kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Юмористические рассказы в творчестве А.П. Чехова. Рассказ «Толстый и тонкий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Юмористические Рассказы в творчестве А.П. Чехова.

Рассказ «Толстый и тонкий»

Цели:

1. Продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
2.На основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
3.Развивать критическое мышление;
4. Стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.
5.Развивать культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи

 6.Воспитание интереса к предмету,

Эпиграф

 «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (К.Чуковский)

II. Этап

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

 Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы поразмышляем, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.

2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий».

Чтение рассказа.

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

III. Стадия «Вызов».

Задайте вопрос героям рассказа. О чем вы могли бы их спросить?

Примеры вопросов:

«Толстые» вопросы, придуманные детьми

«Тонкие» вопросы, придуманные детьми

Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?

Почему изменилось поведение тонкого?

Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?

Где встретились два приятеля?

Как звали жену и сына тонкого?

До какого звания дослужился толстый?

IV. Стадия «Осмысление»

- Смешным или грустным назвали бы вы этот рассказ? Почему?

      Словарная работа

    Юмор –  вид комического,  изображение героев и ситуаций с целью вызвать смех у читателя.

     Сатира – вид комического, направленный на уничтожающее осмеяние пороков человека и общества.

5.Обучение выразительному чтению
     Чтение по ролям. Во время поиска необходимой, точной интонации ученики будут приближаться к постижению смысла рассказа.
      После первой попытки выразительного прочтения предложим разделить рассказ на части и озаглавить их.
      1-я часть: от начала до слов: «Оба были приятно ошеломлены» — «Встретились два приятеля».
      2-я часть: до слов: «Тонкий вдруг побледнел.» — «Оба были приятно ошеломлены».
      3-я часть: до конца — «К чему тут это чинопочитание!»

      — Как мы относимся к героям по характеристикам первой части? Кому мы сочувствуем и почему?
      — Что мы узнаем о героях во второй части? Как меняется наше отношение к ним?
      — Как мы относимся к героям после преображения тонкого в третьей части? Кому мы сочувствуем? Кто вызывает неприязнь и почему?

6. Беседа по содержанию и основной мысли рассказа.

- Найдите завязку рассказа «Толстый и тонкий»

Слайд - «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий».

      Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до 1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она именуется Октябрьской.

4. Чего больше в рассказе Чехова: повествования, описания, диалога?

(Запись в тетрадях. «Диалоговое построение рассказа».)

- В чём особенность диалогов в рассказе?

Только ли они двигают вперёд сюжет?

- Диалоги представляют героев рассказа.

     Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актёров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

Слайд.   А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».

- О чём эта деталь говорит? (Всего одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).

- Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали? А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)

 Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?

   Дети отмечают, что тонкий навьючен: значит герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.

- Какой композиционный приём использовал Чехов, рисуя героев?

АНТИТЕЗА – противопоставление образов. эпизодов, картин.

Чтение речи тонкого.

- Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни? Для чего Чехов вводит паузу? Что она передаёт? (С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас не это главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое… ну да бог с ним!», - не о том хочется ему сейчас, в этот радостный момент говорить).

       Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.
      Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.
      Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в 19 в в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории
.
 

 Чтение ответа толстого.

- Что мы узнаём о его положении в обществе? Как, по-вашему, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Почему Чехов об этом ничего не говорит нам?

        Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели.» и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.
      Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.

    До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра), сенатор, посланник и другие
 

    Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность?

- Читаем в рассказе Чехова… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». О чём эти вдруг, побледнел, окаменел говорят нам?

Выводы:

- Слово «вдруг» передаёт состояние внезапной перемены.

«Окаменел» - был поражён, как громом, не мог двигаться, замер, застыл как вкопанный. За словом – состояние, пережитые чувства: страх, испуг, ужас, шок.

   Тонкий теряет дар речи, униженно хихикает, сразу же в его речи появляется раболепно-почтительное Он пытается выражаться красиво, торжественно.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Юмористические рассказы в творчестве А.П. Чехова. Рассказ «Толстый и тонкий» »

Тема урока «ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА. РАССКАЗ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»

Тема урока

«ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА.

РАССКАЗ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»

«Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми  и самоуничижение перед сильными»  (К.Чуковский)

«Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми

и самоуничижение перед сильными»

(К.Чуковский)

Юмор –  вид комического,     Сатира – вид комического, направленный  изображение героев и ситуаций с целью вызвать смех  у читателя.  на уничтожающее осмеяние пороков человека и общества.

  • Юмор –  вид комического,  

  • Сатира – вид комического, направленный

изображение героев и ситуаций с целью вызвать смех

у читателя.

на уничтожающее осмеяние пороков человека и общества.

«

«

«Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем»
  • «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем»

Толстый

Флёрдоранж Херес Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит, Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью.

Флёрдоранж

Херес

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит, Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью.

«Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»
  • «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»

Тонкий

АНТИТЕЗА – противопоставление образов . эпизодов, картин.

АНТИТЕЗА – противопоставление образов . эпизодов, картин.

ЧИНОПОЧИТА́НИЕ , чинопочитания, мн. нет, ср.(книжн.,  устар.
  • ЧИНОПОЧИТА́НИЕ , чинопочитания, мн. нет, ср.(книжн.,  устар. , теперь ирон.). Почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья 

дисциплина. Правила чинопочитания. Толковый словарь  Д.Н.Ушакова.

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  •         написать юмористический рассказ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Юмористические рассказы в творчестве А.П. Чехова. Рассказ «Толстый и тонкий»

Автор: Горбунова Елена Ивановна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204720

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Разработка урока по теме: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий» "
    ["seo_title"] => string(103) "razrabotka-uroka-po-tiemie-satirichieskiie-i-iumoristichieskiie-rasskazy-a-p-chiekhova-tolstyi-i-tonkii"
    ["file_id"] => string(6) "210479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431444441"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "КВН по творчеству А.П. Чехова "
    ["seo_title"] => string(33) "kvn-po-tvorchiestvu-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "206989"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430315803"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: « ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ А.П.ЧЕХОВА. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО »"
    ["seo_title"] => string(123) "urok-russkoi-litieratury-na-tiemu-osobiennosti-khudozhiestviennogo-mirooshchushchieniia-a-p-chiekhova-rannieie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "249885"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446988917"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Мир уцелел, потому что смеялся (урок-путешествие в страну Советов по рассказу М.Зощенко «Стакан»)"
    ["seo_title"] => string(80) "mir_utselel_potomu_chto_smeialsia_urok_puteshestvie_v_stranu_sovetov_po_rasskazu"
    ["file_id"] => string(6) "481040"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1539832477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства