«Юмористические Рассказы в творчестве А.П. Чехова.
Рассказ «Толстый и тонкий»
Цели:
1. Продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
2.На основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
3.Развивать критическое мышление;
4. Стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.
5.Развивать культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи
6.Воспитание интереса к предмету,
Эпиграф
«Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (К.Чуковский)
II. Этап
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы поразмышляем, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.
2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий».
Чтение рассказа.
Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)
III. Стадия «Вызов».
Задайте вопрос героям рассказа. О чем вы могли бы их спросить?
Примеры вопросов:
«Толстые» вопросы, придуманные детьми
«Тонкие» вопросы, придуманные детьми
Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?
Почему изменилось поведение тонкого?
Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?
Где встретились два приятеля?
Как звали жену и сына тонкого?
До какого звания дослужился толстый?
IV. Стадия «Осмысление»
- Смешным или грустным назвали бы вы этот рассказ? Почему?
Словарная работа
Юмор – вид комического, изображение героев и ситуаций с целью вызвать смех у читателя.
Сатира – вид комического, направленный на уничтожающее осмеяние пороков человека и общества.
5.Обучение выразительному чтению
Чтение по ролям. Во время поиска необходимой, точной интонации ученики будут приближаться к постижению смысла рассказа.
После первой попытки выразительного прочтения предложим разделить рассказ на части и озаглавить их.
1-я часть: от начала до слов: «Оба были приятно ошеломлены» — «Встретились два приятеля».
2-я часть: до слов: «Тонкий вдруг побледнел.» — «Оба были приятно ошеломлены».
3-я часть: до конца — «К чему тут это чинопочитание!»
— Как мы относимся к героям по характеристикам первой части? Кому мы сочувствуем и почему?
— Что мы узнаем о героях во второй части? Как меняется наше отношение к ним?
— Как мы относимся к героям после преображения тонкого в третьей части? Кому мы сочувствуем? Кто вызывает неприязнь и почему?
6. Беседа по содержанию и основной мысли рассказа.
- Найдите завязку рассказа «Толстый и тонкий»
Слайд - «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий».
Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до 1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она именуется Октябрьской.
4. Чего больше в рассказе Чехова: повествования, описания, диалога?
(Запись в тетрадях. «Диалоговое построение рассказа».)
- В чём особенность диалогов в рассказе?
Только ли они двигают вперёд сюжет?
- Диалоги представляют героев рассказа.
Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актёров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
Слайд. А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».
- О чём эта деталь говорит? (Всего одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).
- Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали? А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)
Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?
Дети отмечают, что тонкий навьючен: значит герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.
- Какой композиционный приём использовал Чехов, рисуя героев?
АНТИТЕЗА – противопоставление образов. эпизодов, картин.
Чтение речи тонкого.
- Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни? Для чего Чехов вводит паузу? Что она передаёт? (С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас не это главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое… ну да бог с ним!», - не о том хочется ему сейчас, в этот радостный момент говорить).
Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.
Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.
Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в 19 в в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории.
Чтение ответа толстого.
- Что мы узнаём о его положении в обществе? Как, по-вашему, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Почему Чехов об этом ничего не говорит нам?
Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели.» и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.
Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.
До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра), сенатор, посланник и другие
Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность?
- Читаем в рассказе Чехова… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». О чём эти вдруг, побледнел, окаменел говорят нам?
Выводы:
- Слово «вдруг» передаёт состояние внезапной перемены.
«Окаменел» - был поражён, как громом, не мог двигаться, замер, застыл как вкопанный. За словом – состояние, пережитые чувства: страх, испуг, ужас, шок.
Тонкий теряет дар речи, униженно хихикает, сразу же в его речи появляется раболепно-почтительное Он пытается выражаться красиво, торжественно.