kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

Цели деятельности учителя: пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А. П. Чехова; выяснить, что побудило писателя к созданию юмористических рассказов; познакомить пятиклассников с содержанием рассказа «Хирургия» и выявить первоначальное впечатление о прочитанном; помочь ученикам обнаружить сатирический пафос произведения, формы юмористической и сатирической оценки героев, значащие имена и фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики персонажа, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамику повествования, а отсюда и лаконизм изложения, простоту фразы, индивидуализацию речи.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Оборудование: портрет А. П. Чехова, выставка книг писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. »

Урок литературы в 5 классе

УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин

Урок 52-53

Тема: А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

Цели деятельности учителя: пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А. П. Чехова; выяснить, что побудило писателя к созданию юмористических рассказов; познакомить пятиклассников с содержанием рассказа «Хирургия» и выявить первоначальное впечатление о прочитанном; помочь ученикам обнаружить сатирический пафос произведения, формы юмористической и сатирической оценки героев, значащие имена и фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики персонажа, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамику повествования, а отсюда и лаконизм изложения, простоту фразы, индивидуализацию речи.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Оборудование: портрет А. П. Чехова, выставка книг писателя.

Ход урока





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята!

Вы готовы к уроку?

Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл…

М. Горький

Объясните смысл эпиграфа.

Это высказывание имеет отношение к сегодняшнему писателю.



Объясняют высказывание

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

2. Актуализация знаний. Организация и самоорганизация учащихся

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».




1.Посмотрите портреты писателей и скажите, с творчеством какого из них вы еще не знакомились?

2.« Четвертый лишний».

Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

«Заколдованное место» «Муму» «Хирургия» «Кавказский пленник»
Сформулируйте тему и цели урока.

Наметим план работы.

Перед вами портрет А. П. Чехова, гениального юмориста, прозаика и драматурга. Вот как описал Чехова В. И. Немирович-Данченко: «Я увидел довольно красивого, положительно красивого молодого человека, с приятно вьющимися, забранными назад волосами, бородкой и усами, очевидно, избегавшими парикмахера, державшегося скромно, но без излишней застенчивости…».

«Милым, прекрасным человеком, скромным, тихим» считал Чехова великий Лев Николаевич Толстой.


- Какое же впечатление производил Чехов на окружающих?






Оцените себя на этом этапе




Ответы ребят


Формулируют тему урока

Формулируют цель и задачи, намечают этапы работы








Читают высказывания





Личность Чехова – сочетание деликатности, душевной мягкости с мужеством и силой воли. Как человек Чехов производил на всех приятное впечатление

Оценивание



Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

3. Практикум

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

1) Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине.

1. Знакомство с биографией (учебник и презентация)

- Что нового вы узнали? - Что заинтересовало вас в биографии писателя?

2.Чтение рассказа «Хирургия» (1883 г.).

3. Беседа.

Вопросы:

1. Понравился ли вам рассказ?

2. Как вы думаете, что побудило писателя к созданию этого произведения?

3. Вспомните фамилию фельдшера. На что она намекает?

4. Каким перед вами предстает больной дьячок?

5. Кто вызывает больше смеха или сочувствия: дьячок Вонмигласов? фельдшер Курятин?

4. Дать характеристику герою рассказа по плану.

1-я группа фельдшер Курятин.

2-я группа дьячок Вонмигласов.

3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках.

- Чем вы объясняете эти совпадения?

Вывод

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?







Чтение просмотр


Работа в паре
















Работа по группам










Оценивание

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.


Умение работать в группе, выражение своих мыслей

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

4. Рефлексия.












Домашнее задание

- Какую тему изучили на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса


1. По группам или индивидуально подготовить:

2. Письменно ответить на вопросы:

- В чем ценность рассказа?

- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления).



Оценивают свою работу на уроке

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)


.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Автор: Брехнева Любовь Владимировна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». "
    ["seo_title"] => string(55) "anton-pavlovich-chiekhov-slovo-o-pisatielie-khirurghiia"
    ["file_id"] => string(6) "200397"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428830473"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в  рассказе «Хирургия» "
    ["seo_title"] => string(79) "iumoristichieskii-i-satirichieskii-talant-a-p-chiekhova-v-rasskazie-khirurghiia"
    ["file_id"] => string(6) "211141"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431545577"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "КВН по творчеству А.П. Чехова "
    ["seo_title"] => string(33) "kvn-po-tvorchiestvu-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "206989"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430315803"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства