Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Царство смеха и слез».
Цели урока: 1.Обучающие: пополнить знания о жизни и творческой деятельности писателя, изучить рассказ «Хамелеон», обобщить наблюдения над поступками, речью, портретом героя рассказа, показать мастерство писателя;
2. развивающие: развивать монологическую речь учащихся, умение работать в коллективе, учить проявлять внимание к мнению других, умение анализировать текст;
3. воспитательные: воспитать у учащихся отрицательное отношение к комическим, грустными трагическим сторонам человеческой жизни в рассказе; чувство нравственности, воспитанности.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы и приёмы: групповая работа, ролевая игра, чтение по ролям, тесты-тренажеры
Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, слайды, интерактивная доска.
Ход урока
Психологический настрой.
- Актуализация полученных знаний.
Слайд №1. Тема урока. Портрет писателя.
Введение. Тема урока: Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хамелеон».
На уроке мы поговорим о раннем творчестве писателя, познакомимся с его первыми юмористическими рассказами. Слайд №2. Эпиграф урока: й властно и строго требует: «Будь человеком!
А не то шкуру с тебя спущу!».
Чехов – тихо но крайне внятно говорит мне то же самое:
«Будь человеком» - добавляет: «Если можешь».
Виктор Розан.
2.Формирование новых понятий и способов действия.
-А что нового мы узнаем сегодня на уроке? Вы сегодня познакомитесь с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон». Но сначала проверим домашнее задание.
Работа проводится в группах. За несколько дней до урока группы получают задание.
Первая группа: подготовить биографию писателя.
Вторая группа: инсценировка одного из рассказов писателя.
Третья группа: обзор одного или нескольких юмористических рассказов писателя, кратко передать содержание, определить тему.
Слово учителя: Запись в метрической книге Таганрогской соборной церкви: « 1860 года рождения, а 27-го крещен Антоний; родители его: таганрогский купец третьей гильдии, Павел Георгиевич Чехов и законная жена его Евгения Яковлевна…»
В этом высказывании – вся биография отрочества и детства и «прелести» «таганрогской купели» писателя.
Позже все знакомые и почитатели Антона Павловича будут называть его «деликатнейший», «интеллигентнейший», «очаровательный», «мягкий». «Чудное и в высшей степени кроткое создание».
Вскоре после возвращения из Сахалина Антон Павлович Чехов писал: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа….» Желание поселиться в деревне осуществилось в 1892 году с покупкой имения Мелихово в Подмосковье. Это было исполнением давней мечты.
А.П.Чехов доволен своим Мелихово. Он зовет в гости друзей, расхваливает местность.
Всё время, пока сроился дом, Чехов сажал на пустыре вокруг него деревья и цветы. Он мечтал о том времени, когда зацветёт вся земля, он немало поработал для того, чтобы мечта эта осуществилась как можно скорей. Антон Павлович посадил в Мелихове замечательный вишнёвый сад и сад в Ялте. Он разросся, дом утопает в зелени. Сад называют «Чеховский», он – тоже своеобразный памятник великому человеколюбцу. В гостях у А.П.Чехова в ялтинском доме побывали многие выдающиеся деятели русской и мировой культуры. Писатели А.И.Куприн, И.А.Бунин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, композитор С.В.Рахманинов, художники И.И.Левитан, В.М.Васнецов и другие.
Частым гостем в доме А.П.Чехова был М.Горький. В этом доме А.П.Чехов прожил до 1 мая 1904 года.
А.П.Чехов работал в таких жанрах: пародии, шутки, комические оценки, рекламы, объявления, рассказы и т.д.
Но юмор не внешняя черта стиля Чехова. Это способ мышления. Смех Чехова таит в себе серьёзность. Смех – это приговор, это и цель иная: « Только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».(А.П.Чехов).
« Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр»
Существенное место в раннем творчестве Чехова занимает тема приспособленчества, хамелеонства. Эта тема по-настоящему осмыслена писателем в рассказе «Хамелеон».
Словарь урока:
Юмор –(англ.: нравственное настроение) – беззлобный, не обидный, шуточный смех.
Сатира – особый вид комического; служит для обличения общественно-опасных недостатков; резкое осмеяние, гневное осуждение отрицательных явлений в жизни общества и отдельных людей.
Хамелеон – порода ящериц, которые могут менять цвет кожи в зависимости от окружающей среды.
Конфискованный – изъятый, отобранный
- Выразительное чтение рассказа «Хамелеон» по ролям.
- Работа над содержанием рассказа.
– Кто главный герой рассказа?
- Назовите действующие лица.
- Кто такой Очумелов?
- У кого в руке конфискованный крыжовник?
- С каким беспорядком столкнулись Очумелов и городовой?
- Как решает проблему беспорядка в своём городе Очумелов?
3. Анализ рассказа.
В рассказе описывается маленький провинциальный городок в жаркий летний день. Городовой Елдырин несёт решето с конфискованным крыжовником. Заглавие рассказа «Хамелеон» раскрывает основную черту характера Очумелова. Подобно хамелеону, он быстро меняет своё решение об одном и том же предмете в связи с изменением обстановки. Он руководствуется не стремлением к справедливости и закону, а угодничеством и низкопоклонством перед сильными мира сего. Сообщение о том, что собака бродячая или, возможно, принадлежит какому-то неизвестному лицу, заставляет его принимать решение в пользу пострадавшего Хрюкина. Сообщение же о том, что собака генералова, толкает Очумелова на прямо противоположное действие – на оправдание собаки и обвинение пострадавшего.
Страх, что он может решить дело не в пользу сильного, доставляет полицейскому много неприятных переживаний. Он несколько раз изменяет свою точку зрения на происшествие. Он хочет угодить знатным и чиновным людям. Особенным тоном он разговаривает с народом, с людьми, стоящими ниже его по социальной лестнице ( А собаку истребить надо! Не рассуждать! Не дыши! Нужно проучить! и т.д.). У него появляются другие интонации и другой язык, когда заходит речь о людях сильных и богатых (Ишь ты, господи!.А я и не знал!. Братец приехали и другие).
Рассказ начинается с момента, когда генеральский повар сообщает, что собака принадлежит брату генерала. Колебания Очумелова прекращаются, и он принимает окончательное решение: пострадавший сам виноват (Я ещё доберусь до тебя), и собака должна быть возвращена владельцу: Возьми её.
События между завязкой и развязкой (колебания Очумелова под влиянием противоречивых сообщений о хозяине собаки) образуют основу действия рассказа и служат для раскрытия характера героя. Характер Очумелова раскрывается в его поступках и речи.
Надзиратель Очумелов олицетворяет грубую и тёмную силу полицейского государства.
В рассказе осуждается лицемерие, угодничество, низкопоклонство перед сильными, с одной стороны, и презрение к простому народу, с другой.
- Формирование умений и навыков.
- Составление кластера.
- Давайте составим образ нашего героя. Отметим присущие ему черты характера. Итак… Очумелов
Тест по рассказу «Хамелеон»
- На чьем лице было написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!?
А)Хрюкина В) Елдырина С) Очумелова
2. Кому принадлежат слова: « У меня у самого брат в жандарме»?
А) Елдырину В) Кому-то из толпы С) Хрюкину
3. Что-то снимал, то надевал Очумелов, в зависимости от ситуации.
А) Фуражку В) Погоны С) Шинель
4. Кто, наконец, называет хозяина собаки?
А) Кто-то из толпы В) Повар Прохор С) Городовой
5. Кому принадлежат слова: «У генерала собаки дорогие, породистые, а это – чёрт знает что!»
А) Прохору В) Очумелову С) Елдырину
6. Как ведёт себя толпа, окружившая Хрюкина?
А) Сострадает Хрюкину, но узнав, чья собака, смеётся над ним.
В) Осуждает собаку и жалеет Хрюкина.
С) Не верит Хрюкину и поднимает на смех. 7. В качестве доказательства Хрюкин показал толпе:
А) окровавленный палец
В) пойманную собаку
С) полицейского надзирателя
8. Чья собака оказалась на самом деле?
А) повара генерала, Прохора
В) генерала Жигалова
С) брата генерала
9. Какой породы была собака в рассказе «Хамелеон»
А) борзая В) легавая С) дворовая
10. Что держал в руках городовой, идущий по площади?
А) конфискованные яблоки
В) конфискованный крыжовник
С) конфискованный нож
4) Обобщение нового материала
«Несравненный художник жизни», - писал о нем Л.Н.Толстой. «Если бы из всех этих мелких рассказов, из многотомного собрания сочинений вдруг каким-нибудь чудом на московскую улицу хлынули все люди, изображенные там, все эти полицейские, акушерки, актеры, портные, арестанты, повара, богомолки, педагоги, помещики, архиереи, циркачи, чиновники, всех рангов и ведомств, крестьяне северных и южных губерний, генералы, банщики, инженеры, конокрады, монастырские служки, купцы, певчие, солдаты, свахи, фортепьянные настройщики, судебные исполнители, дьяконы, профессора, пожарные, пастухи, адвокаты – произошла бы ужасная свалка, ибо столь густого многолюдства не могла бы вместить и самая широкая площадь… Не верится, что все эти толпы людей созданы одним человеком, что только два глаза, а не тысячи глаз с такой нечеловеческой зоркостью подсмотрели, запомнили и запечатлели навек все это множество жестов, походок, улыбок, физиономий, одежд, и что не тысяча сердец, а всего лишь одно вместило в себя боли и радости этой громады людей». (К.Чуковский)
-Как вы думаете, живут ли чеховские герои через сто с лишним лет?
-Можно ли рассказ «Хамелеон» считать юмористическим?
-Мы говорим, что юмор помогает очищать общество от недостатков. Каких?
Лицемерие, невежество, фальшь, презрение, угодничество, подхалимство - появляются на интерактивной доске.
-А какие положительные черты характера нужны людям?
Честность, искренность, правдивость, уважение, воспитанность, человечность – на интерактивной доске заменяют слова на слайде.
- Рефлексия
-Что нового для себя открыли? Понравилась ли вам роль исследователей, артистов, биографов?
Комментирование оценок.
Домашнее задание.
- Подготовить инсценировку отдельных отрывков из рассказа «Хамелеон»
- Прочитать рассказ «Жалобная книга», сделать анализ.