Русский язык, 6 класс
Степени сравнения имен прилагательных.
Цели:
- Познакомить учащихся со способами образования степеней сравнения имен прилагательных;
- Формировать умения учащихся правильно образовывать формы степеней сравнения имен прилагательных и правильно употреблять их в речи;
- Способствовать развитию интереса к творческому поиску, умения анализировать, сравнивать;
- Воспитывать патриотические чувства.
Оборудование урока:
компьютер, презентация по теме урока, яблоко, апельсин, лимон, карточки для индивидуальной работы, жетоны (красные, желтые, оранжевые), аудиозапись песни «Улыбка», 3 конверта с «улыбками» для каждого ученика
Подготовка к уроку
На доске записано число, тема урока, стихотворение “С чего начинается Родина? ”, написанное ученицей нашей школы Ивановой Инны, нарисовано “волшебное” дерево, к нему прикреплены жетоны (в виде плодов) с заданиями, компьютерная презентация по теме «Степени сравнения имен прилагательных». Парты расставлены для трех групп, на каждом из трех столов лежит конверт, на котором обозначен один из трех цветов: красный, оранжевый, желтый, в конвертах приготовлены “улыбки” (изображены губы в форме улыбки) для каждого ученика, лежат белые жетоны небольшого размера. На отдельном столе лежат вырезанные из цветной бумаги кружочки, с одной стороны они белого цвета, а с другой – красные, оранжевые, желтые (одинаковое количество жетонов каждого цвета для деления учеников на три группы). Приготовлена аудиозапись песни “Улыбка”. Входя в кабинет, учащиеся выбирают жетон и определяют по его цвету свою группу (садятся за стол, на котором лежит конверт с данным цветом).
Ход урока:
- Организационный момент
Звучит аудиозапись песни “Улыбка”.
- Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок русского языка, урок, немного необычный. Приготовьте все необходимое для работы, сядьте удобнее, подарите всем присутствующим свои милые и добрые улыбки.
Откройте тетради, запишите число и тему урока, которая записана на доске.
Сегодня на уроке мы будем говорить о степенях сравнения имен прилагательных, будем учиться образовывать степени сравнения прилагательных и правильно употреблять их.
На ваших столах лежат белые жетоны, за каждый правильный ответ, выступление, какую-либо другую работу вы должны брать себе один жетон, в конце урока вы подсчитаете свои жетоны, их количество поможет оценить вашу работу на уроке.
- Повторение
- За годы учебы вы много узнали о русском языке, о его богатстве. Вспомните, пожалуйста, какую роль играют прилагательные в нашей речи? (Выделяют предмет из множества одинаковых, описывают его, делают речь точной, образной, выразительной)
- На какой вопрос отвечают прилагательные? (Какой?..)
Что обозначают? (Признак предмета)
Послушайте, что говорит о своей родной деревне одна из учениц нашей школы.
С чего начинается Родина
С чего начинается Родина?
С деревни любимой моей,
С названием Байзак,
Где прожила множество дней.
Я слышала: с давнего времени
Стада на лугах здесь пасли.
И место, где сочные травы,
Названьем таким нарекли.
Поля вокруг очень раздольные,
Пшеница родится и рожь,
Запутаться можно в колосьях,
Пока васильков наберешь.
Леса—небоскребы высокие—
Радушно встречают гостей.
Черникой немножко побалуют,
Душистой малиной своей.
И есть здесь река полноводная
С чудным названием Талас
Мой прадед на ней юным мальчиком
Купаться здесь очень любил…
В деревне народ очень дружный,
Всегда в ней звучит детский смех,
А радость иль горе случится,
Поделят все сразу на всех.
Найдите в стихотворении имена прилагательные и запишите в тетрадь. (Любимой, давнего, сочные, раздольные, высокие, душистой, полноводная, чудным, юным, вечернего, дружный, детский, жизненных)
Что можно сказать об отношении автора к родной деревне? (Автор этого стихотворения любит свою родную деревню.)
А вы любите? Опишите её при помощи имен прилагательных, запишите их в свою тетрадь. (Дети записывают в тетрадь имена прилагательные.)
Давайте послушаем, что у вас получилось, зачитайте по одному прилагательному друг за другом, стараясь не повторять уже прозвучавших признаков. (Каждый ученик называет одно прилагательное из записанных в тетради.)
Вот и вы показали любовь к своему родному селу. У каждого человека есть своя Малая Родина, и он ее любит. Не забывайте брать себе белые жетоны, оценивая свою работу.
- Новый материал:
Слайд 1.
Слово учителя.
Чтобы точно охарактеризовать предмет, мы выбираем из синонимического ряда необходимые прилагательные. А если надо сравнить предметы по признаку? Например:
Терпенье лучше спасенья.
Скупой богач беднее нищего.
Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.
(Пословицы.)
Качественные прилагательные имеют такие формы, которые обозначают признаки, присущие предметам в разной степени. Эти формы называются степенями сравнения. Различают две степени сравнения: сравнительную и превосходную. (Слайд 2.)
Каждая из степеней сравнения имеет две формы: простую и составную