Сложносочиненное предложение
Тренировочные задания к урокам.
Соотнесите схему с предложением
1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
Ни [ = ] ,ни [= ]. То [ = - ] , то [ = - ].
3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.
Либо [ - = ] , ли
4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.
5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.
бо [ - = ].
6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
[ = - ] , да [ = -].
[ - = ] , зато [ - = ]. Не только [ - = ] , но и [ - = ].
Расставьте знаки препинания в предложениях .
То светило солнце то шел дождь. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку.
Проблемная ситуация.
Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую.
В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
Комментарий . В сложносочиненном предложении запятая не ставится:
Если его части объединены общим второстепенным членом. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями. Например:
-Это кто такие и что им надобно?
-Как хороша эта девушка и как она умна!
-Гармонь, играй и веселитесь, люди!
Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором не нужна запятая. Объясните почему.
1. Становилось жарко и я поспешил домой.
2. Сумерки приближались и надо было торопиться.
3. Вот крик и снова все затихло.
4. От кого письмо и что в нем сообщается ?
Найдите сложное предложение .
А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.
А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
В. Месяца не было, звезды тоже не светили.
Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.
А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. Солнышко село и зорька погасла.
4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.
А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
Укажите предложение, соответствующее схеме:
[ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).
А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.
В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.
А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
В. Месяца не было, звезды тоже не светили.
Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.
А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
Найдите сложное предложение.
А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.