нафанаил вытянулся во фрунт. ФО. Взаимооценивание групп «Сэндвич похвалы» - Наш класс, ребята, сегодня превратился в творческую лабораторию. А вы не просто ученики, а учёные – лингвисты, занимающиеся лексическим, содержательно- композиционным и стилистическим анализом рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». В нашей лаборатории 3 группы, каждая из которых займется своим мини-исследованием. - Предлагаю представить результаты работы каждой группы учащихся. Задание 2. Дифференциация внутри группы «Диалог и поддержка» Цель: 8.2.5.1- характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения. Приём «Демонстрация персонажа на стене» Задание для 1и 2 групп Выбрав одного героя рассказа, нарисуйте контур персонажа. Внутри персонажа напишите, что вы знаете о нем (используйте цитаты из рассказа), за пределами контура справа напишите, что вы думаете о герое, слева – о чем хотели его спросить. При защите ответа используйте стратегию «Горячий стул». 1 группа – Толстый 2 группа – Тонкий Обсуждение, ответы на вопросы. Критерии оценивания | Дескрипторы | баллы | Характеризовать героев произведения, их поступки и мотивы поведения | - представляют особенности героя, описанные в произведении; | 1 | -используют цитаты из рассказа; | 1 | - высказывают свое мнение о герое; | 1 | -используют аргументы; | 1 | - дают оценку поведению и поступкам героя; | 1 | -составляют толстые и тонкие вопросы; | 1 | - аргументированно отвечает на вопросы; | 1 | -Выражают свои мысли правильно, точно, ярко. | 1 | | всего | 8 баллов | Защита «Горячий стул» Прием «График эмоций» - 3 группа Используя прием «График эмоций», расскажите, как меняется настроение и поведение Тонкого, когда он узнает, что его бывший школьный товарищ выше его по рангу. Критерии оценивания | Дескрипторы | баллы | Характеризовать героев произведения, их поступки и мотивы поведения | - представляют особенности героя, описанные в произведении; | 1 | -используют цитаты из рассказа; | 1 | -прослеживает изменение эмоций персонажа; | 1 1 | - высказывают свое мнение о герое, | 1 | - используют аргументы; | 1 | - даёт оценку поведению и поступкам героя; | | -сохраняют нормы речевой культуры и общения. | 1 | | всего | 7 баллов | Физминутка «Толстый и тонкий» Представьте себя героями рассказа, 1 вариант –это «тонкие», а 2 вариант – это «толстые». Мимикой и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи.
Задание 3. Дифференциация. Задания с постепенно повышающейся сложностью. 8.2.6.1-анализировать систему образов, хронотоп, структуры произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свертывания информации ( схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, диаграммы ) А.П.Чехов – великий мастер художественного слова. Именно мастер, потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Группа А Составьте психологический портрет героев рассказа, заполнив таблицу. ( В помощь учащимся прилагаются наводящие вопросы) Линии сравнения | «Толстый» во 2-ой части рассказа | «Тонкий» во 2-ой части рассказа | 1.Глаголы внутреннего состояния героев | | | 2. Мимика, жесты, поза. | | | 3. Знаки препинания в конце предложений | | | 4. Обращение героев друг к другу. | | | Критерии оценивания | Дескрипторы | баллы | Анализировать систему образов, произведения и оформлять своё представление с помощью таблицы
| Находят глаголы внутреннего состояния героев; | 1 | находят описание мимики, жестов, позы героев; | 1 | обращает внимание на знаки препинания в конце предложений; | 1 | замечают разницу в обращении героев друг к другу. | 1 | Сохраняют грамматические нормы говорения. | 1 | | всего | 5 б | Группа В Используя прием «Радиальная диаграмма», расскажите о композиции и основных событиях рассказа Критерии оценивания | Дескрипторы | баллы | анализировать структуру произведения и оформлять своё представление с помощью диаграммы
| Находят элементы композиции, соотнося их с эпизодами произведения: Экспозицию | 1 | Завязку | 1 | Развитие действия | 1 | Кульминацию | 1 | Развязку | 1 | Выражают свои мысли правильно, точно, ярко. Оформляют свое представление с помощью диаграммы | 1 1 | | Всего: | 7 баллов | - Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта – это, конечно же, слова. Именно через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает и ощущает окружающий его мир. Группа С Поисковая работа. Найти в рассказе приемы создания комического Заполнить таблицу Прием создания комического | примеры | Неожиданность | | Несоответствие | | Гипербола | | Литота | | Антитеза | | метафора | | Критерии оценивания | Дескрипторы | баллы | Анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства | Находят в тексте приемы комического: Неожиданность, | 1 | Несоответствие | 1 | Находят изобразительные средства: гиперболу, литоту | 1 | сравнение, | 1 | антитезу, | 1 | метафору; | 1 | Сохраняют грамматические нормы говорения. | 1 | | всего | 7 | Комментарий учителя Обобщение. Фронтальный опрос - Кого, по вашему мнению, больше осуждает автор: толстого или тонкого? И почему вы так думаете? - Что в этом рассказе высмеивает А. П. Чехов? - Смешным или грустным показался рассказ? Почему? -Каков образ «маленького человека» у Чехова? А.П. Чехов был врачом. Он лечил людей и как врач, и как писатель. -Как вы это объясните? Врач видит, знает болезни, старается помочь больному и вылечить его, а писатель при помощи своих произведений старается указать на недостатки человека и искоренить их. И врач, и писатель помогают людям.) - Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков) ФО «Комментарий учителя» - Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова. Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…» | Источники: учебник. Приложение №1 Учебник, словарь, приложение №2: таблица «Табель о рангах» Стратегия «Демонстрация персонажа на стене + горячий стул» Листы бумаги А4, скотч, фломастеры Аудио Фрагмент из сюиты Баха «Шутка» (Приложение № 3 таблица, наводящие вопросы) Листы бумаги А4, скотч, маркеры Приложение №4 (таблица, литературоведческий словарь) |