kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«А.П. Чехов. Юмористические рассказы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

8.2.5.1- характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значения имён и фамилий

8.2.6.1-анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свертывания информации ( схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, диаграммы )

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««А.П. Чехов. Юмористические рассказы»»

Краткосрочное планирование урока


Раздел 3: «Сатира и юмор»

Тема «А.П. Чехов. Юмористические рассказы»

Урок 5: «Образ «маленького человека» в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»


Школа: СОШ имени М.Маметовой

Дата:

ФИО учителя: Кусайнова А.К.

Класс: 8

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые

необходимо достичь на данном уроке


8.2.5.1- характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значения имён и фамилий

8.2.6.1-анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свертывания информации ( схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, диаграммы )

Цели урока:

Все учащиеся смогут: характеризовать героев рассказа «Толстый и тонкий», их поступки, мотивы поведения, значения имен и прозвищ; анализировать систему образов; оформлять свое представление с помощью различных способов (схемы, диаграммы).

Большинство учащихся смогут: выделять черты «толстого» и «тонкого», анализировать их поступки и поведение, выражать собственное мнение; анализировать структуру произведения, работать с графическими органайзерами, смогут раскрыть особенности художественного мастерства писателя при создании образа «маленького человека».


Некоторые учащиеся смогут: анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, приемы создания комического в рассказе.

Языковая цель:

Учащиеся смогут: Высказывать свое мнение о героях произведения, характеризовать героев;

развивать навыки устной речи и формулирования вопросов и ответов, расширять словарный запас.


Предметно-специфический словарь: рассказ, сатира, ирония, мастер детали, «Табель о рангах», «маленький человек», благоговение, чинопочитание, угодничество, лесть, заискивание, самоуничижение

Список слов/фраз, которыми владеют учащиеся и используют их во время урока: «Основная мысль рассказа…», «Я думаю, что…», «К сожалению в современном обществе…»

Полезные фразы: «Я считаю, что…», «По моему мнению…», «Мне кажется…, « На месте героя я поступил бы…»

Привитие ценностей:

Показать отрицательное отношение к лицемерию и чинопочитанию; воспитывать у детей чувство собственного достоинства.

Межпредметные связи

Русский язык, история

Информационно-коммуникационные технологии

Презентация, аудио (музыкальный фрагмент)

Предшествующее обучение

На предыдущих уроках учащиея изучили биографию А. П. Чехова, прочитали рассказы «Пересолил», «Дипломат», «Мальчики», «Смерть Чиновника»; владеют терминологией юмор и сатира, приём «говорящие фамилии» ,знают содержание рассказа «Толстый и тонкий»

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

Начало урока

(7 мин)

Организационный этап. «Эмоциональный настрой. «Подари улыбку»

Звучит музыкальное произведение Баха «Шутка»

-Какое настроение у вас возникло?

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Цель данного тренинга - установление атмосферы сотрудничества, доверия, создание позитивного настроения


На этапе мотивации происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне: учащиеся читают эпиграф:

«Береги в себе человека»

А.П.Чехов

Как вы понимаете эти слова?


Ф.О. Комментарий учителя


Актуализация.

Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.П. Чехова.

Чехов – великий мастер художественного слова. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным.

- Какие основные темы поднимал в своем творчестве А.П. Чехов?

(одна из них тема «маленького человека»: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»)


П. «Мозговой штурм»: Ребята, в течение минуты обсудите в парах и представьте свои выводы по вопросу: «Портрет маленького человека»

Задание 1

Предлагаю составить свой образ «маленького человека»: составление кластера


(Примерные ответы: приниженность, смирение, робость, сожаление, смятение, обида, унижение, жалкое существо, издевательство, никчемность, рабство души, низкий достаток и сословие, незаметность, серость, скучный образ жизни, бесправный, невзрачность, униженный в жизни и т.д.)


ФО. Взаимооценивание «Комплимент», используя фразы «Вы просто молодцы…», У вас многое получилось…», «Вы должны поработать над…» и т.д.

Учитель помогает обобщить информацию:

Вывод: в русской литературе сложилась традиция, что «маленького человека» следует жалеть, защищать и сострадать ему.  Обратимся к рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий» и выясним, каков чеховский герой.


Целеполагание:

- Какое эмоциональное состояние вы испытали, прочитав рассказ? Было ли вам смешно?

- О чём или о ком пойдет речь на уроке?

Как можно сформулировать тему нашего урока?

-Какие же цели мы можем поставить перед собой на уроке по этой теме? (ученики формулируют цель), учитель помогает при помощи фраз: сегодня мы познакомимся с ….

охарактеризуем ……, узнаем……., научимся….. и так далее. (Ученики записываю число и тему урока в тетрадь)

Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.

Деление на группы

Учителем заранее распределены группы учащихся по сложности заданий




Аудио

Музыкальный фрагмент из сюиты Баха «Шутка»


http://www.inpearls.ru/35024


На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки

Вместе с улыбкой учащиеся обмениваются картинками





Презентация







кластер





















Правила работы в группе

1.Говорить по очереди

2.Выслушать мнение каждого

3.Активно слушать

4.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы

5.Найти общее решение


Середина урока



(8-18 мин.)
































18-28 мин.


























































28-29 мин




29-38

Учитель нацеливает на выполнение группового задания №1:

ЦО: 8.2.5.1- характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значения имён и фамилий

Г Задание 2. Дифференциация по источникам


Группа С «Критики»

Блиц-опрос по рассказу «Вопрос автору»

Один учащийся в роли автора выходит к доске, а остальные готовят по одному вопросу по содержанию рассказа. Если учащийся не ответил на вопрос, его место занимает учащийся, задававший вопрос.

Группа В «Историки».

Расскажите об исторических личностях Герострате и Эфиальте. Почему Чехов награждает своих героев такими прозвищами? (Приложение № 1)

Группа А «Литературоведы»

- Объясните значение подчеркнутых слов.

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею

Ну, а ты как? Небось уже статский?


- Нет, милый мой, поднимай выше,- сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.


- … Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка.

Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю.

Нафанаил вытянулся во фрунт.


ФО. Взаимооценивание групп «Сэндвич похвалы»


- Наш класс, ребята, сегодня превратился в творческую лабораторию. А вы не просто ученики, а учёные – лингвисты, занимающиеся лексическим, содержательно- композиционным и стилистическим анализом рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

В нашей лаборатории 3 группы, каждая из которых займется своим мини-исследованием.

- Предлагаю представить результаты работы каждой группы учащихся.


Задание 2. Дифференциация внутри группы «Диалог и поддержка»


Цель: 8.2.5.1- характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения.

Приём «Демонстрация персонажа на стене»


Задание для 1и 2 групп

Выбрав одного героя рассказа, нарисуйте контур персонажа. Внутри персонажа напишите, что вы знаете о нем (используйте цитаты из рассказа), за пределами контура справа напишите, что вы думаете о герое, слева – о чем хотели его спросить. При защите ответа используйте стратегию «Горячий стул».

1 группа – Толстый

2 группа – Тонкий


Обсуждение, ответы на вопросы.



Критерии оценивания

Дескрипторы

баллы

Характеризовать героев произведения, их поступки и мотивы поведения

- представляют особенности героя, описанные в произведении;


1

-используют цитаты из рассказа;

1

- высказывают свое мнение о герое;

1

-используют аргументы;

1

- дают оценку поведению и поступкам героя;

1

-составляют толстые и тонкие вопросы;

1

- аргументированно отвечает на вопросы;

1

-Выражают свои мысли правильно, точно, ярко.


1


всего

8 баллов


Защита «Горячий стул»


Прием «График эмоций» - 3 группа

Используя прием «График эмоций», расскажите, как меняется настроение и поведение Тонкого, когда он узнает, что его бывший школьный товарищ выше его по рангу.


Критерии оценивания

Дескрипторы

баллы

Характеризовать героев произведения, их поступки и мотивы поведения

- представляют особенности героя, описанные в произведении;

1


-используют цитаты из рассказа;

1

-прослеживает изменение эмоций персонажа;

1

1

- высказывают свое мнение о герое,

1

- используют аргументы;

1

- даёт оценку поведению и поступкам героя;


-сохраняют нормы речевой культуры и общения.

1


всего

7 баллов



Физминутка «Толстый и тонкий»

Представьте себя героями рассказа,  1 вариант –это «тонкие», а 2 вариант – это «толстые». Мимикой  и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи.

Задание 3. Дифференциация. Задания с постепенно повышающейся сложностью.


8.2.6.1-анализировать систему образов, хронотоп, структуры произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свертывания информации ( схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, диаграммы )


А.П.Чехов – великий мастер художественного слова. Именно мастер, потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать.


Группа А

Составьте психологический портрет героев рассказа, заполнив таблицу.

( В помощь учащимся прилагаются наводящие вопросы)

Линии сравнения

«Толстый» во 2-ой части рассказа

«Тонкий» во 2-ой части рассказа

1.Глаголы внутреннего состояния героев



2. Мимика, жесты, поза.



3. Знаки препинания в конце предложений



4. Обращение героев друг к другу.





Критерии оценивания

Дескрипторы

баллы

Анализировать систему образов, произведения
и оформлять своё представление с помощью таблицы

Находят глаголы внутреннего состояния героев;

1


находят описание мимики, жестов, позы героев;


1

обращает внимание на знаки препинания в конце предложений;


1

замечают разницу в обращении героев друг к другу.


1

Сохраняют грамматические нормы говорения.


1


всего

5 б


Группа В

Используя прием «Радиальная диаграмма», расскажите о композиции и основных событиях рассказа

Критерии оценивания

Дескрипторы

баллы

анализировать структуру произведения и оформлять своё представление с помощью диаграммы

Находят элементы композиции, соотнося их с эпизодами произведения:

Экспозицию



1

Завязку

1

Развитие действия

1

Кульминацию

1

Развязку

1

Выражают свои мысли правильно, точно, ярко.

Оформляют свое представление с помощью диаграммы


1



1


Всего:

7 баллов



- Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта – это, конечно же, слова.

Именно через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает и ощущает окружающий его мир.


Группа С

Поисковая работа. Найти в рассказе приемы создания комического

Заполнить таблицу

Прием создания комического

примеры

Неожиданность


Несоответствие


Гипербола


Литота


Антитеза


метафора



Критерии оценивания

Дескрипторы

баллы


Анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства








Находят в тексте приемы комического:

Неожиданность,



1

Несоответствие

1

Находят изобразительные средства:

гиперболу, литоту



1

сравнение,

1

антитезу,

1

метафору;

1

Сохраняют грамматические нормы говорения.



1


всего

7


Комментарий учителя

Обобщение.

Фронтальный опрос

- Кого, по вашему мнению, больше осуждает автор: толстого или тонкого? И почему вы так думаете?

- Что в этом рассказе высмеивает А. П. Чехов?

- Смешным или грустным показался рассказ? Почему?

-Каков образ «маленького человека» у Чехова?

А.П. Чехов был врачом. Он лечил людей и как врач, и как писатель.

-Как вы это объясните?

Врач видит, знает болезни, старается помочь больному и вылечить его, а писатель при помощи своих произведений старается указать на недостатки человека и искоренить их. И врач, и писатель помогают людям.)

- Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)

ФО «Комментарий учителя»

- Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.


Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»







Источники: учебник.





Приложение №1




Учебник, словарь,


приложение №2:

таблица «Табель о рангах»














Стратегия «Демонстрация персонажа на стене + горячий стул»




Листы бумаги А4, скотч, фломастеры


































Аудио

Фрагмент из сюиты Баха «Шутка»












(Приложение № 3 таблица, наводящие вопросы)

































Листы бумаги А4, скотч, маркеры




















Приложение №4 (таблица, литературоведческий словарь)


























Конец урока

38-40 мин.

1. Домашнее задание (на выбор): 1) написать рассказ от 1-го лица о встрече с одноклассником, рассказанный Толстым;

2) дать письменный ответ на вопрос «Что делать, чтобы не остаться «маленьким человеком»?

3) составить синквейн с ключевыми словами «толстый», «тонкий»

2. Рефлексия: стратегия «Рефлексивная мишень»


Приложение № 5

Алгоритм составления синквейна (дифференциация по уровню знаний)

Дополнительная информация

Дифференциация – На этапе осмысления дифференциация по источникам: информационная поддержка учащихся (карточки-информаторы, справочный материал);

- помощь отдельным учащимся с низкой мотивацией на протяжении всего урока;

-использование разноуровневых заданий.

На этапе закрепления дифференциация по уровню сложности заданий;

дифференциация «диалог и поддержка» (в группах обучающиеся распределяют задания, учитывая способности друг друга);

предоставление учащемуся возможности самостоятельного выбора посильного задания

( домашнее задание);

Оценивание

- критериальное оценивание (по дескрипторам); формативное оценивание (взаимооценивание с использованием техник «Комплимент»,

«Сэндвич похвалы»;

комментарий учителя.

-

Проверка здоровья и безопасности –

- смена деятельности;

- физминутка «Толстый и тонкий»;

- перегруппировка.




Рефлексия

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня усвоили? Какова была атмосфера во время обучения? Хорошо ли работала запланированная мной дифференциация?

Придерживался ли я запланированного времени? Какие изменения я сделал в своем плане и почему?

Итоговая оценка



Какие две вещи прошли действительно хорошо (учтите преподавание и обучение)?

1:

2:

Какие две вещи смогли бы улучшить урок (учтите преподавание и обучение)?

Что я узнал нового из этого урока о классе или об отдельных учениках, что может видоизменить мой следующий урок?

Используйте отведенное ниже место для написания отзыва о своем уроке. Ответьте на самые важные вопросы о вашем уроке из таблицы слева







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«А.П. Чехов. Юмористические рассказы»

Автор: Кусайнова Алтынай Куракбаевна

Дата: 06.06.2019

Номер свидетельства: 513630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по литературе "А.П. Чехов юмористические рассказы""
    ["seo_title"] => string(66) "konspekt_uroka_po_literature_a_p_chekhov_iumoristicheskie_rasskazy"
    ["file_id"] => string(6) "625178"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675916329"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Юмористические рассказы в творчестве А.П. Чехова.  Рассказ «Толстый и тонкий» "
    ["seo_title"] => string(82) "iumoristichieskiie-rasskazy-v-tvorchiestvie-a-p-chiekhova-rasskaz-tolstyi-i-tonkii"
    ["file_id"] => string(6) "204720"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429714560"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. "
    ["seo_title"] => string(73) "a-p-chiekhov-slovo-o-pisatielie-khirurghiia-kak-iumoristichieskii-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "131695"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416212227"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в  рассказе «Хирургия» "
    ["seo_title"] => string(79) "iumoristichieskii-i-satirichieskii-talant-a-p-chiekhova-v-rasskazie-khirurghiia"
    ["file_id"] => string(6) "211141"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431545577"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Царство смеха и слез». "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-a-p-chiekhov-rasskaz-khamielieon-tsarstvo-smiekha-i-sliez"
    ["file_id"] => string(6) "191986"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427388633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства