kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в рассказе «Хирургия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в  рассказе «Хирургия»

                                                    «Они смешные, но невеселые…» ( А. П. Чехов)

Цели урока :

1.Уяснить, почему «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ. 
2.Формирование умений учащихся анализировать текст художественного 
произведения. 
3. Формирование умений заниматься исследовательской деятельностью. 
3. Воспитание культуры речи, культуры поведения.

Оборудование – плакаты с выписками из словаря С. И. Ожегова, презентация к уроку, карточки с заданием. Инсценировка.

Ход урока. 
1.Слово учителя. 
На дом вам было задано прочитать рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Сегодня на уроке мы будем доказывать, что «Хирургия» - юмористический рассказ.

  СЛАЙД                      Эпиграф к уроку: « Они смешные, но невеселые».

- Такую характеристику своим рассказам дал писатель. И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями и почему рассказ «Хирургия» и смешной и грустный рассказ

2. Объяснение нового материала.

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова  

Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове? (ответы: грустные глаза, серьезный, печальный). Как вы думаете, какую профессию выбрал этот человек? (ответ: врач). Как вы думаете, А.П.Чехов- интеллигентный человек? Что такое интеллигентность? (ответы: он образованный, воспитанный, уважает других людей). Молодцы, ребята. Вы все верно сказали о писателе.

       Индив. зад. Биография  А. П. Чехова 

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

 - Что заинтересовало вас в биографии писателя?

 Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Послушайте одну такую историю.

ИНД, ЗАД.    Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался. Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел.

-  А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

    - Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

СЛАЙД  СЛОВАРНАЯ РАБОТА

-  Вспомните,что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему?  ( потому что герои ведут себя нелепо…)

- Смешно, потому что произведение юмористическое. Что такое юмор?

Слайд   Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

.- Давайте попробуем разобраться в этом. Но сначала выясним, насколько внимательно вы прочитали рассказ как хорошо вы поняли прочитанное.

Викторина на знание текста ( раздаю листки с фамилиям) Отвечать ДА или НЕТ

Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер?

Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич.

Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком.

Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского.

Курятин вырывал зуб дьячку щипцами.

Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту.

Уходя, дьячок забрал просфиру, которую принес фельдшеру.

Курятину 52 года?

На носу у дьячка сидела муха?

 Семь лет помещик Александр Иванович Египетский жил  в Петербурге?

  Ответы:, 1)нет, 2)да, 3)нет, 4)да, 5)да, 6)нет, 7)да. 8) нет 9) нет 10)да

ВИКТОРИНА ( мозговой штурм)

- Какими словами начинается рассказ? (земская больница…)
- Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? ( доктор  уехал жениться)
- Как фамилия фельдшера? (Курятин)
- Как зовут фельдшера? ( Сергей Кузьмич)
-Сколько лет Курятину? (лет сорока)
- Как фамилия дьячка? (Вонмигласов)
- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? (водку с хреном)
- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? (ниточку с афонской горы и полоскать молоком)
- Почему дьячок не полоскал молоком? (пост)

- Какие инструменты называл Курятин? (Щипцы, козья ножка, ключ)
  -Что было на глазу дьячка?( муха, бельмо, ячмень)

  - На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? (нашатырным спиртом, карболовой кислотой, йодом)

  -  Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка? (Библия, псалтырь, азбука)

   - Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой? (бурса, дом, школа)

       Повторим определения:  Герой литературного произведения- действующее лицо, персонаж произведения.

Персонажи рассказа – фельдшер Курятин Сергей Кузьмич, дьячок Вонмигласов Ефим Михеич.

- Как представляете себе земскую больницу?

-  Что можете сказать о Курятине ( по его портрету, по фамилии)?

- Как выглядит пациент и как ведет себя, придя в больницу? А в процессе вырывания зуба? Какое решение  и почему принимает дьячок в конце рассказа?

-  Как характеризует героев их речь?

 -  В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе выполняют функцию ремарок? ( слова автора)

СЛАЙД  У А. П. Чехова все фамилии «говорящие». Что означает фамилия Курятин?

 Обратимся к фразеологическому словарю. Найдите фразеологизм со словом курица. - Мокрая курица. 
- Что означает «мокрая курица»?   - «Жалкий человек». 
- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он?( Фельдшер)

 Обратите внимание на выписку из словаря С. И.Ожегова. Кто такой фельдшер? (Лицо со средним медицинским образованием).

- А что означает слово доктор?( Лицо с высшим медицинским образованием)

 -  Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача. 

- Найдите в тексте место, где говорится о том, как одет герой. («В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»). Соответствует ли его одежда виду врача? 
- Найдите в тексте портрет Курятина. («выражение чувства долга и приятности»). 
- Как ведет себя фельдшер? («зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние). Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует. 
- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. (А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»). Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).
- Что он говорит и хирургии? Понимает ли он что-нибудь в ней?

Делаем вывод.  Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача). 

Синквейн:
1. Курятин

2.Невежественный, грубый

3. Играет роль врача, задается, тянет

4.Занимается не своим делом

5.Фельдшер…

Характеристика Вонмигласова.   
- Значение фамилии? (Служитель церкви. «высокий, коренастый старик»)

 Портрет. Внешний вид. (Обыкновенный человек. )
«Пправый глаз с бельмом и полузакрытый» Больной, несчастный, жалкий.
«Бородавка, издали похожая на большую муху»

Деталь.  Смешной человек. ( Крестится на бутыль с карболкой)

 Поведение. Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника. Доверяет фельдшеру удалить зуб.

 Поведение. Глупость
Речь. Старославянские слова. Хочет казаться культурным.  Просторечные слова.. Бескультурный, малообразованный человек. 

Синквейн: 

 1. Вонмигласов

2. Глупый, смешной

3. Просит, жалуется, ругает фельдшера

4.Больной, несчастный, жалкий человек…

5. Дьячок

ВЫВОД:  Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным. 

- Попробуем определить основную мысль рассказа. Именно Вонмигласов ее высказывает:

.  «Коли не умеешь… так не берись». –

- Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить.

 СЛАЙД  А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов. Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии.


- Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает?

СЛАЙД   Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий. 

-Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека? ( Учащиеся отвечают). 

СЛАЙД                                    Групповое задание. 
1 ряд     Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную. 
1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь? 2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю. 3. Что скажешь, дружок? Где болит? 

2 ряд   Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную. 
1.Его нужно выдернуть. 2. Его нужно вытащить. 3. Его нужно удалить. 
 

3 ряд  Замените фразу: « Сейчас мы его …тово…Раз плюнуть…»

3. Подведение итогов.

СЛАЙД   - Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? - Отчего это происходит? ОНИ СМЕШНЫЕ, НО НЕВЕСЕЛЫЕ… ПОЧЕМУ?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

  СЛАЙД   Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло

ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА,   Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому и заполненная им “История болезни”. Чехов эти истории называл “Скорбными листами”. Попробуем и мы с вами составить такой “Скорбный лист” на героев рассказа “Хирургия”.

– Что такое нравственность?(отвечают)

- Итак, какой диагноз мы с вами поставим? (БОЛЕЗНЬ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ)

О каких ее симптомах поведал писатель? (невежество, хвастовство, чинопочитание, грубость).

– Можем ли мы назвать причину заболевания? (низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины).

– Подумайте о лекарстве против болезни, об ее профилактике. (учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков).

Заключение. Значение Чехова. Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.

- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны.  ТАК ли это?

   СЛАЙД    Подведение итогов урока. 
- Что мы сегодня узнали нового? (Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова). 
- Чему мы учились? ( Работать с текстом….
 

- Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно: 

1. Придумать фамилию.  2. Описать лицо, одежду, обувь героя.  3. Показать речь героя. 

 Предлагаю ребятам заполнить лист самооценки Оценки.

 Д\З  Просмотреть  фильм « Сельские эскулапы» 1939 года

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в рассказе «Хирургия» »

Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в рассказе «Хирургия»

«Они смешные, но невеселые…» ( А. П. Чехов)

Цели урока :

1.Уяснить, почему «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ. 
2.Формирование умений учащихся анализировать текст художественного 
произведения. 
3. Формирование умений заниматься исследовательской деятельностью. 
3. Воспитание культуры речи, культуры поведения.

Оборудование – плакаты с выписками из словаря С. И. Ожегова, презентация к уроку, карточки с заданием. Инсценировка.

Ход урока. 
1.Слово учителя. 
На дом вам было задано прочитать рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Сегодня на уроке мы будем доказывать, что «Хирургия» - юмористический рассказ.

СЛАЙД

Эпиграф к уроку: « Они смешные, но невеселые».

- Такую характеристику своим рассказам дал писатель. И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями и почему рассказ «Хирургия» и смешной и грустный рассказ

2. Объяснение нового материала.

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова

Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове? (ответы: грустные глаза, серьезный, печальный). Как вы думаете, какую профессию выбрал этот человек? (ответ: врач). Как вы думаете, А.П.Чехов- интеллигентный человек? Что такое интеллигентность? (ответы: он образованный, воспитанный, уважает других людей). Молодцы, ребята. Вы все верно сказали о писателе.

       Индив. зад. Биография. Текст: Антон Павлович Чехов- русский прозаик, драматург. Родился в Таганроге, в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином мелочной лавки. Отец, человек широко одаренный, самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью, церковным хором. В семье подрастало пять братьев и сестра. Режим дня у детей был суровый: работали в лавке у отца, учились в гимназии, пели в хоре, обучались ремеслам. Случилось так, что отец разорился, и семья вынуждена была уехать из города. Но Антон остался, учился в гимназии, давал частные уроки и высылал семье деньги и небольшие посылки.

      Вскоре Чехов стал студентом-медиком и одновременно сотрудничал в юмористических журналах в Москве. Он превратился в главу семьи и кормильца, что признал даже отец. В 1884 году Чехов стал доктором, но по-прежнему главной его работой была литература. Ранние рассказы Чехова- юмористические. Писатель подписывал их псевдонимами- Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и другими.

     С 1885 года начали появляться в печати первые зрелые рассказы, которые отличались от прежних. Чехов выступает уже как друг и защитник «маленьких людей»: «Смерть чиновника», «Злоумышленник». Чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и горько. Всю жизнь Чехов боролся с хамством, с угодничеством перед «сильными мира сего»: «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др.

     Для чеховской манеры письма характерен лаконизм- способность кратко и точно выражать важные и глубокие мысли. А.П.Чехов: «Краткость- сестра таланта».

      Пьесы Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневы сад», «Три сестры» до сих пор идут на сценах многих театров.

    Последние годы жизни прожил в Ялте. Умер в Германии, где лечился. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Послушайте одну такую историю.

ИНД, ЗАД. Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался... Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел.

- А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

- Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

СЛАЙД

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Понравился рассказ Чехова?

- Вспомните,что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему? ( потому что герои ведут себя нелепо…)

- Смешно, потому что произведение юмористическое. Что такое юмор?

Слайд

Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

.- Давайте попробуем разобраться в этом. Но сначала выясним, насколько внимательно вы прочитали рассказ как хорошо вы поняли прочитанное.

Викторина на знание текста ( раздаю листки с фамилиям) Отвечать ДА или НЕТ

Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер?

Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич.

Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком.

Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского.

Курятин вырывал зуб дьячку щипцами.

Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту.

Уходя, дьячок забрал просфиру, которую принес фельдшеру.

Курятину 52 года?

На носу у дьячка сидела муха?

Семь лет помещик Александр Иванович Египетский жил в Петербурге?

 Ответы: , 1)нет, 2)да, 3)нет, 4)да, 5)да, 6)нет, 7)да. 8) нет 9) нет 10)да



ВИКТОРИНА ( мозговой штурм)

- Какими словами начинается рассказ? (земская больница…)
- Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? ( доктор уехал жениться)
- Как фамилия фельдшера? (Курятин)
- Как зовут фельдшера? ( Сергей Кузьмич)
-Сколько лет Курятину? (лет сорока)
- Как фамилия дьячка? (Вонмигласов)
- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? (водку с хреном)
- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? (ниточку с афонской горы и полоскать молоком)
- Почему дьячок не полоскал молоком? (пост)

- Какие инструменты называл Курятин? (Щипцы, козья ножка, ключ)
  -Что было на глазу дьячка?( муха, бельмо, ячмень)

 - На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? (нашатырным спиртом, карболовой кислотой, йодом)

  - Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка? (Библия, псалтырь, азбука)

   - Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой? (бурса, дом, школа)

       Повторим определения: Герой литературного произведения- действующее лицо, персонаж произведения.

Персонажи рассказа – фельдшер Курятин Сергей Кузьмич, дьячок Вонмигласов Ефим Михеич.

- Как представляете себе земскую больницу?

- Что можете сказать о Курятине ( по его портрету, по фамилии)?

- Как выглядит пациент и как ведет себя, придя в больницу? А в процессе вырывания зуба? Какое решение  и почему принимает дьячок в конце рассказа?

- Как характеризует героев их речь?

- В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе выполняют функцию ремарок? ( слова автора)

СЛАЙД

У А. П. Чехова все фамилии «говорящие». Что означает фамилия Курятин?

Обратимся к фразеологическому словарю. Найдите фразеологизм со словом курица. - Мокрая курица. 
- Что означает «мокрая курица»?  - «Жалкий человек». 
- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он?( Фельдшер)

Обратите внимание на выписку из словаря С. И.Ожегова. Кто такой фельдшер? (Лицо со средним медицинским образованием).

- А что означает слово доктор?( Лицо с высшим медицинским образованием)

- Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача. 

- Найдите в тексте место, где говорится о том, как одет герой. («В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»). Соответствует ли его одежда виду врача? 
- Найдите в тексте портрет Курятина. («выражение чувства долга и приятности»). 
- Как ведет себя фельдшер? («зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние). Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует. 
- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. (А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»). Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).
- Что он говорит и хирургии? Понимает ли он что-нибудь в ней?
Делаем вывод.

Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача). 

Синквейн:
1. Курятин

2.Невежественный, грубый

3. Играет роль врача, задается, тянет

4.Занимается не своим делом

5.Фельдшер…

Характеристика Вонмигласова. 
- Значение фамилии? (Служитель церкви. «высокий, коренастый старик»)

Портрет. Внешний вид. (Обыкновенный человек. )
«Пправый глаз с бельмом и полузакрытый» Больной, несчастный, жалкий.
«Бородавка, издали похожая на большую муху»

Деталь. Смешной человек. ( Крестится на бутыль с карболкой)

Поведение. Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника. Доверяет фельдшеру удалить зуб.

Поведение. Глупость
Речь. Старославянские слова. Хочет казаться культурным.  Просторечные слова. . Бескультурный, малообразованный человек. 

Синквейн:

1. Вонмигласов

2. Глупый, смешной

3. Просит, жалуется, ругает фельдшера

4.Больной, несчастный, жалкий человек…

5. Дьячок

ВЫВОД: Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным. 

- Попробуем определить основную мысль рассказа. Именно Вонмигласов ее высказывает:

. «Коли не умеешь… так не берись». –

- Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить.

СЛАЙД

А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов. Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии.


- Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает?

СЛАЙД

Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий. 


-Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека?
( Учащиеся отвечают). 

СЛАЙД

Групповое задание. 
1 ряд Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную. 
1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь? 2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю. 3. Что скажешь, дружок? Где болит? 

2 ряд  Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную. 
1.Его нужно выдернуть. 2. Его нужно вытащить. 3. Его нужно удалить. 


3 ряд Замените фразу: « Сейчас мы его …тово…Раз плюнуть…»

3. Подведение итогов.

СЛАЙД

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? - Отчего это происходит? ОНИ СМЕШНЫЕ, НО НЕВЕСЕЛЫЕ… ПОЧЕМУ?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

СЛАЙД

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло

ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА, Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому и заполненная им “История болезни”. Чехов эти истории называл “Скорбными листами”. Попробуем и мы с вами составить такой “Скорбный лист” на героев рассказа “Хирургия”.

Что такое нравственность?(отвечают)

- Итак, какой диагноз мы с вами поставим? (БОЛЕЗНЬ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ)

О каких ее симптомах поведал писатель? (невежество, хвастовство, чинопочитание, грубость).

Можем ли мы назвать причину заболевания? (низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины).

Подумайте о лекарстве против болезни, об ее профилактике. (учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков).

Заключение. Значение Чехова. Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.

Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли десятилетия. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: “Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову”.

- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. ТАК ли это?

СЛАЙД

Подведение итогов урока. 
- Что мы сегодня узнали нового? (Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова). 
- Чему мы учились? ( Работать с текстом….
 

- Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно: 
1. Придумать фамилию.  2. Описать лицо, одежду, обувь героя.  3. Показать речь героя. 

Предлагаю ребятам заполнить лист самооценки Оценки.

- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется?

Предложение воспользоваться табличкой «Плюс-минус-интересно».( ТРИ ГРАФЫ) В графу «плюс» записать все, что понравилось на уроке (информация, формы работы, которые вызвали положительные эмоции), в графу «минус» записать все, что не понравилось (вызвало неприязнь, осталось непонятным), в графу «интересно» записать все, что показалось любопытным, о чем еще хотелось бы узнать)



Д\З Просмотреть фильм « Сельские эскулапы» 1939 года






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в рассказе «Хирургия»

Автор: Ковалевская Полина Анатольевна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 211141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "КВН по творчеству А.П. Чехова "
    ["seo_title"] => string(33) "kvn-po-tvorchiestvu-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "206989"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430315803"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-litieratury-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "222225"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436018177"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства